Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ZN.UA: Выдавливая Москву по капле. Вся дипломатия митрополита Онуфрия, как предстоятеля УПЦ МП, лимитирована координатами "русского мира"


Революция достоинства и позже российская оккупация части украинских территорий четко разграничили религиозную среду Украины по критерию отношения к процессам национального создания государства.

Колаборационистская ориентация УПЦ (МП)

Вся дипломатия митрополита Онуфрия, как в статусе местоблюстителя Киевской кафедры, так и предстоятеля УПЦ (МП), лимитирована единственно координатами "русского мира". Для него "духовное единство братских украинского и российского народов" — уже свершившийся факт. Соответственно, вооруженное вторжение российского государства на Донетчину и Луганщину церковный иерарх склонен называть "братоубийственным противостоянием", "гражданским конфликтом", "раздором и враждой", "столкновением интересов Запада и Востока" и т.п. Митрополит Онуфрий —сознательный противник определенного государственным руководством Украины внешнеполитического курса на евроинтеграцию. В интервью "Интерфакс-религия" предстоятель УПЦ (МП) так объяснил непринятие европейского выбора: "Наш кризис начался с вопросов о евроинтеграции… Поэтому те законы, которые сегодня предлагает нам новый, европейский мир, для нас неприемлемы (выделено нами. — Авт.)". Неслучайно этот архиерей является постоянным членом Священного синода Российской православной церкви и желанным гостем в Москве, где неоднократно отмечен разными наградами "за прилежные труды" ведущим идеологом "русского мира" патриархом РПЦ Кириллом.

Показательно, что своими "действиями" митрополит Онуфрий как руководитель УПЦ (МП) подпитывает сепаратистские настроения в Украине. Именно с его благословения известный своей антиукраинской деятельностью "глава" т.н. сойма подкарпатских русинов и одновременно настоятель кафедрального собора УПЦ (МП) в Ужгороде протоиерей Димитрий Сидор в июле 2014 г. был награжден вторым крестом с украшениями (исключительная награда за особые заслуги). На фоне напряженной общественно-политической ситуации в Украине он обратился с сепаратистскими призывами к россиянам осваивать Закарпатье: "Вмешивайтесь — здесь кровные интересы России". А далее заметил: "Самим российским людям надо осознать: есть восточнославянская, общероссийская цивилизация. Она начинается с нас, с Закарпатья, и тянется до Аляски!"

Пророссийская позиция митрополита Онуфрия подтверждается и рядом других фактов. Среди них — отстранение от управления церковными делами приближенных к покойному митрополиту Владимиру и проукраински настроенных лиц; давление на епископов собственной церкви, подписавших "Меморандумом о единой Украине и единой Украинской поместной православной церкви"; торможение продуктивного диалога с православными церквями Киевской традиции; категоричное непринятие автокефалии Украинского православия и т.д.

В практической плоскости действующее духовенство УПЦ (МП) довольно активно приобщено к поддержке и предоставлению благословения экстремистам и террористам, содействию деятельности боевиков, участию в провокационных акциях и даже диверсиях, героизации имперского прошлого и т.п. В частности, настоятель Свято-Никольского монастыря священник Никон благословлял в Донецке "полицию "ДНР" на "ратные подвиги"; митрополит Иоанникий, член Священного синода УПЦ (МП), участвовал в "церемонии инаугурации главы" самопровозглашенной террористической организации ("ЛНР") Игоря Плотницкого. Некоторые священники УПЦ (МП) доходят до кощунства — отказываются не только исповедовать и причащать украинских воинов, воюющих с оккупантами, но даже хоронить погибших.

Священники и иерархи УПЦ (МП) постоянно участвуют в огульном поношении действующей украинской власти, разрушении положительного имиджа Украины в глазах международного сообщества, разжигании межконфессионной вражды, применении физического и психологического давления к представителям других вероисповеданий. Показательны высказывания викария Черновицкой епархии УПЦ (МП) епископа Лонгина Банченского , адресованные украинскому государственному руководству: "Я никогда не буду поминать на Божественной литургии этих проклятых руководителей нашей страны, этих неверующих, которые не имеют страха Божьего, которые сидят в креслах и раздают приказы об убийствах… Сатанисты! Слуги лукавого". По мнению этого епископа УПЦ (МП), "власти не нужно ничего, кроме кровопролития", "и в этом они находят удовлетворение". Кстати, это именно он публично и постоянно подстрекал украинцев срывать мобилизацию и не защищать свою землю и семьи от российских агрессоров.

Под надуманными предлогами руководство УПЦ (МП) уклоняется от предоставления помощи Вооруженным силам Украины в то время, как это делают на миллионы гривен УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ и другие патриотически и ответственно настроенные украинские церкви. Вместо этого представители епископата УПЦ (МП), такие как митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, запрещают своим священникам посещать и поддерживать украинских военных в зоне антитеррористической операции. В то же время в аннексированном Крыму местная епархия УПЦ (МП) полностью подчинилась удовлетворению общественно-политических требований оккупационного режима. По распоряжению митрополита Лазаря она принимала активное участие в массовых празднованиях "Дня народного единства" (российский национальный праздник) 4 ноября 2014 г., освящала российские истребители и "гуманитарные" грузы для "ДНР" и "ЛНР". Крымская епархия УПЦ (МП) активно "духовно опекает" Черноморский флот России. Такие поступки — не что иное, как коллаборационизм с оккупантами.

 Кстати, Московский патриархат и не скрывает, что название УПЦ является лишь бутафорским прикрытием легального канала церковной оккупации Украины. Все епископы УПЦ (МП), а не только Крымский, являются штатными епископами Российской православной церкви. Именно поэтому они и проводят политику российского церковно-политического истеблишмента по денационализации и оккупации Украины, в частности поддерживая заявления В.Путина о том, что на крымской земле сосредоточены духовные скрепы "многолетнего монолита российской нации и централизованного Российского государства". 

Приведенные и десятки не упомянутых здесь фактов свидетельствуют, что в украино-российской войне УПЦ (МП) разносторонне поддерживает агрессора — от замалчивания фактов вторжения в Украину регулярных войск России и обеспечения государственной властью РФ боевиков военной техникой и боеприпасами до непосредственного участия в бандитских формированиях, срыве военной мобилизации, проведении антиукраинской пропаганды и явном сотрудничестве с российскими оккупантами.

Наступление на автокефалию Украинского православия

 В свою очередь РПЦ довольно энергично препятствует конституированию Украинской поместной православной церкви. Ведь собственная независимая православная церковь — это серьезная основа для укрепления политического суверенитета Украины и консолидации украинской нации. Москва заинтересована в противоположном: ей нужна марионеточная власть в Киеве, перманентная дестабилизация внутриполитической ситуации, территориальная фрагментация страны с контроверсионными амбициями региональных элит, подконтрольных российской политической верхушке. С целью удержать Украину в сфере собственных интересов Россия и развязала нынешнюю войну, в которой УПЦ (МП) выступает важным инструментом идеологически-духовной интервенции.

Когда в Украине появится отдельная от Москвы автокефальная церковь на месте УПЦ (МП), это приведет к ощутимым материальным, финансовым и кадровым потерям самой РПЦ. Мало того, это послужит причиной цепной реакции — автокефалию захотят и другие православные церкви из постсоветского пространства, находящиеся в организационной и церковно-правовой зависимости от РПЦ.

В результате последняя потеряет свой статус самой мощной поместной православной церкви мира. Если же объединятся православные церкви Киевской традиции — УПЦ КП и УАПЦ — в поместную церковь, то РПЦ получит необычайно сильного конкурента, а Константинополь — надежного союзника. Но самое главное в том, что будет нанесен сокрушительный удар по политике Московского патриархата на международной арене.

Прослеживается попытка дискредитировать в информационном пространстве сам проект "Украинская поместная православная церковь". Соответствующую пропагандистскую кампанию УПЦ (МП) начала проводить сразу после того, как была проанонсирована возможность объединения УПЦ КП и УАПЦ. Представители промосковской церкви в своих комментариях, интервью, обращениях пытались заверить общественность, что такое соединение не будет иметь конструктивных последствий, приведет к очередным ссорам и дележам, а Константинопольский патриарх ни в коем случае не признает новообразованную структуру из-за опасности углубления недоразумений в полноте мирового православия.

 В то же время УПЦ (МП) обратилась к очередному раунду заигрываний с УАПЦ. Епископату, священнослужителям и верующим последней активно навязывали (и далее продолжают навязывать) мысль о неуместности объединения с УПЦ КП, учитывая "коварные" намерения патриарха Филарета "растворить" менее многочисленного и более слабого союзника в структуре собственной церкви. Вместо этого, якобы демонстрируя шаг навстречу, Священный синод УПЦ (МП) в конце июня 2015 г. создал комиссию для возобновления диалога с УАПЦ во главе с пророссийским митрополитом Каменец-Подольским и Городоцким Феодором. Цель деятельности новосформированной комиссии понятна — проволочка, распространение ложной информации о Киевской патриархии и т.п. Мы должны четко понимать, что церковь, которая настроена против автокефалии и идеологически созвучна с РПЦ, принципиально несостоятельна болеть за украинское национальное дело.

Кроме непосредственного влияния на церковную ситуацию в Украине, Москва использует рычаги давления на Константинополь. Например, 6 июля 2015 г. в Стамбуле руководитель отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополит Иларион убеждал главу Вселенского патриархата в необходимости отстраниться от поддержки объединительного процесса между УПЦ КП и УАПЦ, ибо в противном случае Московский патриархат будет бойкотировать проведение Всеправославного собора и позаботится о существенном осложнении отношений с турецкой властью и т.п. После этого активность Константинополя в Украине, увы, уменьшилась.

Общими действиями РПЦ и УПЦ (МП), к сожалению, удалось достичь для себя желательного временного результата. В очередной раз переговоры между УПЦ КП и УАПЦ были сорваны.

Актуальная повестка дня

Украинские реалии подтверждают вывод американского политолога З.Бжезинского о невозможности достичь реальной государственной независимости, если хотя бы 20% религиозной сети (особенно православной церкви) в стране контролируется извне. В этом разрезе ситуация весьма неутешительна: по состоянию на 2015 г. почти 50% ячеек православной сети Украины находятся в юрисдикции Московского патриархата. По сути, религиозный фактор выполняет сегодня роль одного из существенных инструментов зависимости Украинского государства от Российской Федерации. Самый действенный способ от этой зависимости избавиться — основать свою поместную православную церковь. Многие  европейские страны пошли именно таким путем с единственной целью — нивелировать влияние национальных иностранных религиозных центров на внутриполитическую ситуацию, уладить межцерковные трения, продуцированные внешней идеологически-духовной экспансией

Ответ, почему Украина является исключением в православном мире, можно найти в соответствующих выступлениях президента В.Путина: "…Традиционная конфессия Российской Федерации и ядерный щит России — те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны...".

Именно поэтому, по нашему мнению, украинская власть не может себе позволить и в дальнейшем созерцательно-инертно относиться к УПЦ (МП).

 Необходимым шагом на пути демократического укрепления суверенитета Украины должно стать нивелирование деструктивного влияния УПЦ (МП) на украинский социум. В этом контексте справедливой представляется практическая реализация ряда мер. 

1. Принять в парламенте законопроект №1244 от 04.12.2014 г. о внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организаций" относительно названий организаций, руководящие центры которых расположены за пределами Украины. Такой нормативно-правовой акт обяжет УПЦ (МП) осуществить перерегистрацию и отобразить в своем названии собственную зависимость от РПЦ, что положит конец введению в заблуждение миллионов верующих украинцев. 

2. Инициировать перед правительством страны вопрос об отказе подтвердить какие-либо имущественные права УПЦ (МП) на ключевые национальные святыни — Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, Свято-Успенскую Почаевскую лавру, Свято-Успенскую Святогорскую лавру. Неправомерно, что выдающееся культурное наследие украинской нации принадлежит церкви, которая не заботится о развитии национальной государственности и духовности, а только попирает их.

3. Не допускать к участию в публичных торжествах иерархов УПЦ (МП), имеющих пророссийскую позицию, дискредитирующих украинский народ и государственную власть.

4. Привлекать как органами центральной власти, так и местного самоуправления к подготовке и реализации социально значимых проектов и программ только те православные учреждения, которые показали способность к общественно-патриотическому воспитанию своих верующих.

5. Запретить въезд на территорию Украины одиозным деятелям и функционерам РПЦ, деятельность которых направлена на подрыв территориальной целостности и суверенитета государства, углубление межцерковных и межконфессионных конфликтов и противостояний, культивирование в общественном сознании российских имперско-шовинистических идеологем.

6. Люстрировать чиновников, которые своими поступками и действиями тормозят процесс конституирования Украинской поместной православной церкви. К сожалению, даже в вышестоящих органах государственной власти продолжают занимать не второстепенные должности лица, которые ради собственной выгоды не только активно поддерживают УПЦ (МП), но и сознательно оправдывают деятельность церкви-коллаборациониста оккупационного российского режима.

7. Провести публичное обсуждение подготовленного проекта Концепции государственно-конфессионных отношений с дальнейшей его доработкой и представлением в установленном порядке на рассмотрение в Верховную Раду Украины.

8. Разработать и внести системы комплексных изменений в действующее законодательство о свободе совести и религиозных организациях, которыми предусмотреть безусловные санкции против деятельности религиозных организаций, направленной на нарушение территориальной целостности и суверенитета Украинского государства или разжигание религиозной вражды.

9. Ввести в Украине систему конкордатов, т.е. перевести отношения между институтами государственной власти и религиозными организациями в двусторонние договоры внесением Верховной Радой Украины соответствующих изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях". Это будет развивать прозрачные партнерские принципы сотрудничества между субъектами общественного пространства, заставит соблюдать сторонами соответствующие обязательства, будет побуждать религиозные организации работать ответственно, на паритетных началах и на благо всего украинского народа.

10. Осуществлять комплексное (дипломатическое, организационное, информационно-медийное и т.п.) содействие со стороны государства объективно назревшему конституированию Украинской поместной православной церкви с центром в столице Украины г. Киеве, что полностью отвечает нормам и церковного, и международного права.

Сергей Здиорук, Владимир Токман,

ZN,UA, 23 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования