Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Боговолец. Почему в случае буйных непотребств "православных активистов" не грех вспомнить и о церковной дисциплине


Называющий себя православным активистом и лидером движения «Божья воля» Димитрий Энтео (в миру Дмитрий Сергеевич Цорионов) сумел наконец истощить долготерпение церковного начальства.

Еще 2 года назад деятельность активиста встречала достаточно благожелательное отношение священноначалия: «Очень ценю вашу пассионарность, вашу способность отстаивать интересы Церкви. Благодарю вас за эту поддержку и призываю на вас благословение Божие» (патриарх Кирилл), «Такие группы нужны Церкви, потому что они не позволяют Церкви скатиться в пропасть либерализма» (митр. Иларион Алфеев), «Господин Цорионов создал сайт, на котором сообщается не только о деятельности организации, которую он возглавляет, но и широко освещаются события, происходящие в РПЦ, мнения православных священников по тем или иным вопросам. И это очень удачно» (прот. В. Чаплин).

Однако последнее пассионарное деяние активиста, явившегося в окружении других боговольцев на выставку в Манеже и сокрушившего произведения скульптора В.А. Сидура (1924–1986), не было сочтено таким удачным, как прежде. Клирики (менее охотно и сквозь зубы) и благочестивые миряне, служащие в Патриархии (более охотно и с разверзстыми устами) осудили Д.С. Цорионова. Присовокупив, впрочем, что квалификация деяний активиста не влияет на их отношение к современному искусству — оно как было отрицательным, так и остается. Правда, считать ли творчество Сидура примером современного искусства, они внятно не указали, что очень даже правильно.

Даже тот, кто сказал бы о произведениях Сидура: «Это не мое», будучи честным, признал бы тем не менее, что в этом есть нечто свободное, сильное и неповторимое, тогда как в образцовых произведениях современного искусства типа гельмановских клистиров или распятий с икрой и орденом Ленина нет ничего, кроме расчетливого хамства.

Впрочем, хамство передовых искусников — особь статья, за него им воздастся не в сем веке, так в будущем, а сейчас речь идет о подвигах православных активистов. Всяк должен за свое отвечать.

В деятельности же православных активистов — и тех, кто с усердием не по разуму их поощряет — наблюдается крайне усеченное толкование слов апостола «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1,23). Упор делается не на Христа распятого, а на две последние синтагмы. Если мы творим то, что для либералов и атеистов есть соблазн и безумие, то тем самым мы исполняем волю Божию. Между тем простейшая логика подсказывает, что далеко не всякие соблазн и безумие есть служение Богу. Многие непотребства, которые здесь нет надобности перечислять, в равной степени соблазнительны и безумны как в глазах иудеев с эллинами, так и в глазах христиан. И деяния лидера «Божьей воли» относятся именно к этому разряду. Главное — круче и больнее досадить неверным, в чем и будет наилучшая проповедь Христа распятого.

Между тем у того же апостола встречаем поучение, куда более относящиеся к миссионерской деятельности Д.С. Цорионова: «И успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?... Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 17-24).

И попустительство негодным деяниям, ради которых имя Божие хулится у язычников, приобрело в последнее время опасный характер. Слава Богу, хоть сейчас наступило некоторое вразумление.

Между тем в случае буйных непотребств не грех вспомнить и о церковной дисциплине, о послушании, а то человек, мнящий себя выразителем Божьей воли, может ведь и ошибиться, и впасть уже в полную прелесть. А ведь если бы сослать Д.С. Цорионова на покаяние в монастырь и объяснить ему устами священноначалия, что Божья воля в том, чтобы он исправно чистил монастырские нужники, прелесть рассеется, аки воск от лица огня.

Максим Соколов,

"ИЗВЕСТИЯ", 17 августа 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования