— Бог покарает выступающих! Одни наркоманы здесь! - старушка в неопрятном платке зловеще шептала проклятия, расположившись вечером 20 августа за импровизированной сценой митинга в 7-м квартале. Карами небеса не порадовали: даже собиравшийся было дождь передумал проливаться. Митингующие, не согласные с «затычкой» храма на площадке между домами №№ 42 и 48 по проспекту Степана Разина, полагали, в свою очередь, что навязчивые священники и «православные активисты» Богу вряд ли приятны.

— Нам обещают небольшой храм и рядом какую-нибудь детскую площадку, - рассказывала одна из выступающих. — Но что будет на самом деле? По закону храмовый комплекс — а здесь собираются строить большой храм на 500 прихожан, не маленькую часовню, может и должен содержать еще и такие постройки, как дом причта, церковную лавку, воскресную школу, всяческие вспомогательные строения. Когда все это «воткнут» между домами, что еще поместится? Одна горка?



В стороне давал интервью на камеру крепкий 38-летний мужчина, необходимый корреспонденту какого-то телеканала как выразитель точки зрения «за храм». Он повел традиционную РПЦ-риторику: стоит только построить спортивную площадку, как на турниках, футбольных газонах, теннисных столах усядутся пить.
— Вот, смотрите, сделали несколько лет назад во дворе детскую площадку (показывает на скамейки по ее периметру), и тут же тут появились алкаши! Спортивная площадка — она же превратится в алкашник! А храм красивый!

В сером небе зажужжал квадрокоптер, оператор которого прятался где-то в кустах и так и не показался на публику. Полиция даже слегка перепугалась этого чуда техники и заверила журналистов: «Это не мы!» Эффектная молодая блондинка, представляющая мэрию, посетовала, что и у них денег на «леталки», к сожалению, нет, и приходится выполнять свою работу (определять численность собравшихся), пересчитывая всех «по головам», а не просто обводя кружочками головы на фото сверху. В итоге у блондинки получилось насчитать 150 человек.

Тем временем слово взяла Татьяна Гузаева, известная тольяттинская общественница, жительница дома № 48 и молодая мама. От эмоций, характерных для предыдущих ораторов, она перешла к спокойному объяснению фактического положения.
— Мы провели поквартирный опрос жителей, - отметила она. — 14% за строительство храма, 86% против. Это, на самом деле, очень тревожно. В Тольятти, по оценкам самих православных, максимум 3-5% населения воцерковлены, то есть регулярно посещают храмы (на самом деле статистика завышена, к примеру, даже на пасхальные богослужения в 2014 году в Тольятти пришли менее 9000 человек, то есть примерно 1,25% жителей — A.N.) Еще примерно 5% — ярые антицерковники. Остальные 90%, считают они себя православными, верующими других конфессий или атеистами, к церкви всегда относились нейтрально и в целом вполне благодушно. Пока церковь не начала лезть к ним насильно. Как же надо было довести людей, чтобы они начали выступать резко против храмов?
Если бы представители РПЦ отнеслись к нам с уважением и провели нормальные, а не секретные публичные слушания, заручившись поддержкой реального большинства жильцов, неужели мы выступали бы против? А что получается сейчас? Если 86% будет ходить мимо насильно навязанного храма и плеваться, разве это повысит духовность?
17 августа была последняя попытка решить дело миром. Церкви предлагали хороший участок в 11а квартале. Она отказалась. Мы пытались достучаться, объяснить, что не стоит разжигать вражду на религиозной почве. Увы.
В скором времени будем подавать исковое заявление в суд. Могу сказать, что у нас есть хорошие шансы выиграть. Если, конечно, суд будет действительно беспристрастным. И, в случае нашей победы, церковь вообще не сможет никогда и нигде в будущем строить церкви на уже сложившейся территории кварталов Автозаводского района. Только в новых кварталах или где-нибудь в промзоне. Неужели церкви этого хочется? Надеемся, что общественный совет при митрополии все-таки одумается, примет предложение нашего депутата и переедет в 11а,- подытожила она.

Воцерковленный молодой человек из Белозерок обратился к нескольким наблюдавшим за митингом своим знакомым, городским «православным активистам»:
— Ребята, если народ против, нельзя здесь строить храм. Иисус никого насильно в храмы не тащил. Вы же сами здесь не живете и ходить в этот храм не будете.
Прислушаются ли к нему «ребята», неясно.

Митинг близился к завершению. На столбе веранды, где заполнялись подписи под резолюцией, висел хвалебный листок в адрес Владимира Бокка, депутата ТГД от 7-го квартала, активно поддерживающего жителей в борьбе против «точечного» храма (на 2016-й год им уже планировалась спортивная площадка на занятой теперь территории). Бокк, как показали последние события, наглядно продемонстрировал: со свечкой в руках угождать церковникам — не лучший способ добиться уважения избирателей. Николаю Остудину, депутату от 15-го квартала, где имеется аналогичная проблема, за фактически процерковную позицию жители даже выражали недоверие и уж точно не писали, что он честный.

«Священники, вернитесь на заводы, к станкам»,- такой призыв на одном из информационных щитов митинга не мог не заинтересовать. Один из участников пояснил: намек — на Александра Здоренко, бывшего вроде бы вазовского начальника, ныне священника, активно «продавливающего» храм именно в 7-м квартале.
— Понимаешь, в чем дело, - пояснил он. — У нас складывается впечатление, что именно Здоренко — единственный радикально настроенный сторонник застройки именно этого участка. Другие, например, самарские священники, присутствовавшие на совещании 17 августа, в принципе готовы искать компромисс, они высказывались за изучение площадки в 11а квартале, не отвергали возможности переезда. Здоренко же — другое дело, он и своих немногочисленных прихожан «накручивает». Почему?
Как нам разъясняли в церковных «кулуарах», дело, судя по всему, банально в «легких деньгах». Здоренко уже назначен куратором стройки в 7-м квартале, со всеми вытекающими правами и возможностями. При переносе же площадки в 11а вполне возможен вариант, при котором его «подвинут» — автоматически кураторство не перенесется. В общем, все как в крупной коммерческой структуре, где руководитель какого-нибудь проекта будет всячески «вставлять палки» в колеса, если возникнет идея переформатировать проект, пусть даже итог будет гораздо лучше.

Резолюция была краткой и понятной: строительство признать незаконным и отменить.

Алексей Напылов,
"ТLTPRAVDA", 21 августа 2015 г.
Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!
|