Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Деньги церкви. Ориентация на золотого тельца часто делает клириков РПЦ МП глухими к нуждам простых прихожан


Служение золотому тельцу — одна из главных проблем РПЦ МП. Ладно, все эти предметы роскоши — «лексусы», квартиры с нанопылью и дорогие часы: всякое бывает, здоровый эгоизм. В конце концов, светские олигархи ради удовлетворения своих амбиций поступают гораздо круче церковных, и ничего, общество не ропщет. Но вот когда из-за бабла православные менеджеры торпедируют общественное благо, то ой. «Ну, зачем тебе Исаакиевский собор? Успокойся, владыко!» «Ну, зачем тебе  кусок парка на Речном вокзале? Уймись, отец благочинный!» А они тебе в ответ что-нибудь про церковную пользу — и к лакомому куску. Как кот Васька в известной басне Крылова, слушает да ест.

Социологи тем временем выдают неутешительные результаты. Так, по данным опроса ВЦИОМ, доля граждан, видящих пользу в распространении религии, снизилась вдвое за четверть века. Сегодня только треть респондентов (36%) считают, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян.

Поклонение маммоне сегодня органично входит в дизайн религиозной ситуации. Но визуальную картинку крайне сложно перевести на язык цифр. Мы даже не можем сказать определенно, какие доходы получает самая большая религиозная организация страны. Это связано с тем, что теневой сектор церковной экономики занимает значительное место. В храмах и других церковных торговых точках нет кассовых аппаратов, не оформляются какие-либо квитанции. Аренда помещений, спонсорские деньги, всевозможные откаты по принципу «я тебе, ты мне» при организации детско-юношеских лагерей, строительстве и реставрации храмов не поддаются учету. Доходы от треб тоже составляет значительный сектор церковной экономики, вывести который из тени не удалось даже в годы хрущевских гонений.

Помнится, в 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на Московский патриархат в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. Суд отказал в иске, а юридический отдел РПЦ разъяснил, что никакой коммерческой деятельности и в помине нет, посетители добровольно жертвуют деньги. В обмен, естественно, на милые безделушки и услуги.

Серьезные теневые деньги крутятся вокруг церкви. Особенно если дело касается таможенных пошлин, сделок с землей и недвижимостью, финансовых операций. Традиционные же церковные доходы невелики. Они складываются из тарелочно-кружечного сбора и составляют несколько процентов церковного бюджета. Сопоставим с ними и доход от продажи венчиков, крестиков, иконок.

Главной «коммерческой» статьей «традиционного дохода» являются свечи и записки, во многих храмах он составляет более 60% бюджета.

Прокремлевская газета «Известия» недавно опубликовала любопытную статистику Федеральной налоговой службы. По данным издания, доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в 2014 году 4,15 млрд рублей. В 2013 — 4, 2 млрд рублей, то есть немножко снизились. Кризис, однако.

Интересно, что в Русской православной церкви не стали комментировать приведенную статистику. Как выяснилось, пресс-служба патриарха не располагает данными о финансовой деятельности Церкви.

В каждой епархии есть «хлебные» приходы, где священники, говоря по-простому, жируют. Кому-то из них удается при этом направить деньги Церкви на социально значимые проекты. Кто-то занимается банальным отмывом. Кто-то пытается сделать пиар.

Трудно читать без улыбки, к слову, как православные активисты Твери недавно устроили бесплатную раздачу майонеза для малоимущих. Любой тверитянин мог прийти с соответствующей справкой и получить несколько пакетиков заправки для салата. Будто мы на машине времени вернулись в «лихие 90-е», когда повсюду в епархиях занимались раздачей гуманитарной помощи (как правило, иностранной, кстати). Конечно, почему бы и не раздать, когда есть такая возможность. Но гораздо важнее консолидировать людей перед лицом реальных вызовов. А с этим-то как раз и проблема.

Ориентация на золотого тельца часто делает клириков глухими к нуждам простых прихожан. Они могут совершать знаковые жесты с той же гумпомощью, но неспособны духовно поддержать нуждающихся. Нет, не превращают богатства их в людей щедрых. Часто наоборот.

Только один пример. При въезде в Тверскую область в селе Завидове стоит замечательный храмовый комплекс. Спонсоры не только восстановили древние храмы, но и помогли о. Валерию Ильину построить шикарный особняк, библиотеку, провести газ, организовать на речке купальню. Только почему-то гоняет от этой купальни о. Валерий детей. И к газовой трубе бесплатно не дал односельчанам подключиться.

И вот какое новшество ввел в богослужение досточтимый отец. Прерывает на полуслове молитву и спрашивает у предстоящих: «Молебен заказывали?». Если заказывали, подходит с Евангелием: на, целуй. Если нет, рукой отодвинет. Оно и понятно — молебен платный. Если не платил, чего стоишь?

Рассматривая эту картину, я поневоле вспомнил «Сказку о попе и о работнике его Балде». Очень уж она актуальна в современной России. Одно непонятно: почему произведение Пушкина еще не внесли в список экстремистской литературы? Впрочем, подобные попытки делались. Не дай Бог какому-нибудь режиссеру поставить спектакль по этой сказке — заклюют. Не потому что плохо, а потому что лодку не надо раскачивать.

Это к вопросу о деньгах церкви…

Борис Колымагин,

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 20 августа 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования