Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ ЭДЕЛЬШТЕЙНА: Ответ епископу Григорию (Лурье). О статье "Вилка миссионера": "Детали верны, но в главном Вы ошибаетесь"


Преосвященнейшему епископу Григорию (Лурье)

Ваше Преосвященство!

Зри в корень!

С большим интересом прочитал статью Вашего Преосвященства «Вилка миссионера. Диакон Андрей Кураев и его "голубое лобби"».

Полностью согласен почти со всеми фактами, о которых Вы пишете. Думаю, то же самое скажут о статье тысячи пастырей РПЦ МП и миллионы наших пасомых.

Вам не нравится весьма многочисленная группа людей в нашей РПЦ МП, которых принято именовать нелепым словом «священноначалие»?

В христианстве, в Церкви, начальства не было и нет по определению: Иисус Христос запретил. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк.10:42-44). Вы, епископ, знаете это лучше меня. Мне вся эта группа (за редким исключением) тоже не нравится. Об этом я говорил и писал не менее ста раз (см. сайт нашего прихода).

Вам не нравится структура РПЦ МП в её нынешнем виде? И мне не нравится: на словах наша Церковь соборная, на деле – дурная копия КПСС: митрополитбюро во главе с Генсеком, порочный принцип «демократического централизма» по всей «вертикали».

Вам не нравится наше православное «голубое лобби»? (Я предпочитаю библейский термин «содомский грех», «содомиты»). И мне не нравится, хотя я никогда не говорю и не пишу об этом паскудстве: до блевотины гнусно рыться в чужом грязном белье.

Могу перечислить ещё дюжину таких же «полностью согласен с Вами, что…», но никак не могу понять: зачем Вам, мне или протодиакону Андрею Кураеву залезать на броневик и доводить до сведения всего мира, что лошади кушают овёс, а Волга впадает в Каспийское море? Я полагаю, что психиатрию следует оставить в покое: все наши благообразные, сладкоречивые и фотогеничные архиереи – лживые советские чиновники. Вот и всё. Вам нравится такая простейшая гипотеза? Чем выше вскарабкался (или подсадили его дяди в штатском), тем лживее. Но процент патологии (неврастеники, шизофреники, психопаты, дегенераты) – средний по всему классу советских чиновников. Не ниже, но и не выше. Не надо с броневика, не надо открывать Америку в октябре 2015 года.

Детали, безусловно, верны, но в главном, твёрдо убеждён, Вы ошибаетесь.

Начну с чепуховинки.

Вы начинаете статью такими словами:

«Православные критики диакона Андрея Кураева говорят, что он подрывает доверие не к РПЦ МП, а к православию как таковому. Согласимся с ними в том, что признаем: о. Андрей начал дискуссию о православии как таковом. Причем, начал так, чтобы всем было интересно. А богословие — оно вообще таково, что становится интересным «всем», когда удается всерьез оскорбить хотя бы некоторых. Даже у Иисуса не получалось иначе».

Очень хлестко, но неверно. Так пишут шустрые журналисты, но епископ не должен быть шустрым. И ёрничать, искажая основы христианства, епископ не имеет права. Он – епископ, а не журналист, не клоун, не лектор из Агитпропа. Дешёвые каламбуры с именем Иисус епископу противопоказаны. Даже для привлечения внимания почтеннейшей околоцерковной публики к важнейшей проблеме XXI века – педерастии. Или нарциссизма.

Любой человек, читавший Евангелие, знает: Иисус обучал всему христианству любого желающего за одну-две минуты. Без всякой полемики. Не прибегая к авторитету Карла Маркса, Эриха Фромма или Кернберга.

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповедей нет» (Мк.12:28-31).

Вы заканчиваете статью подобной же клоунадой, как и начали, и тоже, по-моему, неудачно:

«…если хочешь широкого влияния, то изволь зазывать туда, где тебя этим влиянием соблазнили. А если хочешь проповедовать православие, то не бойся оказаться в секте. Если ты не очень наломаешь дров, то придешь в ту же самую маргинальную еврейскую секту, в которую пришел Иисус, и которая сохранится на земле до скончания мира».

До Иисуса «эта еврейская секта» не существовала и, естественно, Он никак не мог в неё прийти. Оставьте подобные перлы элоквенции членам профсоюза работников СМИ.

Ещё одна чепуховинка. Этическая. О дозволенности доноса в правоохранительные органы, т.е. доноса вообще, как такового. И доноса епископа в органы «нашей юной прекрасной страны» в частности. Ещё раз цитирую Вашу статью.

«Отменяем всякий финансовый контроль со стороны правоохранительных органов, оставляем финансовую ответственность только внутри «вертикали». — Денег сразу больше.

В светской коррупционной «вертикали» такое состояние достигается на куда более высоких этажах, а в церковной — уже на уровне настоятеля небольшого, но не совсем захолустного храма.

Потоки денег прямо из воздуха.

Заложенные в 1990-е годы основы такой экономики описаны Николаем Митрохиным. То, что добавилось к этому в «тучные нулевые», через несколько лет будет описано какими-нибудь журналистами по материалам Следственного комитета. Сейчас эти детали нам неважны».

Всё это – слегка завуалированный донос «куда следует»: типичная советская антирелигиозная агитация и пропаганда. Лет 50-55 назад в любой газете можно было прочитать.

Все наши попы сегодня так же платят налоги родному государству, как прокуроры, дантисты, адвокаты или судьи. У попов непомерно больше «левых» доходов считаете? У адвокатов «левых», в конвертах, ещё больше. Попы сплошь и рядом люди невежественные считаете? Наши судьи ничем не лучше – в приговоре на 59 страницах судья Молодова Е.В. у нас в Костроме умудрилась сделать тысячу сто восемьдесят две ошибки. Текст моего [обращения] в областной суд по этому поводу можете найти в ЖЖ. Обратите Ваше горестное негодование против адвокатов и судей. Науськайте на этих дармоедов Следственный комитет.

Подобных чепуховинок в статье ещё добрая дюжина. Но главный недостаток Вашей гипотезы – она не объясняет факты, у неё крайне слабая эвристическая сила. Психоанализ сам по себе, а нынешняя и прошлая жизнь РПЦ МП – сама по себе. Они на разных уровнях бытия.

Иосифу Сталину один очень образованный человек как-то поставил диагноз «сухорукий параноик». Диагноз ничего не объясняет ни в жизни Сталина, ни в истории Совдепии. Адольфа Гитлера тоже модно было у нас рядить в идиоты. Теперь за архиереев взялись. Уверяю Вас: они обычные, нормальные советские чиновники. Профессионалы ни в один дурдом их не возьмут и лечить не будут.

Перечислим какие-то вехи истории РПЦ МП за последние девяносто лет.

16 (29) июля 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) и Временный при нём Патриарший Священный Синод публикуют лживую и подлую Декларацию об отношении Православной Российской Церкви (ещё пока прежнее имя, не РПЦ МП) к существующей гражданской власти. Восемь подписей красных епископов.

02 (15) февраля 1930 г. Ещё более лживое и подлое Интервью с Главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и его Синодом. Пять подписей.

05 (18) февраля 1930 г. Ещё одно столь же подлое и лживое интервью. Под ним подпись митрополита Сергия.

10 марта 1942 г. шеф НКВД Л.П. Берия представил в Политбюро ЦК ВКП(б) проект издания роскошного фолианта «Правда о религии в СССР» (вскоре переименована: «Правда о религии в России»). Тираж – 50 000. Политбюро поручило всё тому же вышеуказанному ведомству обеспечить издание книги в кратчайшие сроки.

Книга вышла в том же 1942 г. – большевистские темпы! – как говорил тов. Сталин. Издательство Московской Патриархии (отродясь никто в мире о таком издательстве не слыхивал), предисловие митрополита Сергия (точно такое же лживое и гнусное, как его интервью в феврале 1930 г.), редактор – многолетний сотрудник ОГПУ-НКВД митрополит Николай (Ярушевич). Любой желающий мало-мальски знакомый с историей РПЦ МП легко добавит ещё сорок таких же фактов из истории, просто упрямых неоспоримых фактов о Святейшем Патриархе Алексии (Симанском), о Патриархе Пимене (Извекове), о митрополите Никодиме (Ротове) и других постоянных членах Священного Синода, о Патриархе Алексии (Ридигере) и, непременно, о ныне здравствующем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле (Гундяеве) и членах нынешнего Синода. Можно присовокупить для полноты картины и объективности описания сотни не монашествующих, а белого духовенства, «жадной толпой стоящих у трона», «имена их, Господи, Ты Сам веси».

Девяносто лет скоро исполнится кропотливой методичной работе двух вышепоименованных контор – ЦК ВКП(б) и МГБ, которые профессионально отбирали, рассаживали по креслам, воспитывали кадры. В том числе и краснопоповские кадры. Среди них были и есть психопаты разной степени общественной опасности, о которых Вы пишете, были и есть нарциссы. Были и есть педерасты, которые смущают профессора-протодиакона Андрея Кураева. Но в массе своей они не более психи, чем мы. Всё тот же ярко-красный лживый митрополит Сергий, например, был подлинным аскетом и глубоким богословом. Красного митрополита Николая (Ярушевича) никто никогда не обвинял в содомском грехе, его постоянно окружали не мальчики, а экзальтированные дамочки. Архиепископ Василий (Кривошеин) писал: «Отзывы митрополита Никодима о личности митрополита Николая были обыкновенно иронические: «Вы знаете, митрополит Николай был большим льстецом. Да и дамским угодником. Когда он разговаривал с дамами, у него была привычка трогать их за рукав платья. Как это неприлично для монаха и архиерея».

Митрополит Никодим, общеизвестно, не был дамским угодником. Но он был ещё более красным и ещё более лживым, чем Николай. Хотя, казалось бы, митрополита Николая ни в том, ни в другом превзойти невозможно было никому.

Вы пишете, Ваше Преосвященство:

«Новое поколение не стало исправлять грехи старого, а стало брать новые и новые высоты, до которых смогло дотянуться, стоя на плечах воспитавших их советских церковных гигантов».

Совершенно справедливо изволили заметить. Митрополит Никодим не стал исправлять грехи митрополита Николая, хотя отлично видел и осознавал их: он был чрезвычайно умным и наблюдательным человеком.

«Реакция митрополита Никодима была неожиданной для меня. «Хорош же был Ваш митрополит Николай, - воскликнул он. – Пока он был у власти и на вершине славы, он всюду и даже часто без необходимости возвещал о свободе, которой пользуется Русская Церковь, и о том, как она процветает. А только его затронули и его положение поколебалось, он начал говорить прямо противоположное. Поверьте, Владыко, придёт время, когда и Вы, и все поймут, что за личность был митрополит Николай и какой громадный вред он причинил Русской Церкви».

Итак, советский гигант митрополит Никодим, надо полагать, стоит нынче на плечах советского гиганта митрополита Николая (безусловно гиганта: прочтите монографию С.А. Суркова «Митрополит Николай (Ярушевич)». Издание Общества любителей церковной истории. М., 2002. 646 страниц).

Но ведь общеизвестно, что митрополит Никодим – любимейший духовный наставник, недосягаемый образец для подражания любому архиерею, по словам Патриарха Кирилла. Возможно, он, нынешний Патриарх, стоит на плечах своего кумира? Но и Патриарха Алексия (Ридигера) рукоположил во епископа всё тот же митрополит Никодим. Чем, по-Вашему, отличается нынешний Патриарх от Патриарха предыдущего? Вы пишете о каком-то «втором крещении Руси», о каком-то «православном возрождении». Боюсь, Вы учебников для наших духовных семинарий начитались и теперь в статье цитируете.

Возрождение может начаться лишь с покаяния, у нас в РПЦ МП неизменный триумфализм, бодрячество, бой в барабаны и литавры: «Святейший (имярек) нас от победы к победе ведёт!» Всё это тоже овёс и Каспийское море.

До сего дня, 22 октября 2015 года, я полагал, что Святейший Патриарх Кирилл любит кататься на лыжах с крутой горки, а покойный Патриарх Алексий любил собирать грибы, особенно рыжики. Вот и вся между ними принципиальная разница.

Много раз я говорил и писал, что Московская Патриархия – остров черненко-брежневской стагнации. Что когда она стала филиалом большевистского Агитпропа, она, по Вашему выражению, застоялась, зацвела, забродила и запахла. Вы же пишете, что цветут и пахнут все те православные христиане, которые не расцерковились после 1990-х. А 45 лет назад Священный Синод не пах? Цветёт и пахнет с головы, не с хвоста.

Историки обычно обвиняют большевиков в истреблении нескольких миллионов людей. Я полагаю, что не менее страшное их преступление – духовное растление всех, кого они сочли полезным оставить в живых. В том числе и нас, священнослужителей. Три поколения православных христиан жили в чумном бараке.

И до октябрьского переворота 1917 г. о наших архиереях было сказано много совершенно справедливых горьких слов. Но в 1901 году Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) в письме графине С.А. Толстой писал по поводу отлучения её мужа от Церкви:

«Пастырей Церкви поставляет Господь, а не сами они гордо, как Вы говорите, признали себя во главе Её. Носят они бриллиантовые митры и звезды, но это в их служении совсем не существенное. Оставались они пастырями, одеваясь и в рубище, гонимые и преследуемые, останутся таковыми и всегда, хотя бы и в рубище пришлось им опять одеться, как бы их ни хулили и какими бы презрительными словами ни обзывали».

Прошло всего несколько лет и нашим пастырям и архипастырям пришлось выбирать одно их двух. Кто-то приколол к рясе Орден Красного знамени, сел в правительственный лимузин ЗИС-110 и поехал «спасать Церковь», а кто-то облачился в рубище и поехал в теплушке на Соловки, на Колыму, в пустыни Средней Азии. Именно так живёт Церковь 2000 лет.

«Когда меня по тундре гоняли, я ножки простудил, они у меня очень болят», - жаловался мне в 1988 году наш костромской архиепископ Кассиан.

Согласно определению Вашего Преосвященства:

Нимало лично не обиженная, наркозависимая проститутка в нелегальном борделе, настоятель Воскресенского храма что в селе Карабаново Красносельского благочиния Костромской епархии священник РПЦ МП Георгий Эдельштейн

БЛОГ СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ ЭДЕЛЬШТЕЙНА, 28 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования