Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКАЯ ВЕРА": Прошлое, настоящее и будущее старого обряда в Русской Православной Церкви. В рамках XXIV Рождественских чтений 26 января в ХХС прошла конференция по старому обряду


Президиум конференции возглавили несколько иерархов РПЦ: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), епископ Губкинский и Грайворонский Софроний (Китаев), епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский) и епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь) (РПЦЗ [МП]). Вел конференцию митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), ему ассистировал руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, клирик Покровского храма в Рубцове протоиерей Иоанн Миролюбов. На самой конференции в качестве зрителей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, значительная группа старообрядцев, в том числе представляющих известные старообрядческие электронные и печатные издания.

С первым докладом «Старообрядческий священник Евгений Бобков (к 30-летию со дня трагической гибели)» выступил игумен Кирилл (Сахаров), настоятель Никольского храма на Берсеневке. Игумен Кирилл рассказал о своем знакомстве с о. Евгением, нескольких встречах с ним. Большое внимание докладчик уделил вечеру памяти о. Евгения, проходившему на Рогожском 26 ноября 2015 г. Интересно, что ведущий заседания митрополит Георгий отметил важность подобной исторической информации, хотя она сама по себе не имеет прямого отношения к единоверческим темам, обычно затрагиваемым на подобных мероприятиях.

Иерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма с. Михайловская слобода Московской области, выступил с докладом «Новые сведения об учреждении единоверия в храме Архангела Михаила села Михайловская Слобода». Храм, построенный в начале XVII века, к моменту учреждения Единоверия принадлежал господствующей церкви. По существующим правилам его нельзя было передать единоверцам, но после многочисленных просьб жителей села Михайловская слобода и окрестных деревень для них было сделано исключение. В 1817 году архиепископ Дмитровский Августин (Виноградский) издал следующий указ: «Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах».

Стоит отметить, что наибольшее количество зрителей, которые едва могли вместиться в зал пресс-центра церковных соборов РПЦ, привлек доклад доктора политических и философских наук Александра Гельевича Дугина «Единоверие как мировоззрение». Докладчик рассказал о единоверческом движении начала XX века. Возрождение патриаршества было для единоверцев символом возвращения к древнерусской традиции.

А.Г. Дугин определяет единоверие как воссоздание полноты и единства, утраченных, по его мнению, обеими сторонами конфликта. Если еще в XVII веке восьмиконечный крест был символом и оказательством принадлежности к старообрядчеству, то теперь идет процесс «воссоздания древнерусского наследия». Также Дугин отметил возможность сосуществования двух разных обрядов (двуперстия и трехперстия) под одной «церковной крышей».

После доклада прозвучало множество вопросов. А.В. Антонов, главный редактор старообрядческого журнала «Церковь», в своей реплике обратил внимание на тезис Дугина о сосуществовании двух обрядов:

«Это выступление — классический образец профессорской философии. Александр Гельевич прекрасные вещи говорит, замечательные. Но вот встретились два ребенка — старообрядец и новообрядец. Устами детей говорит истина. Спрашивают друг друга: как надо креститься? Старообрядец говорит: двумя перстами, а другой — тремя. И ребенок-старообрядец не говорит: «Ты неправильно молишься». Он говорит: «Ты не умеешь складывать пальцы!»

Второй пример. Приходит единоверец в новообрядческий приход и молится двоеперстно. Его старухи бьют по рукам. Правильно! Сознание человека не терпит постмодернистской катавасии. Вы придите в храм св. Николы на Студенцах. Приход принадлежит к РПЦ, но Вас там не примут, и правильно сделают.

Александр Гельевич, я хочу сказать, что у Вас в речах все звучит блестяще. Я Вас прекрасно понимаю, сам переживаю за русский народ, разрозненный и разорванный. Тут вот вышел какой-то человек, у него здесь Сталин, здесь — Царь, здесь —  красный флаг. Все, что угодно — все в одной голове. и это страшно.

Александр Гельевич «болеет», и я «болею». Я его за это люблю и понимаю. Но вот как быть практически? Войдет в единоверческий приход наивный человек, будет креститься троеперстно — и ему сделают замечание. Что делать?»

В ответ А. Г. Дугин сказал, что оба крестных знамения являются приемлемыми. Есть две разные стратегии, пояснил он: педагогическая — позволять в единоверческом храме креститься троеперстно — и жесткая: пришли к нам, значит, соблюдайте правила. Но главное — результат: ведь и в том, и в другом случае человек проникается идеями единоверия.

Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, клирик Покровского храма в Рубцове, выступил с докладом «К вопросу о чиноприеме старообрядцев в Русскую Православную Церковь». Согласно постановлению Священного Синода РПЦ от 30 мая 2014 года старообрядцев в РПЦ принимают через миропомазание. Но до сих пор существует разброс мнений, большой разнобой. В Требнике содержится несколько чинопоследований, которые не просто разнятся между собой, но и не вполне подходят в данном случае. По мнению о. Иоанна, необходимо выработать единый чин, взяв за основу созданный митрополитом Платоном (Левшиным), исключив из него формулировки, связанные с проклятиями и исторически недостоверные данные. Очевидно, что этот вопрос отчасти связан и с нынешним диалогом между РПЦ и РПСЦ по вопросу канонического статуса Белокриницкой иерархии.

Григорьева Вероника Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове, выступила с докладом «Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект». Выступая, В. Григорьвеа проанализировала тенденции уставного богослужения в старообрядных и единоверческих храмах Московской патриархии. В храмах, где богослужение совершается по древнерусскому, дониконовскому чину, руководствуются не только указаниями Устава, но и современной практикой старообрядцев, поскольку не все моменты в Уставе прописаны, либо в разных книгах содержатся противоречащие друг другу указания. Когда читать полунощницу при совершении всенощного бдения? Когда читать 9 час: до или после Литургии? Как следует совершать поклоны на Херувимской, ведь в древнерусских певческих рукописях и служебниках не предусмотрено деления ее на две части?

В настоящее время разные единоверческие приходы ориентируются на практику того согласия, которое им «ближе»: поповцев Рогожской слободы или липован, традиции безпоповцев Рижской Гребенщиковской общины и Преображенской федосеевской моленной. Однако при ближайшем исследовании оказалось, что некоторые особенности старообрядческой службы были заимствованы в новообрядчестве в период принятия беглого священства, другая часть стала плодом позднейших прочтений и трактовок указаний Устава.

Исходя из этого, В.Ю. Григорьева делает вывод, что предпочтительнее осуществить реставрацию древнерусских традиций, чем опираться на современную старообрядческую практику. Это позволит не только ввести в богослужение единоверческих приходов дораскольную практику, но и продолжить систематизацию и справу церковного Устава, которая осуществлялась в Древней Руси вплоть до раскола.

Протоиерей Сергий Гончаров, клирик Свято-Серафимовского храма г. Иваново Иваново-Вознесенской епархии, выступил с докладом «Эволюция энклитики «ся» в период богослужебной реформы патриарха Никона». При сравнении старого и нового текстов Апостола, Евангелия и Псалтыри он выяснил, что безударная частица «ся» в большинстве случаев была переставлена из препозиции (перед глаголом, к которому относится) в постпозицию (после глагола). Наблюдается также и обратное перемещение. В редком случае энклитика «ся» остается на своем месте.

Этот вопрос с точки зрения лингвистики рассматривали многие светские ученые, но они не учитывали богословский аспект. Задачей докладчика было выявить влияние лингвистических изменений на сакральность текста, которая после длительного изучения и была обнаружена. В результате рассмотрения 70 примеров докладчик сделал вывод: книжная справа привела к к изменению семантических смыслов, преобладанию пассивного самоощущения над активным, а смещение понятий привело в том числе и к появлению на Руси рабовладельческого строя — крепостное право было закреплено Соборным Уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году.

Карпец Владимир Игоревич, кандидат юридических наук, член Союза писателей России, [сделал доклад] «Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке». Архимандрит Павел Прусский, в миру Петр Иванович Леднёв, происходил из семьи старообрядцев-федосеевцев. Получил хорошее домашнее образование, был известен как начетчик. Постепенно пришел к убеждению, что взгляды федосеевцев на брак неканоничны. Будучи настоятелем федосеевского монастыря, стал допускать новоженов (семейных людей) на совместную молитву. Его проповедь в защиту безсвященнословного брака и моление за царя (за царский чин) привели к разрыву с федосеевским согласием.

Еще будучи безпоповцем, Павел Прусский тесно общался с Ксеносом, старообрядцем белокриницкого согласия. Последний убеждал Павла Прусского в необходимости принять священство. Но в 1867 году Павел Прусский присоединился к РПЦ, стал настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве (отобранный у безпоповцев мужской двор Преображенского монастыря) и получил большую известность как апологет агрессивного единоверия.

Докладчик выделил два направления в единоверии:

- Сторонники священника Иоанна Верховского, который жестко настаивал на снятии клятв собора 1666 года и объединении единоверцев и старообрядцев-поповцев в одно независимое от господствующей церкви согласие.
- Сторонники Павла Прусского, который считал снятие клятв необязательным.

Карпец в ходе доклада огласил малоизвестный факт, что обер-прокурор синода К.П. Победносцев предлагал Павлу Прусскому рукоположение во епископы.. Однако последний отказался из опасения создания в лоне синодальной церкви парралельной старообрядной иерархии.

Уже в кулуарах присутсвующие на конференции представители старообрядных приходов назвали этот факт достойным сожаления. «А счастье было так ближко», - отметил Владимир Игоревич Карпец. По его мнению хиротония Павда Прусского во епископы действительно могла бы способстововать «старообрядизации» господствующей церкви и даже исцелению церковного раскола впоследствии.

Также было сообщено о разговоре между Павлом Прусским и известным староборядческим писателем Илларионом Георгиевичем Кабановым (Ксеносом), в ходе которого последний якобы обещал присоединится к синодальной церкви в случае, если ее Собор отменит решения Соборов 1666-1667 годов.

В. В. Волков рассказал о единоверии в Симбирской губернии. В 1864 году община купцов-спасовцев перешла в единоверие и обратилась к епископу Феодосию с просьбой предоставить им для молитвы Успенскую церковь, построенную в 1641 г. Просьба была удовлетворена. Единоверцы перенесли старинную церковь на новое место. Согласно описям, в Успенской церкви было много древностей, в том числе и антиминс XIV века.

На следующий день, 27 января, в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове прошел круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Председателем выступил член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Нещерет) (РПЦ [МП]). Была продолжена дискуссия на темы заслушанных накануне на конференции докладов. Обсуждались текущие ситуации в жизни общин, общие вопросы позиционирования единоверия на современном историческом этапе, проблемы взаимоотношения со старообрядчеством, в том числе нюансы чиноприема из различных согласий в РПЦ, а также совместные планы в области издательской деятельности, информационного обмена и паломничеств.

Викарий первоиерарха Русской Зарубежной церкви по окормлению единоверцев епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь) рассказал об истории перехода общины старообрядцев-поморцев во имя Рожества Христова в городе Ири (Пенсильвания, США) в РПЦЗ и об особенностях устава прихода.

"РУССКАЯ ВЕРА", 27 января 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования