Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ГАЗЕТА": "Современный человек должен себя переделывать под Церковь"


В четверг президент Путин встретился с первоиерархом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, который дал эксклюзивное интервью Елене Чавчавадзе, директору президентских программ Российского фонда культуры. Не секрет, что переговоры о воссоединении Церкви ведутся давно, хотя и без видимого успеха. На данный момент все препятствия, существовавшие прежде, устранены: РПЦ провозгласила святыми царскую семью, прославила новомучеников XX века, отказалась от участия в экуменических конференциях и фактически пересмотрела свое отношение к декларации митрополита Сергия 1927 года, который признал власть большевиков.

- Вы, владыко, уже побывали в России с частным визитом и были на Соловках?
- Я давно мечтал попасть в эти края, потому что там был концлагерь и там масса людей погибла. Прошлым летом нас собралось 10 человек, и мы поехали машиной, потом поплыли на Соловки, потом на остров Анзер. Это была самая интересная поездка для меня, хотя я еле-еле двигался и меня там поддерживали. Нужно было в лодку спуститься, потому что катер не мог близко подойти, на лодке греб человек, нужно было по камням вылезти и также слезть.

- Так ли важно придерживаться старого стиля в календаре?

- Да, Русская Церковь придерживается православного календаря старого стиля.

- Трудно на Западе соблюдать пост, когда у других Рождество уже отшумело?

- С одной стороны, может быть, трудно, особенно детям, но с другой стороны, они чувствуют свое православное христианство. Американцы с уважением к этому относятся, говорят, что это русское Рождество. Дети пропускают школу, чтобы на богослужении быть и праздновать.

- В России теперь 7 января - выходной день, но многие в обществе недоумевают, зачем выделяться, почему не 25 декабря?

- Это не мы выделяемся, это нововведение Католической Церкви, а не Православной, и, к сожалению, многие сдались, даже есть Православные Церкви, которые ввели новый стиль, но мы стоим на старом стиле.

- Почему все-таки нужно придерживаться старого календаря?

- Русский церковный человек живет по календарю, по духовному календарю. Сосредотачивающий момент нашей жизни - это Пасха Христова, которую мы празднуем, как постановлено Первым Вселенским собором в IV веке. Не только Церковь освящает это своей многовековой практикой, но и сам Господь благословляет это, потому что мы знаем, что каждый год в Великую Субботу в Иерусалиме на Гробе Господнем сходит святой благодатный огонь. Вся христианская Церковь должна вместе соблюдать даты церковные. Они веками празднуются в эти дни, и мы придерживаемся этого.

Современный человек должен себя переделывать под Церковь. Люди меняются, и должны меняться, чтобы войти в Церковь, церковную жизнь.

- Сейчас принято говорить о человеке - он в центре мироздания. А вы призываете себя под Церковь менять. Почему?

- Потому что Церковь истинна. В Церкви соблюдают истину, истина не может меняться, и мы спасаемся в истине. Церковь спасает людей, а не люди спасают Церковь.

- Расскажите о вашем соратнике иконописце Киприане, ведь вы с ним вместе начинали жизнь в Америке.

- Отец Киприан еще в 30-м году приехал в Ладомирово (сам он из Бежецка), и отец Виталий (Максименко, в то время архимандрит) говорит ему: 'Ну, брат Кирилл, нам нужно расписать храм, вот тебе подрясник'. И он начал расписывать, хотя до этого не писал, так что-нибудь, картины мог писать, но иконопись - нет... Смотрел кое-что, материалы некоторые, их тогда не так много было, как сейчас... Когда мы оттуда уехали и полгода жили в Братиславе, он часовенку там сразу устроил, тоже написал иконы, и мы служили в этой домашней часовне, но люди, беженцы приходили. В Женеве мы пользовались храмом городским. А когда он приехал сюда, в Америку, в 1946 году, сразу начал писать большую панно-икону "Всех Святых в земле Русской просиявшись". Наш храм он расписал к 1950 году. Потом он расписывал большой храм и Казанский храмик в Сан-Франциско, потом - храмы епархии в Сиракузах, в Ютике, затем летал в Люксембург - расписал храм Петра и Павла.

- Его пасхальные открытки ведь по всему миру расходились?

- Да, кроме того, он был нашим духовником, смотрел за молодежью, был здесь благочинным, смотрел за порядком и писал иконы на заказ. Когда нам нужно было, мы говорили: 'Владыко, нам нужны открытки к Рождеству или к Пасхе'. Между делом он рисовал свои открытки. Его студенты дразнили 'смотри-смотри'. Всегда, если завидит красивый овраг или лес, остановится, чтобы зарисовать.

- Что бы вы могли пожелать русским людям, тем, кто до конца не понимает ни смысла Церкви, ни смысла спасения?

- Что можно сказать русским людям?

Просто придерживаться того, что нам наши отцы нам дали. Многое на Руси, к сожалению, за 80 лет разрушилось, может быть большая часть. Искать и найти то, что было, и продолжать этот путь, потому что это верный путь ко спасению.

'Я и Священный Синод направили братское послание членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей'. Патриарх Алексий II - ГАЗЕТЕ

- Какое место в делах Церкви занимает проблема воссоединения с РПЦЗ?

- Последствия трагического раскола в Русской Православной Церкви, возникшего в первой половине прошлого века, продолжают сказываться по сей день. Однако мы всегда заявляли о горячем желании пойти на диалог, дабы совместными усилиями преодолеть разделение и засвидетельствовать миру о нашей общей вере во Христа Спасителя. В октябре 2001 года я и Священный Синод направили братское послание членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей. В этом документе говорилось: 'Лишь тогда станет полной наша радость, когда получит исцеление рана пагубного раскола в теле Церкви Русской. Печалью исполнены наши сердца от того, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения. Многие чуткие души, особенно из числа русских людей, живущих за рубежами Отечества, тяготятся таким положением, стремясь найти пути к его преодолению. И в недрах самой Зарубежной Церкви все усиливается стремление к упразднению разделяющего средостения. Радость многим членам Церкви в России доставило решение прошлогоднего Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви. Мы подтверждаем нашу готовность создать подобную же комиссию со своей стороны, дабы в братском диалоге разрешить те недоумения, которые все еще стоят на пути единства'.

'Сейчас для переговоров, мы надеемся, время более благоприятное'. Протоиерей Михаил Дудко, секретарь по общественным связям Московской патриархии

- Каковы, с точки зрения Московской патриархии, перспективы объединения с Зарубежной Церковью?

- Это давняя и сложная история, это наша боль, поскольку касается вопроса разделения Церквей. Переговоры ведутся давно, они пережили разные этапы, сейчас для переговоров, мы надеемся, время более благоприятное. С нашей стороны сейчас полная открытость для переговоров. Такой же открытости мы ожидаем и от Зарубежной Церкви, такого же ответного шага. Многое из того, что разделяло Церковь, ушло в прошлое.

- Что сейчас мешает соединению двух Церквей?

- Вот об этом и стоит вести переговоры. С нашей стороны препятствий нет, о препятствиях с той стороны, мне кажется, естественно было бы спрашивать не нас.

- На каком уровне происходят контакты с РПЦЗ?

- Первая встреча президента Путина с иерархами РПЦЗ состоялась 21 ноября 2001 года, после переизбрания главы РПЦЗ и во время визита президента Путина в США. В свое время Патриарх Алексий проинформировал российскую прессу о самой встрече и о том, что митрополит Лавр получил официальное приглашение посетить Россию. Как известно, с того времени подвижки произошли небольшие.

- А были ли встречи у Патриарха Алексия с митрополитом Лавром, может быть, еще до его избрания главой РПЦЗ?

- Нет, таких встреч не было, как не было вообще никаких официальных контактов.

СПРАВКА

Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в селе Ладомирово (ныне Словакия, до 1917 года - территория России). С отрочества жил при монастыре преподобного Иова Почаевского, основанном монахами, бежавшими с Украины в годы революции. В 16 лет стал послушником. В 1946 году переехал с братией в США, где в городке Джорданвилле под Нью-Йорком был основан Свято-Троицкий монастырь. В 1948 году принял постриг, с 1954 года - иеромонах, с 1967 года - епископ Манхэттенский и секретарь Архиерейского синода Российской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). В 2001 году избран первоиерархом РПЦЗ.

РПЦЗ первоначально объединила священство в эмиграции. После смерти патриарха Тихона в 1925 году произошел так называемый "карловацкий раскол" на "красную" и "белую" Церкви. В 1927 году Московский митрополит Сергий подписал декларацию, в которой ради спасения Церкви признал власть большевиков. Эта декларация, как и обвинения епископата РПЦ в сотрудничестве с властями, - препятствие объединению Церквей. С 1946 года РПЦЗ перебралась из Европы в США. Противники объединения считают, что РПЦ поглотит РПЦЗ и ее имущество, а власть воспользуется эмигрантскими общинами в своих целях.

26 сентября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования