Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДЕНЬ": Встреча в Гаване: странная логика, печальные и сомнительные результаты


К сожалению, итоги встречи Папы Римского Франциска и Патриарха РПЦ [МП] Кирилла в Гаване оказались еще более негативными как для Украины, так и для всего христианского мира, чем об этом предупреждали эксперты «Дня» («Что бы сказал Иосиф Слепой?»). Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к тексту совместного заявления двух предстоятелей, опубликованному на сайте Московской патриархии. Кроме русского, на том же сайте опубликован текст заявления на английском, французском, итальянском и испанском языках.

Итак, обратимся к ряду ключевых положений заявления.

«Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов». Я понимаю, что для Кирилла (Гундяева), который долгие годы верой и правдой служил советскому режиму и не раскаялся за это, тоталитарная Куба до сих пор «остров свободы» и «символ надежды», но почему для Папы Франциска символом надежды является Куба, где более полувека существует деспотический режим, где за решеткой до сих пор остается много политических заключенных, где торжествуют массовая нищета и роскошная жизнь номенклатуры, где десятилетиями жестоко преследовались католики и только недавно это преследование было отменено? Странно это, как по мне. Странным является и другой тезис заявления — мол, мы встретились «вдали от старых споров «Старого света»». Но ведь Куба — это как раз символ тех «старых споров», вспомним роль СССР в утверждении режима братьев Кастро...

«Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы, мы воздаем благодарения Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы», — тоже поистине странное утверждение, учитывая тот прессинг, которому в России подвергаются христиане, не относящиеся к РПЦ. И вообще, говорить о «возрождении христианской веры в России», где РПЦ является составляющей режима, как-то не приходится...

«Мы не соперники, а братья: из этого понимания Мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываю католиков и православных во всех странах учится жить вместе в мире, любви и единомыслии между собой (Рим. 15: 5)».

А вот тут начинается самое интересное. Текст и тональность, буква и дух заявления свидетельствуют о том, что со стороны Кирилла имеем очевидное стремление говорить от имени всех православных. Что ж, эта претензия РПЦ — не новость, еще при Сталине возрожденный им (и полностью зависимый от него) Московский патриархат пытался это сделать, достаточно вспомнить неудачную попытку собрать в послевоенные годы в Москве Всеправославный Собор. Но почему Папа Римский пошел навстречу этим попыткам? Объяснение Мирослава Мариновича — дескать, в том, что касается религиозных деятелей, «действует другая логика», здесь не годится. Прежде всего потому, что, на мой взгляд, вряд ли можно назвать патриарха Кирилла «церковным деятелем». Он — политик, и еще раз политик, причем определенного сорта. Если в Ватикане этого не понимают или не хотят понимать, то беда такому Ватикану — и всему католическому миру.

И вообще: Папа Римский назвал братом предстоятеля Церкви, которая была в свое время соучастником преступлений советской тоталитарной власти и до сих пор не захотела покаяться за них. Речь идет о самых разных преступлениях — от массового нарушения тайны исповеди в пользу НКВД-МГБ-КГБ и до погрома УГКЦ в послевоенное время и присвоения себе ее храмов.

Ну, а то, как воспевали иерархи РПЦ Сталина, как дружно лизали задницу, вообще выходит за пределы бытовой человеческой (даже не христианской!) нравственности. Вот что говорил, например, патриарх Алексий І в Богоявленском соборе перед молебном по случаю семидесятилетия «вождя всех народов»: «Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, поражается обаянию его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса. Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь имеет в нем верного защитника». И это сказано тогда, когда за колючей проволокой ГУЛАГа находились миллионы христиан...

А на панихиде по Сталину Алексий I сказал: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы ни проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его Гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума». И т. д., и т. п.

И где же покаяние РПЦ за это торжество безнравственности? Его нет, однако на официальных церковных сайтах мы находим оправдание позиции иерархов и откровенную осанну «возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу».

Зато Ватикан де-факто признал свой «грех», который заключался в упорных попытках церковной унии, то есть объединения христианского мира: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических событий, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». Нет, конечно, уния — это в свое время была очень противоречивая вещь, но где раскаяние РПЦ за «аншлюс» УГКЦ в сталинские времена? Его нет. Однако УГКЦ, по мнению Папы Франциска, «имеет право существовать», не более.

Ну, а дальше в заявлении идет откровенная фальшь, очевидно продиктованная Москвой: «Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываю все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудится для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно».

Иначе говоря, католики и греко-католики Украины должны закрыть глаза на факт российской агрессии, воспринимать войну как «противостояние на Украине», устраниться от сопротивления агрессору, если тот сделает «конфликт» более масштабным и способствовать инкорпорации Киевского Патриархата в Московский, то есть — если откровенно — сталинский...

Не будучи ни греко-католиком, ни католиком, не возьмусь оценивать Папу Франциска. Но в целом с христианской точки зрения такие действия (и факт встречи именно в Гаване, и буква и дух заявления, и фактическое предоставление Кириллу возможности говорить от имени всех православных) выглядят по меньшей мере странно, более того — они свидетельствуют о глубочайшем кризисе Ватикана.

Сергей Грабовский,
"ДЕНЬ", 13 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования