Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГРАНИ.РУ": Встретились два святейшества. Николай Митрохин анализирует итоги встречи в Гаване


Итоги встречи папы Франциска с патриархом Кириллом можно обсуждать в разных измерениях. Сотрудник международной организации или журналист провинциальной западной газеты увидит тут лишь очередное свидание лидера глобальной конфессии с главой крупной региональной церкви. Узнав, что этому событию предшествовала почти тысяча лет откровенной вражды (пусть в последние десятилетия в основном со стороны православных), он будет доволен: хорошая, обнадеживающая новость на фоне кошмара на Ближнем Востоке, еще одно подтверждение тому, что диалог лучше конфронтации. Циничный бизнесмен или военный махнет рукой: от этих людей ничто в реальном мире не зависит, делать им нечего - вот и встречаются.

Люди, так или иначе вовлеченные в российскую или украинскую политику, увидят иное. Принятое по итогам встречи совместное заявление имеет в некоторых пунктах отчетливо пророссийский характер. Это относится прежде всего к утверждениям о том, что конфликт в Украине носит внутренний характер (п. 26); что обе церкви не должны участвовать в конфликте (это при том, что украинские католики поддерживают руководство своей страны); что католики и православные нуждаются в примирении (п. 25) - с чем поспорили бы представители Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП); и что "раскол между православными в Украине" будет преодолен на основе "канонических норм" и при помощи католиков (п. 27) (тут УПЦ КП должна возмутиться еще раз). Из документа становится ясно, что Кирилл рассматривает украинскую ситуацию в плане конфликта греко-католиков и римо-католиков (и якобы контролируемых ими властей страны) с православными, под которыми он понимает только пророссийских боевиков в Донбассе. И в документе отражена совершенно необъяснимая логически уверенность патриарха в том, что папа как-то может повлиять на положение дел.

Некоторые российские комментаторы оценивают итоги состоявшейся встречи как результаты футбольного матча - не просто кто выиграл, кто проиграл, а кто сколько очков набрал по пунктам подписанного заявления. Но почему же речь непременно должна идти об игре с нулевой суммой? Почему победитель должен быть только один?

Кирилл, разумеется, получил от встречи свою пользу. Он не только исполнил поручения российского руководства, но и хорошо провел время на чужой "канонической территории" (отметив Валентинов день с Фиделем Кастро), увидел приятные для себя слова об Украине в тексте итоговой декларации, сумел вставить в нее много других тем, продвигаемых Московской патриархией (Ближний Восток, поддержка традиционной семьи, мягкое осуждение гей-браков и биотехнологий и т.п.).

Короче говоря, крепкий (внешне) бодрячок вернется в Москву на президентском лайнере не с пустыми руками, а чуть ли не лидером христианского мира - так, во всяком случае, эта встреча будет преподнесена российской публике. И на этом фоне уже не так важно, что в России в церковь более или менее регулярно ходит менее процента населения.

А что же устало выглядевший на встрече Франциск, полетевший к своей примерно стомиллионной пастве в Мексике чартерным рейсом "Алиталии"? Он, как полагается главе конфессии с более чем миллиардом последователей и просто наместнику Бога на земле, видя минутное, не забывает о вечном. По статусу он преемник апостола Петра, а значит, несет ответственность за благоустройство всей христианской общины на Земле.

Когда-то у римо-католиков считалось, что христиане - это те, кто разделяет общие догматы и обряды. С появлением в XVI веке греко-католиков (униатов) в числе тех христиан, на кого распространяется власть папы, оказались и придерживающиеся иных обрядов. Уже в ХХ веке оказалось, что и догматы - вещь изменяемая, а потому всех христиан независимо от конфессиональной принадлежности надо воспринимать как братьев во Христе. А дойдут ли они до мысли, что центр единения христиан - Святой Престол, и когда они до нее дойдут - дело вторичное. Главное - братское общение и сотрудничество в деле продвижения в мир христианских принципов (в актуальной для Ватикана трактовке).

В этом контексте налаживание непосредственного и братского (по совместному заявлению) общения с главой крупной христианской церкви, которая сотни лет стояла в жесткой оппозиции римскому престолу, - стратегический успех. Успех, стоящий мелких тактических уступок в сиюминутных политических вопросах. Успех, в ряде случаев позволяющий разменять мишуру декларативных воззваний к миру во всем мире на чистое золото практических решений. Так, Кирилл в том же совместном заявлении признал право Украинской греко-католической церкви на существование и право на окормление своих верующих - что в корне подрывает многолетнюю антиуниатскую агитацию РПЦ и дает большой глоток воздуха греко-католическим общинам в России и Казахстане. Тезис о братских церквях открывает и путь к легализации давно существующего, но доселе полуподпольного сотрудничества отдельных приходов, священников, семинарий и целых епархий РПЦ с католическими организациями. Это, на мой взгляд, должно оказать опосредованное, но мощное влияние на весь климат межконфессиональных отношений в России.

И, наверное, потому у православных фундаменталистов в РПЦ, много лет строящих свою идентичность на разжигании ненависти к католикам, по итогам совместного заявления началась форменная истерика. Привыкшие с середины 1990-х годов громить своих более умеренных оппонентов за желание "продать" церковь Ватикану, они впервые за это время отчетливо поняли, что их время ушло. И хотя страсти в этом котле еще покипят и побулькают, российское общество в целом от гаванской встречи выиграло.

Николай Митрохин,
"ГРАНИ.РУ", 15 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования