Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Коваленко, Митрополит Онуфрий, и системный кризис УПЦ МП. С "неладно что-то в Датском королевстве" УПЦ МП прочно шагнула в "какая-то в державе датской гниль". Рубикон перейден


Существуют два типа идиотизма. Первый –  человек лезет с советом или анализом, когда у него не спрашивают. Второй – когда подсказывающему соседу о необходимости залатать крышу говорят, что он ничего не понимает в уникальной архитектуре разваливающегося на части строения. По традиции Св. Павла, сегодня я запишу себя в идиоты первой категории. Просто потому, что со стороны иногда действительно виднее. Тем более, речь идет о нынешних процессах и долгосрочных перспективах УПЦ МП.

Вчерашнее отправление протоиерея Георгия Коваленко стало признаком цементирования – дай Бог, краткосрочной – реакционной стратегии развития УПЦ МП . Это уже не симптом; это – диагноз. С «неладно что-то в Датском королевстве» УПЦ МП прочно шагнула на в пространство условного «какая-то в державе датской гниль».  Рубикон перейден.

Сказать, что УПЦ МП оказалась в деликатном положении в украинских реалиях Майдана и особенно Пост-Майдана – ничего не сказать. Перспектива быть воспринятой обществом в качестве пятой колонны в часто агрессивном и естественном в условиях войны всплеска патриотизма опасна. Для конфессии, не доминирующей в стране в похожей ситуации всегда есть рад альтернатив. Одна из них – путь архиепископа Николая (Касаткина); вторая – позиция коптов во время конфликтов с «христианскими» государствами; третья – выбор большинства сирийских христиан в Арабо-Византийских войнах. Бывает, конфессия выбирает путь христиан Сасанидской Империи времен Сапора Второго, жаловавшегося: «Они живут с нами, но верны Цезарю.» Церкви со статусом УПЦ МП с ее количеством верных в таких условиях пространство для маневра предельно ограничено. Ее выбор траектории выжидания - опасен. То, что это вызовет существенные потери как в нынешних реалиях, так и в ближайшем будущем, полагаю, было прекрасно понятно церковным стратегам. Но, боюсь, и в расчете на исправление кривой дуги в дальней перспективе они могут серьезно просчитаться.  Христианская история знает немало примеров, когда подобный расчёт шаг за шагом вел к полной потере и статуса-кво, и территорий, и юрисдикции.

К тому же, стратегия выжидания на практике приняла черты пророссийской позиции в глазах возрождающейся украинской общественности. Часто -- по вине неуклюжих архиереев. Но какая церковь – такие и архиереи. Знаковые акты а-ля «не встал во время заседания Рады» даром не проходят. За них приходится платить. И платить дорого…

В подобной ситуации нет ценнее ресурса, чем достойные кадры. Люди, могущие и желающие быть адвокатами церкви пред общественностью. То есть, к которым прислушиваются  противники с другой стороны экклезиальных окопов. Те, кто интеллектом, образованием и образом жизни сохранил уважение секулярного общества. В УПЦ МП таких людей предельно мало. До вчерашнего дня протоиерей Георгий Коваленко все-еще был первым в этом списке.

При немного иных реалиях подобный шаг можно было бы понять. В конце концов, в разгар карнавала, раздав народу десятую долю казны и пообещав сделать то же через год, король может снять голову популистскому лидеру, одному из любимцев бывшего правителя. Это не делается во время голода с зарождающимся бунтом.

К тому же, один из главных признаков мудрого руководителя – умение найти применение «неудобным», но ценным кадрам. Выбрасывающие на свалку талант, способность и калибр часто оказываются там же сами. Способность инкорпорировать сложный, но ценный человеческий материал в структуру организации для предельного максимума отдачи – качество, отличающее руководителя от управителя. Это если даже не упоминать об апостольской ответственности и долге епископа пасти вверенное «стадо» и печтись о его благосостоянии.

Mutatis mutandis, даже без военных действий на Востоке и аннексии Крыма, УПЦ МП живет на одолженном времени и кредите. Скандалы с автопарками и коттеджами иерархов, к тому же принадлежащим к разным враждующим фракциям внутри самой церкви, выглядят по крайней мере дико в украинском социально-экономическом контексте для христиан вне этого региона. Если украинское общество пока допускает мысль, что православный иерарх – это тот же олигарх, только с панагией, у нас подобный образ жизни присущ разве что шарлатанам, паразитирующим на малообразованной части нео-протестантов. В условиях глобализации и стратегической европейской перспективы Украины, негласный общественный договор и терпение не будет продолжатся вечно.

К этому добавляется дремучее невежество клира. Имея лучшие ресурсы из всех возможных «конкурентов» в Украине за период последней независимости, УПЦ МП не создала даже относительно удовлетворительной системы церковного образования. Просмотр учебных материалов в украинских семинариях, подконтрольных этой церкви, отвечает на никак не проходящее удивление автором этого материала отсутствием базовых богословских знаний хорошего числа православных священников. Без преуменьшений, их образовательный уровень – «Библейская Школа» без какой-либо аккредитации при конгрегации протестантских фундаменталистов в США. Встретив исключение из правила, быстро узнаешь, что его «носитель» или получил хорошее обучение в светских структурах, или долго и упорно занимался самообразованием. При этом архимандрит Кирилл (Говорун), пытавшийся изменить ситуацию, сам оказался за бортом – как структур своей церкви, так и страны. Зато на Западе, если спросить в академических богословских кругах, слышали ли они об украинских теологах, его имя упомянут первым. Часто – и последним.

Разбрасывание малочисленными, чудом выжившими на «верхах» УПЦ МП кадрами – плачевное, неграмотное и контрпродуктивное разгильдяйство по минимуму, расхищение вверенного наследия по максимуму.  Но гораздо опасней поворот к православному фундаментализму, нашедшему своего лидера в лице Предстоятеля. Недавнее заявление митрополита Онуфрия (Березовского) о возможном отказе Московского Патриархата от участия в проведении «Всеправославного Собора» важно своей аргументацией о «закрытии» института Вселенских Соборов и недопустимости признания догматического развития Православной Церкви.

Предоставив право православным самим определять, что же есть «православие», невозможно не отметить каскад логических выводов от поворота в сторону православного фундаментализма УПЦ МП.  Изоляция и тупик – не самый худший из вариантов. Непонимание реалий глобализационных процессов, вера в беспредельную энерцию украинского общества чреваты крахом. Может, не сегодня, но точно -- через два десятка лет. Монах всегда может спрятаться в келье и представить, что он живет в одном мировоззренческом пространстве с Каппадокийскими отцами. Но «вправить» такую систему координат поколению, выросшему на айфоне и всеведущем гугле просто невозможно. Церковь, пытающуюся ответить на вызов постмодернизма и постструктурализма методами протопопа Аввакума или 12 статей царицы Софьи ждет одно -- утрата релевантности. «Если же соль потеряла силу, то чем сделаешь ее соленою?» Госпожа История знает немало примеров – и некоторые из них разыгрывались совсем рядом с украинскими землями – когда при достижении критической точки кажущиеся незыблемыми церковные структуры рушились за несколько лет, несколько месяцев, а то и несколько недель. Время остановить запущенный маховик краха у УПЦ МП еще есть. Вопрос состоит – не прошла ли эта организация свою точку невозврата? Христос обещал – врата ада не одолеют Церковь; Он ничего не говорил об Ее ныне тяжело болеющей части, УПЦ МП…

Разумеется, это – рассуждения со стороны,  к тому же в рамках упомянутого выше идиотизма автора. Впрочем, к тем двум категориям нужно отнести и третью. Идиотизмом может быть при усилии поправимое, но не устраняемое попущение.

Сергей Ф. Дежнюк,

"BAZNICA.INFO", 30 января 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования