Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"УКРИНФОРМ": Парад переходов: московские батюшки сменили рясы на судейские мантии. Скандалы вокруг православных храмов на западе Украины - новая технология ФСБ?


Нас не очень интересовали единичные переходы парафий из Московского патриархата в Киевский, но судя по всему, они сильно заинтересовали Лубянку. ФСБ превратило переходы иногда в скандальные провокации, иногда в длинные судебные процессы, стоимостью как автомобили премиум-класса.

ПОЧЕМУ МНЕ НЕ НРАВИЛИСЬ ПЕРЕХОДЫ ИЗ МП В КП

До прошлой недели я не считала переход приходов Московского патриархата в Киевский «парадом». Ну, что такое три десятка приходов, которые покинули юрисдикцию МП, если всего их двенадцать тысяч? Идеальным сценарием мне казался такой: сближение паствы обеих юрисдикций, уход от враждебной риторики священства и священноначалия УПЦ МП и УПЦ КП, желательный отъезд священников-сепаратистов Московского патриархата на духовную родину, церковные расследования относительно священников-сепаратистов, принуждение митрополии УПЦ МП к диалогу с Киевским патриархатом, формирование проукраинского крыла УПЦ МП и как итог - встреча верных МП и КП в одном храме, у одной Чаши. Сближение виделось мне, как широкое движение, во главе которого стоят, в том числе, и епископы УПЦ МП. Нюансы и детали объединения могут обсуждаться, интриги и кадровые претензии перемелются, а крайние представители обеих церквей могут отдохнуть в сторонке.

И если когда-то, 23 года назад, начальники украинских церквей поругались, то почему должна страдать паства? Разве дети одной земли, воюющие против России, не заслужили того, чтобы вместе причащаться? И разве эта многострадальная страна не заслужила единой церкви? В этой нашей концепции переходы приходов из МП в КП были просто сопутствующим и закономерным явлением.

Все-таки Московский патриархат с его административным центром и с неуклонной деградацией РПЦ остается сильным раздражителем даже для очень верующих людей. То, что переходы общин будут происходить, было понятно и прогнозируемо.

В этой истории меня больше интересовало, что на приходе стало толчком для принятия решения, какова роль и поведение священника, как именно будет проходить смена юрисдикции, какие механизмы, насколько безболезненно это будет.

И в общем-то, главной заслугой и наших верных, и местных властей было то, что смена юрисдикций и уход от Московской патриархии проходил интеллигентно. Сама процедура ухода только формировалась (кто-то менял устав, кто-то заявлял о выходе общины из МП и регистрации новой общины), но в приоритете было желание прихожан. Переходам предшествовал либо опрос, либо сход села, согласование с властями, в Херсоне громада перешла вместе со священником.

Митрополия в лице епископов заявляла про «насильственные захваты», время от времени жаловалась в Европе, но в целом все это не имело общественного резонанса. Я про себя не особо одобряла переходы, поскольку не хотела, чтобы рядовое священство УПЦ МП усматривало в будущем единстве угрозу и конкуренцию, но воспринимала это как неизбежный процесс и как симптом настроений паствы.

Некоторые из аналитиков убеждены, что правильным было на спорных парафиях создавать межконфликтные комиссии. Но наши теоретические рассуждения прервал очень громкий и четко спланированный скандал на Тернопольщине.

КАТЕРИНОВКА - КАК НОВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ФСБ-ТЕХНОЛОГИЙ

Опытный политтехнолог в частной беседе еще весной сказал мне, что по мере ухода кадровых военных из Донбасса будет нарастать работа Кремля и ФСБ на церковном фронте. Я вспомнила об этом, когда смотрела видеозапись конфликта в селе Катериновка на Тернопольщине, где решение о переходе в КП было принято 148 голосами, при этом 21 человек решили остаться в МП.

Мне, как политическому журналисту, хорошо известно, что такое российские силовые провокации. Их шаблон такой. Мирное, не предвещавшее ничего плохого, собрание. И тут выстрел, удар, взрыв... и считаем жертвы. Все СМИ говорят о (на выбор): «кровавой хунте», «националистах», или «гонениях на каноническую церковь», «насильственном отъеме храма».

В Катериновке все так и произошло. Служба в храме, в котором молится громада УПЦ КП. Прихожане КП зашли в храм после того, как громада МП отслужила литургию. И тут к храму подтягиваются привезенные семинаристы из МП (впервые так организованно епископы стали использовать студентов духовных школ). И возглавляет их человек явно титушковского вида.

Про то, что сюда подвезут паству из Почаева, я знала из первых уст. Об этом сообщила участница «мероприятия». Привезенные местными церковными начальниками УПЦ «паломники» окружили ворота храма и требовали зайти, буквально ломились. В охране стоял батальон Тернополь-2. Без травм и драки не обошлось.

На Страшном суде (дай Бог, чтобы он для всех нас оказался не очень страшным), думаю, будет отдельная панель для тех, кто разжигал ненависть и помогал организовывать такие провокации. Представьте, вы - житель села. Это - ваш храм. И вот за одно желание избавится от Московского патриархата к вам в храм ломятся агрессивные собратья. Зачем это нужно Москве - понятно. Классики говорят, что для цивилизаций потеря даже одного сторонника - болезненна. А тут тридцать приходов – какой удар по московскому самолюбию. Но зачем это нужно епископам УПЦ МП? Не могут отказать митрополии? Получили деньги от Москвы? Говорят, что защищают меньшинство. Давайте поговорим о меньшинстве. Это действительно проблема. В Катериновке 21 человек остался в Московском патриархате. И вариант поочередного служения предполагает, например, сначала литургию для прихожан КП, потом - для МП. Вариант предлагался, как временная мера. Потом прихожанам МП пообещали новое помещение - под этим решением поначалу поставили подписи представители обоих громад.

А почему нет? Ну, в конце концов, в храме Воскресения Господня в Иерусалиме на Гробе Господнем служат и православные, и католики. Точно так же поочередно служат в итальянском Баре, где покоятся мощи Николая Чудотворца. Ну, почему жители одного села и одной веры не могут поочередно пользоваться храмом?

Тем не менее, митрополия УПЦ МП решила бороться за каждую церковь. И пусть читатель не поражается подобной твердолобости. Дело не только в том, чтоб отстоять здания и поднять скандал. Дело еще и в том, что, например, в России священников иногда отправляют служить в пустые села и платят зарплату только затем, чтобы искусственно создавать численность приходов. Это как мертвые души были призваны сделать Чичикова респектабельным господином, так же несуществующие приходы должны были создавать РФ имидж как бы православной державы.

И митрополия в своей войне оказалась достаточно последовательна. На днях в распоряжении автора оказался документ, Информационное письмо митрополии, адресованное епархиям, которым церковное начальство фактически запрещало священникам УПЦ МП на спорных парафиях соглашаться на поочередное использование храмов. Митрополия УПЦ МП заявляла, что органы госвласти не имеют права устанавливать поочередное служение. Из письма стало ясно, что спорными приходами будет заниматься институт уполномоченного УПЦ по защите прав верующих. Письмо содержало запрет верующим подписывать примирительные документы и требовало обо всем сообщать в митрополию - для дальнейших жалоб в международные организации.

То есть фактически митрополия дала понять, что она игнорирует позицию собственной державы. Более того, она призвала к неповиновению государству. Ну, прям, как на Донбассе. (А зачем им украинская держава, если они на телефоне с патриархией-Лубянкой?). Более того, институт уполномоченного прав верующих чем-то напоминает мне институт СНГ, такой себе аналитический центр российской разведки, руководители которого успешно сбежали в РФ, сделав для этой страны все, что смогли. Ответьте себе на простой вопрос, зачем нужен институт уполномоченного по правам верующих, вместо того, чтобы набрать телефон Администрации президента и попросить о встрече? Вместо того, чтобы связаться с Министерством культуры и попросить обсудить проблему? Или, наконец, чтобы вызвать в митрополию тех людей, кто общается с Киевским патриархатом, и попросить обсудить это вместе? Но это пути для тех, кто хочет диалога. А наши герои хотят конфликта. Ведь институт уполномоченного по правам верующих не только фиксирует спорную ситуацию, он ее развивает и пиарит.

Любопытно, что сейчас митрополия УПЦ МП прибегла к судебному решению вопроса. Управляющий Тернопольской епархией УПЦ Киевского Патриархата епископ Нестор говорит, что в селе Бутин, где после переходов осталась одна семья прихожан МП, Тернопольская епархия УПЦ МП решила судиться. По словам епископа, отвоевывая храм у громады КП, УПЦ МП дошла до Высшего административного суда. «Адвокаты приезжают на дорогих машинах в супердорогих часах и доказывают нам, что громада не имеет права на церковь. Дальше, они начинают уточнять, что громада - это не жители села, а только те, кто регулярно был в церкви, нас убеждают в том, что даже если единственным пользователем храма является один священник, то все равно наша громада не имеет права на храм», - делится епископ.

С митрополией ситуация ясна. Она взяла курс на обострение. Москва заказала им религиозную войну. И если предстоятель - жертва собственных взглядов, то его аппарат - заложники денег Новинского и Москвы. В то время, как простые священники не могут получить землю из-за ее антиукраинской позиции митрополии, церковноначалие тратит время и деньги на судебные процессы, на международные жалобы, а усилия - на создание имиджа нетерпимой страны. Свой бизнес на усугублении раскола будет делать начальство УПЦ МП, а священство будет страдать.

Что в этой ситуации делать власти? Некоторые из моих экспертов считают, что Москва с помощью митрополии будет вести линию раскола, используя всякие союзы псевдоправославных журналистов, институты уполномоченных и прочая. По их мнению, украинская власть должна использовать симметричные средства, должна подключать лучших адвокатов, использовать разъяснения, встречаться с демократически настроенной частью паствы.

Другие считают, что мягкая сила в разговоре с митрополией, руководимой Москвой, не поможет.

«Мы сняли осаду Лавры в 1992-м году. Мы не взяли Лавру в 2014-м году во время Майдана, поскольку нас поспросил об этом святейший Филарет. Третьего промаха быть не должно, - говорит один из частых посетителей эфиров, - мы отдали Тернопольщину, фактически весь Почаев, кликушам и устроили там кусок Москвы, этого нельзя повторить в столице».

Вот такие мнения по поводу будущего митрополии УПЦ МП. И что главное. Митрополия УПЦ МП, которая вместо диалога и решения вопросов идет по пути радикализации клира и паствы, в случае обострения всегда сможет юркнуть в машину Новинского, все они будут продолжать летать чартерами, кататься на яхтах и ездить по Страсбургам, жалуясь на судьбу. А что будет с десятками замечательных послушников и монахов, что будет со священством, которое совершенно незаслуженно будет нести эпитимию их предательства? Титулованные архипастыри - собственники дорогих машин предложат им дальние сельские монастыри и катакомбы? Подпольные службы?

Знаю, что эти строки читают священники УПЦ МП. Обращаясь к ним, хотела бы спросить: «Ваши дети и ваши пономари служат на фронте, являются членами патриотических организаций. И я хорошо понимаю, что наблюдая за конфликтом в Катериновке, вы понимали, что и среди солдат Тернополя-2 и среди Правого сектора могли оказаться ваши дети. И они могли защищать тех, кого церковноначалие злобно называет раскольниками. Разве это не Божий знак, что дискурс раскольников устарел, что пришло время мира? И что защита православия - это не верность деградирующей РПЦ, не борьба против собственной страны, а стремление к церковному единству? Так как вы можете?»

Лана Самохвалова,
"УКРИНФОРМ", 1 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования