Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ-FM": "Женщина вправе распоряжаться своим телом, если речь идет о татуаже или о маникюре". Протодиакон Андрей Кураев о том, что Россия никогда не была святой, и войну РПЦ МП никто не объявлял


Что думает РПЦ о предложении Мизулиной запретить аборты в частных клиниках? Могут ли отдельные регионы России жить по своим традициям? Есть ли в нашей стране война с церковью? На эти и другие вопросы ведущим "Коммерсантъ FM" Анатолию Кузичеву и Константину Эггерту ответил протодиакон Андрей Кураев в рамках программы "Демократия".

"Почему серьезнейшие идеи должны озвучивать такие люди, как Милонов и Мизулина?"

Андрей Кураев о запрете на аборты: "Моя позиция, естественно, является совпадающей с мнением Православной церкви, и вообще, по-моему, всех религий мира: жизнь человека начинается с минуты оплодотворения. В свое время патриархия делала запрос в МГУ на факультет биологии, вопрос был в том, с точки зрения науки, когда начинается новая жизнь: с момента оплодотворения, с минуты первого деления этой клетки, с минуты, когда она прикрепляется в матке женщины, с момента формирования в эмбрионе нервной системы, скажем, позвоночника или мозга, с минуты выхода из лона матери, с минуты перерезания пуповины, с секунды первого вздоха — когда? И ответ был получен из МГУ: однозначно, с точки зрения науки, новая жизнь начинается с момента создания уникального набора генов, то есть с минуты зачатия.

В Индии, напомню, день рождения — это 9 месяцев до выхода ребенка из матери, день зачатия считается днем рождения. Так что суть вопроса не в этом, позиция церкви никогда не была секретом, всегда это было понятно. Новизна ситуации нынешнего витка дискуссии в том, что патриарх Кирилл, выступая в Государственной думе еще в январе в рамках Рождественских чтений, а не работы парламента, тогда высказал идею о том, что хорошо бы убрать операцию аборта из страховой медицины, чтобы за счет госбюджета, за счет налогоплательщиков, в том числе и религиозных людей, христиан, мусульман, иудеев, не оплачивались операции, которые ведут к уменьшению жизни, к убийству ребеночка. Это сказал патриарх, я считаю, совершенно здравая позиция.

Другое дело, что некую новизну еще добавила на днях Мизулина, предложив, чтобы был государственный запрет делать аборты в платных клиниках. Я, как мужчина, пользуюсь военной терминологией, но если у тебя еще не достигнут прорыв на одном участке, то чего ты начинаешь параллельно еще какую-то совершенно другую операцию? Так и здесь, она слишком расширила поле дискуссии, и в итоге на сегодняшний день можно констатировать некий провал, потому что уже третий человек в стране, а именно третий по рангу — глава Совета федерации, госпожа Матвиенко, резко сказала, что это экстремистское заявление Мизулиной, но не все-таки патриарха, и вроде бы даже из администрации есть сигналы, что это не будет принято".

О недостаточной работе аппарата пропаганды РПЦ: "Нужна широкая общественная дискуссия по этому поводу, и меня в очередной раз поражает жуткая беспомощность аппарата пропаганды в патриархии. Патриарх высказал здравую мысль, прошло полгода, по идее, должны были хотя бы православные масс-медиа, наверное, и ряд федеральных, которые в дружеских отношениях с православными кругами, быть наполнены публикациями, суждениями не просто батюшек, а каких-то православно-ориентированных врачей, например, и так далее. Почему серьезнейшие идеи должны озвучивать такие люди, как Милонов и Мизулина? Это удивительно, я это объясняю беспомощностью и трусостью аппарата, кто запугал церковный аппарат, патриархию, я думаю, довольно очевидно — руководитель. Но почему никто не хочет работать? Вам из аппарата Владимира Романовича Легойды (прим. глава синодального информационного отдела РПЦ) звонили с предложением, давайте наш специалист придет, будем дискутировать? Полная пассивность".

"Россия никогда не была святой"

Андрей Кураев о феминистском лобби в вопросе о запрете абортов: "У феминистского лобби есть свои наработанные шаблоны. Мы слышим не первую тысячу раз их аргументы насчет того, что женщина должна сама распоряжаться своим телом, что ограничение абортов приведет к выбрасыванию детей на помойки. Женщина вправе распоряжаться своим телом, если речь идет о татуаже или о маникюре. Но все-таки жизнь ребенка, другого человека, который очень зависим от матери, и использовать эту зависимость для убийства этого существа — это моральная проблема, а не эстетическая и не медицинская. Мать Тереза обращалась к девочкам: "Девочки, дорогие, если уж так получилось, что вы вне брака или до брака забеременели, и этот ребенок нежелателен для вас, я вас прошу родить его, не убивать и отдать его мне, в мои монастыри. Мы о нем позаботимся".

О духовности населения: "Степень свободы любого человека обратно пропорциональна размеру его жабы. Чем больше у него хотелок, тем менее он свободен. Это касается не только отдельных людей, это касается и церкви, например. Поскольку лидеры нашей церкви обращаются к властям только с одной целью — дайте нам деньги, и это уже не первое десятилетие, то очень трудно, стоя в такой позиции просителя, вдруг перейти на позиции жесткого наставника. Церковь глубоко увязла в этих отношениях. Что такое Святая Русь? Россия, конечно, никогда не была святой по факту, но хотя бы мечтала об этом. Мечта дорогого стоит".

О влиянии церкви на власть: "Только в одном вопросе когда-то церковь была решительна в своем пастырском диалоге с власть имущими — это постельный вопрос. Если брать историю Византийской Империи, различных балканских государств и так далее, мы увидим, что случаи, когда глава церкви говорил государю жесткие слова обличения и даже отлучал его от церкви, были связаны с тем, если этот государь начинал поддерживать ересь. Не когда он начинал казнить своих рабов, вводил опричнину. Второй повод — постельный, если император брал новую жену неканоничным образом. Иван Грозный был отлучен от церкви за пятый брак, а не за казни".

"Русской православной церкви никто войну всерьез не объявлял"

Андрей Кураев о допустимости многоженства в современной России: "Я не государствовед и не политолог. Я считаю, что, да, могут быть регионы со своим собственным укладом. Пример — Российская Империя. У меня нет готового мнения. Вопрос сложнейший. Он не касается моего круга как христианина. Мы живем в мире, в котором все перемешано. Если в Российской Империи было понятно, где живут мусульмане, то сегодня это не так. В одном и том же московском подъезде может быть и гарем, а может быть и обычная семья, а скоро еще и гей-семья появится там же, на соседнем этаже. Правовые отношения будут достаточно запутаны. Возникают вопросы, например, наследования, имущественных отношений. Это касается не только саму семью, но и государство, потому что речь идет о выплатах".

О том, идет ли война с церковью: "Если вы будете листать церковные масс-медия, патриархийные, вы увидите, что у них все очень хорошо. С одной стороны, особенно в 2012 году, после скандала с "Пуськами", были не раз заявления патриарха о том, что нам объявлена война. Сейчас спрос на это отошел в церковной среде. Но и тогда я говорил, что это неправда. Действительно, может быть, есть серьезный конфликт между христианской моралью и некоторыми современными западными моделями, но это конфликт на Западе, это не у нас. До нас долетают, может быть, только брызги того информационного цунами, той войны, которая ведется в западных масс-медиа. Русской православной церкви никто войну всерьез не объявлял. Мы настолько маргинальны, что нас особо, честно говоря, не замечают, тем более, на Западе".

"КОММЕРСАНТЪ-FM", 22 мая 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования