Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ МОНАХА ДИОДОРА (ЛАРИОНОВА): Интеллектуально-культурное дно. О книге архимандрита - ныне епископа - Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые"


Недавно просили в двух словах, то есть предельно коротко, сказать, чем же так нехороша книга архимандрита - ныне епископа - Тихона Шевкунова "Несвятые святые". С анекдотическим, местами пошлым и балансирующим на грани кощунства стилем книги практически все согласны (хотя и не все это чувствуют остро, а некоторых это вроде как даже забавляет). Но людям кажется, что один аргумент всё это оправдывает. Миссионерство! Народ-де в большинстве своём узок и непросвещён, а отец Тихон сумел до него, этого примитивного и непросвещённого народа, достучаться. Пошёл в массы, так сказать. Спустился на общий уровень со своих духовных высот. Сумел описать православие для неверующих.

На самом деле, эти апологетические аргументы уже содержат в себе весь ответ. Во-первых, христианство веками заботилось о том, чтобы возвысить человека к более высоким понятиям, очистить и освятить его душу божественными образами и примером духовных, то есть сверхприродных, добродетелей. Первое, что делает автор - опускает христианство к самому низу, на интеллектуально-культурное дно. Представляет его более примитивным и доступным, нежели любая светская и религиозная альтернатива в современном мире. Отождествляет духовный поиск с грубыми инстинктами. А, во-вторых, поскольку самое пошлое и примитивное сознание живёт таким известным инстинктом, как поржать по любому поводу, то вся книга ориентируется на этот уровень восприятия, представляя историю встреч автора с миром православия как один большой забавный анекдот. Оказывается, православие настолько открыто, что готово поржать над самим собой. "Бггг". Исключительно все истории рассказаны как анекдот. Это главная особенность стиля книги. К анекдотам прилагается духовное назидание - частично инфантильное и романтическое, частично просто ошибочное. Попытка передать евангельские истины и идеалы через анекдот - основной подход автора, превративший его книгу в бестселлер. И именно таким подходом и обусловлены все особенности стиля книги. Назвать ли это миссионерством? Вряд ли. Но пошлостью - да. Пошлость - это когда нечто низкое и примитивное представляется как духовное. Когда байка или прикол выдаётся за духовное поучение. Когда не важно, правдивая ли история нам рассказана, или это вымысел автора - главное она вызывает желание поржать и одновременно питает некоей сомнительного качества "духовной назидательностью".

Отсюда - ощущение нецеломудренности, отсутствия духовной цельности, замысла книги. А где нет этой цельности - там порочность. Да, книга не то чтобы недостаточно хороша или даже плоха - она порочна в самом прямом смысле слова. Понимаю, что многие добрые люди нашли в ней нечто полезное, но уверен - вопреки духовной атмосфере повествования, а не благодаря ей. Читать её хорошо только в научных целях - для исследования феномена современного полуязыческого сознания (которое всегда сопряжено с пороком), но не как книгу о святых и пособие о православной жизни и культуре.

Это предельно коротко. Ещё короче уже не смог.

БЛОГ МОНАХА ДИОДОРА (ЛАРИОНОВА), 30 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования