Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА": Почему митрополит Онуфрий не в ладах с реальностью. Екатерина Щеткина о последних заявлениях главы УПЦ МП


Вчера в Киевской митрополии УПЦ Московского патриархата состоялось епархиальное собрание. Которому не суждено было стать просто «рабочим моментом» в жизни епархии

Фото: УНИАН

Не знаю, что произвело большее впечатление на присутствующих - то, что их отмечали в списках, как школьников на субботнике, или то, что в зале виднелись призабытые одиозные лица, или возможность поговорить по душам с начальством - к которому накопилась масса вопросов, и которое оказалось настолько любезно, что согласилось их выслушать и ответить.

Наверное, именно эта начальственная откровенность не оставила шанса для собрания превратиться в "проходное" корпоративное событие. Надо отдать должное митрополиту Киевскому Онуфрию - зная, что вопросов накопилось множество, и в основном - неудобные, он проявил небывалую открытость. Впрочем, его ответы в большинстве своем оказались такими же неудобными, как и вопросы. Многих они поставили в тупик, а некоторых особенно субтильных - даже повергли в отчаяние.

Притом, что ничего совершенно неожиданного не прозвучало. До своих подчиненных митрополит Онуфрий донес вполне консервативную позицию. То есть позицию вполне консервативного монаха Русской православной церкви, с его предубеждением к католикам, крайним неприятием "раскольников", уверенностью в том, что все изменения - к худшему, что образцовой институцией является церковь, а все внешнее ей - сплошной хаос (причем родное украинское государство в этом хаосе - лидер), что язык богослужения должен быть неудобопонятным, поскольку понимать веру надо "сердцем", а не другими местами, что начальство всегда право, а от образования и прочей "философии" добра не жди.

Что он сказал такого, чего мы не могли ожидать от "образцового монаха" и "молитвенника" Русской православной церкви? Впрочем, кое-что странное он все же сделал - разрешил не поминать патриарха Кирилла за богослужением - в самом крайнем случае. И тут же для равновесия о молитве "за украинскую державу" отозвался сдержанно и предложил поменять редакцию на "за державу Руську".

Особо досталось от владыки Всеправославному собору, запланированному на будущий год. По мнению главы УПЦ МП, Собор не нужен. И даже, пожалуй, вреден. Во-первых, по глубокому убеждению митрополита Киевского, на Соборе будут подлоги - голосовать, мол, будут за один документ, а подписывать другой. Уж не знаю, откуда у митрополита Онуфрия такая уверенность в нечистоплотности коллег по служению. Как и в том, что приведет все это "к многим расколам". А во-вторых, просто не нужно ничего менять. А надо "ломать себя под веру, а не веру под себя". Глава Киевской митрополии совершенно убежден в том, что церковь - такая, какая она есть - совершенна, безупречная, ни в каких изменениях не нуждается и никому ничего не должна. А кому что-то не нравится, тот пускай пойдет вон.

Я теперь знаю, что ответить тем, кто спрашивает, как изменилась УПЦ МП митрополита Владимира в правление митрополита Онуфрия. Коротко и просто. Церковь Владимира Сабодана имела человеческое лицо - со всеми его улыбками и гримасами, красотой и уродствами, просветлениями и помутнениями. Церковь митрополита Онуфрия не имеет лица, но претендует на то, что у нее есть лик. Совершенный, застывший, аскетичный и далекий, созданный в полумифические "руськие" времена полумифическими иконописцами. И выглядит она, как и подобает старой иконе, в которой диспропорции обратной перспективы имеют глубокое значение, но непосвященному кажутся уродствами. Эти иконы можно "понимать сердцем", но также совершенно очевидно, что место им в музее или лавке древностей среди прочих диковинок.

Митрополит Онуфрий, возможно, был совершенно прав, когда говорил на собрании о собственном "совершенстве" в вере по сравнению с иными прочими присутствующими. Не только потому, что раз Господь попустил ему быть главой церкви - значит, он муж достойный. Но и потому, что митрополит Онуфрий, кажется, действительно "безупречный монах", как нам и обещали те, кто продвигал его в свое время в предстоятели. Эти пиарщики только об одном забыли нас предупредить - а может, и сами не догадывались: "безупречный монах" - это еще совсем не значит "безупречный глава церкви".

Во всяком случае, в нашей (вернее, русско-православной) традиции - это не просто "не совсем так", а скорее "наоборот". Потому что "безупречный монах" обязательно считает именно монашество и монастырский способ жизни - образцом для любого и каждого христианина. Т.е. те христиане, которые "в миру" - это касается даже клириков, что уж говорить о мирянах - христиане "второго сорта" по сравнению с монашеством. Именно монастырский образ жизни - это планка, к которой должен тянуться "мир", на которую миряне должны смотреть снизу вверх. Монахи - законодатели церковного образа жизни, то меньшинство, которое определяет правила игры для большинства. По праву "чистоты жизни" - праву, которое, по сути, они же и придумали, но в котором не смей усомниться.

Тому были исторические причины (кстати, они, в частности, крылись в том, что монахи в те далекие времена были едва ли не самой образованной частью общества), тому есть объяснения в церковной традиции - не наша задача их разбирать и разъяснять. Для нас важны последствия - то, что в результате сформировалась специфическая "монашеская" гордыня и желание сохранять свою власть в общине верных, называемой "церковью" во всей ее возможной полноте.

Фото: fotolitopys.ua

Отторжение идеи Всеправославного собора - следствие боязни, что по этой полноте власти может быть нанесен удар. Изначально Собор имел целью пересмотреть некоторые практики христианской "мирской" жизни с точки зрения их практичности и оправданности. Известно, по крайней мере, о пересмотре практики поста - по традиции монастырский устав поста распространяется и на мирян, что уже давно вызывает вопросы и сомнения.

Сама мысль о том, что миряне могут в согласии с собой, верой и практикой жить, не наследуя при этом монастырский образец, не пытаясь дотянуться до этой "высокой планки", оказалась травмой для наших "безупречных монахов". Именно УПЦ МП под руководством митрополита Онуфрия выступила с письмом, в котором высказывала "глубокую озабоченность" по поводу Всеправославного собора, который может посягнуть на "чистоту веры", предостерегала от "попустительства", "уступок" и прочих страшных вещей.

Обращение верных УПЦ МП по поводу Всеправославного собора, впрочем, оказалось настолько консервативным, что даже в Моспатриархии на него отреагировали с плохо скрытым раздражением. Но с тех пор, впрочем, политическая ситуация поменялась - и это обращение вполне могут вынуть из-под сукна, чтобы объяснить собственный отказ от участия в Соборе. Тем более, что основной месседж митрополита Онуфрия на епархиальном собрании повторил основную мысль письма-обращения: никаких "заигрываний с миром".

Впрочем, нельзя списывать все только на психологию "безупречного монаха". У руководителя украинской "дочки" МП есть все основания чувствовать себя в осаде и находить утешение в мыслях о том, что именно ты и твой ближний круг - тот самый "остаток Израилев", в котором сохраняется "истина". Что ж, тут действительно сохраняется специфическая "истина" русско-православных мифов, в которых есть некая "Святая Русь", вполне равнозначная Самому Христу. То есть никакой "украинской державы", например, внутри монастырских стен нет. Там есть "Русь".

Другими словами, митрополит Онуфрий не в ладах с реальностью. И чем настойчивей реальность о себе напоминает, тем горячее его неприятие и отпор. В этом не было бы никакой беды - в конце концов, Царствие Христово не от мира сего, и это можно понимать и таким образом. И, кстати, жить внутри себя и сопротивляться реальности - самое обычное дело для многих, очень многих людей, в том числе далеких от религии. Но беда в том, что глава церкви - это политическая, а не монастырская должность. А политик, не соотносящийся с реальность, - легкая добыча для всевозможных манипуляторов. Пока митрополит Киевский живет в своей внутренней "духовной Руси", лелеет ее и отчаянно защищает от каждого поползновения извне - как реального, так и иллюзорного, - его паства, живущая в реальности, пребывает в растерянности и растущем раздражении. Они не хотят превращаться в "остаток Израилев" и чувствовать себя в "вавилонском плену" на родной земле. Противоречия между тем, что происходит внутри "монастырских стен" - и реальных, и духовных, - и тем, что происходит вовне, нарастают. И обязательно найдутся - уже находятся - те, кто не пропустит возможности воспользоваться этой "разницей потенциалов".

Екатерина Щеткина,

"ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА", 30 декабря 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования