Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Вся Россия – наш монастырь. Андрей Десницкий о РПЦ МП как эксклюзивном поставщике христианства на территории РФ


О выходке православных активистов не писал уже только ленивый, и я не буду в очередной раз о ней говорить – оценку этим действиям, на мой взгляд, должен давать суд. Я хочу поговорить о тех, кто не то чтобы оправдывает попытку погрома, а скорее считает осмысленной дискуссию: «С одной стороны, громить, конечно, нехорошо, но с другой стороны, устроители выставки сами виноваты, они оскорбили чувства…»

«Сами виноваты» – это наше вечное. Жертва нападения всегда в чем-то да неправа:

не там ходила, не так одевалась, вызывающе себя вела, не озаботилась достаточной охраной, не смогла вовремя убежать, в конце-то концов. Но в данном случае есть и нечто иное, и куда более тревожное.

Три с лишним года назад «двушечку» за хулиганство получили молодые женщины, устроившие перформанс в церкви, а в УК была внесена статья об оскорблении чувств верующих, чтобы в следующий раз не пришлось цитировать в судебном заседании каноны Трулльского собора и выставлять потерпевшими охранников с нежно ранимой душой. Отныне уголовно наказуемым становилось любое оскорбление любых верующих, даже тех, кого там не было и вообще не могло быть.

Но там – это было в храме. Можно спорить о многом, но безусловно заслуживает уважения стремление верующих оградить свое храмовое пространство от всего, что ему чуждо. В чужой монастырь со своим перформансом не ходят.

А вот теперь монастырь пришел со своим уставом в музей – и многим кажется, что так и подобает.

Вся Россия – наш монастырь, в любом месте – наш и только наш устав.

И вот что пишет не пламенный и безграмотный юноша, а весьма уважаемый протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета: «Выставленные экспонаты на самом деле представляют собой надругательство над чувствами христиан и вообще оскорбляют совесть и ум каждого нормального человека». Вы не оскорбились? Значит, нет у вас ни ума, ни совести, и человек вы ненормальный.

Такие резкие фразы нуждаются в обосновании, и отец Александр продолжает: «Если почесть, воздаваемая образу, восходит к первообразу… то и оскорбление, наносимое образу, также переносится на первообраз». Это утверждение нуждается в пояснениях для тех, кто не привык к языку догматических формулировок. Православные со времен VII Вселенского собора (это следующий после Трулльского) говорят: целуя иконы, мы воздаем честь не доскам и краскам, и даже не мастерству иконописца, а первообразу – Тому, Кто на иконе изображен. Именно так это описывают церковные каноны.

Новшество заключается в том, что эта логика переворачивается: любое изображение из Священной истории становится иконой (или антииконой) и может пониматься только в свете церковных канонов.

В древности церковь не пыталась регламентировать того, что происходит за ее стенами, – как, например, рисовать язычникам и какие представления давать в театре.

Другое дело, что за посещение театра 51-е правило того самого Трулльского собора повелевает отлучать от церкви (и его отчего-то никто не спешит соблюдать!).

В Средние века в христианском государстве церковь, по сути, была везде, а церковные каноны обретали силу государственных законов со всеми вытекающими последствиями. Так что же, теперь мы скатываемся в средневековье? Театры теперь закроют, а актеров, как в старину скоморохов, будут сурово наказывать (см. фильм «Андрей Рублев»)?

Да нет, конечно. Это не ужасное новое средневековье, это старый добрый постмодернизм, в котором можно все, но все зависит от контекста.

Идет борьба за зрителя и читателя, за посетителя храмов и выставок, а наипаче – за телеаудиторию.

Скоморошить можно сколько угодно… только не надо залезать на чужое поле.

Это логика административной борьбы за непрерывно сокращающийся ресурс, как и повсюду у нас теперь в государстве. Пока нефть была дорогой, а доллар дешевым – ну кого волновало, что там выставляется в Манеже и какие сыры ест рядовой российский гражданин? Теперь все меньше может он себе позволить сыров или билетов на выставку, и крайне важно законодательно защитить его от неверного выбора.

И даже не в деньгах тут дело.

Главный товар нынче – Высокие Смыслы, под них выделяются деньги из бюджета, под них прощаются былые грехи.

Какой смысл может быть выше православного христианства – основы основ нашей культуры и истории? И если дать уже давно покойному Вадиму Сидуру право на самостоятельную трактовку библейских сюжетов, далекую от церковных канонов, то, получается, и верить каждый может по-своему? А как же скрепы?

И вот вполне образованные, искренне верующие люди от имени церкви заявляют обществу: если вы говорите о Христе, вы должны сначала получить наше одобрение. Мы – эксклюзивные поставщики христианства на территории Российской Федерации, а всякая попытка контрафакта должна быть незамедлительно пресечена. Что некоторые активисты поторопились, так на то они и пылкая молодежь, но мы, как люди зрелые и рассудительные, должны ввести эту полезную инициативу в законодательные рамки.

Разница с тем положением дел, которое было еще два-три года назад, неприметна на первый взгляд, но, по сути, огромна. Тогда самые строгие ригористы сказали бы так: на выставке Христос изображен в неприглядном виде, не ходите на нее, православные. И были бы в общем и целом правы: в стране с демократической конституцией каждый сам решает, на что ему ходить. Сегодня они говорят: выставка не соответствует нашим канонам… Впрочем, нет, древним канонам очень много что не соответствует.

Итак: эта выставка не соответствует нашим вкусам и представлениям, поэтому ее вообще не должно быть.

Подобный подход может породить множество неприятных юридических коллизий и может очень больно ударить по церкви при любой перемене властной идеологии (не обязательно, кстати, связанной с переменой власти как таковой). Но не тут самое плохое. Самое плохое – что православное христианство начинает трактоваться как эксклюзивный торговый бренд. И если оно действительно начнет восприниматься как таковое, это и будет настоящая катастрофа.

Андрей Десницкий,

"ГАЗЕТА.RU", 24 августа 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования