Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИСУ: Священная гибридная война. Вопрос отрыва украинского православия от русского назрел, считает Екатерина Щеткина


Вопрос отрыва украинского православия от русского назрел. Не потому даже, что война – это, говорят, единству православия не помеха (не понимаю, но готова взять на веру quia absurdum). А потому, что «русское православие», кажется, подходит к концу. По крайней мере, на официальном уровне, т.е. как раз том уровне, на котором связаны Русская и Украинская Православные Церкви.

Не то чтобы это было потрясающе свежим – элементы гражданской религии никогда не были чужды РПЦ. Ради «социальной роли» ей разрешали существовать на протяжении большей части ее истории. Не менее важна была ее символическая функция, зафиксированная в популярной триаде «православие-самодержавие-народность». Времена, впрочем, меняются. Триединство нынче становится категорией слишком сложной для привыкшего к медийному фаст-фуду реципиента. А значит, тут, как в голливудском кино, «должен остаться только один».

Я надеюсь, это кто-то записывает. Ведь то, что происходит в духовно-медийной жизни России последнее время, должно привести в восторг лингвистов и социологов. Да и религиоведов. А может, и наиболее вдохновенных богословов. У них есть прекрасная возможность проследить в подробностях процесс деформаций языка – в частности, сакрального — и рождения гражданской религии из простой подмены понятий. Я надеюсь, специалисты смогут пояснить, как и почему понятие «православие», — которое, впрочем, уже давно используется в качестве едва ли не антиномии «христианству», как чему-то то ли еретически-экуменическому, то ли безродно-космополитическому, — постепенно закрепилось как именно «русское православие». Как оно заразилось миссионерским зудом, как и почему именно «русское» православие приобрело покровительственный тон в отношении всех прочих «православий» и возмечтало о первенстве.

И в то же время, как слилось «русское» и «православное» воедино. Ведь когда Русский народный собор предложил считать антирусские выступления антиправославными и оскорбляющими чувства верующих, это не вызвало ни малейшего когнитивного диссонанса. Т.е. «народность» поглотила и вытеснила «православие» так же легко (и даже еще легче), как «русское православие» поглотило и вытеснило «христианство».

А там и за самодержавием не заржавело. Ведь подменить и вытеснить «народ» одним конкретным его представителем – выразителем, воплотителем, спасителем и просто настоящим мужиком – не просто ничего не стоит, а даже само на язык просится. В самый подходящий момент вышел на голубые экраны фильм «Президент», в котором глава государства полностью слился и отождествился с «народом» в его чаяниях, победах, но, главное, страданиях. Как не без яда отметили некоторые критики, все трагедии эпохи Путина были названы не «трагедиями России», русского/чеченского народа или даже матерей Беслана – все это были персональные страсти Владимира Путина. Который принял их – и, вы не поверите – пережил.

Вытеснение религии гражданским культом, конечно, совсем не новая практика. То же самое происходило у фашистов и нацистов в прошлом веке. Кстати, параллелей гражданских религий фашизма с нынешними духовными метаморфозами в РФ масса. Правда, как и всякое повторение истории, доля фарса тут колоссальная. Взять хоть «знамя крови» — культ, который итальянские фашисты передали немецким единомышленникам в качестве эрзаца культа святых реликвий. Россияне со свойственной им гигантоманией и страстью к символичности свое «знамя Победы» даже на орбиту отправили, чтобы вознеслось над всей Землей во славу России-Спасителя, что над твоим разваленным рейхстагом. Получилось смешно.

Но если фашисты с нацистами так же, как большевики, изгоняли христианство как конкурента, поскольку предлагали свой собственный пантеон и картину светлого будущего, к смешиванию православия и гражданского культа в России приложил руку сам Патриарх Московский Кирилл. Культ «Святой Руси» — по сути, тот же культ предков, который воплощал в своих Зигфридах Третий рейх – здесь тоже вытеснил скромную фигуру Христа-Спасителя. Характерно, например, что в нынешнем «победном» угаре Россия/СССР открытым текстом называется «спасителем мира». Не отстали и прочие атрибуты культа: история, «не пересматриваемая», а стало быть, священная; «народ Божий» — русский, разумеется; дежурный набор иуд (в данное время лидирует Киев); силы зла (фашизм, нацизм, Госдеп, укроп); «Голгофа» (в данное время — Великая Отечественная) и «Пасха» («Великая Победа»). Вместо крестиков освящают и раздают георгиевские ленточки. Вместо благодатного огня – вечный, вместо храмов – мемориалы Неизвестных солдат (аналог сонма святых). Уточнен также список святотатцев: место пусек, осквернивших плясками ХХС, за решеткой заняли тверкерши, «осквернившие» святую Малую землю. Связь между этими двумя «посадками» прямая, и она, как ничто другое, демонстрирует метаморфозу русского православия, всего за три года прошедшего путь от храма до мемориала, от религии Христа до поклонения геополитической химере.   

Да, аналогий между «языком Третьего Рейха» и «языком Третьего Рима» множество. Вот и о «Пруссиии, которая развила государственную идею как нравственное требование, как духовную позицию» писали еще немецкие газеты в 1942 году, а вовсе не Дугин придумал. И «Священная Римская Империя Немецкой Нации» просто поменяла национальность – все прочее сохранено. Вот и не верь после этого сказкам, в которых победитель дракона сам становится драконом.

Бредни «немецкого величия» остановил разгром во Второй мировой и Нюрнбергский процесс. Мы теперь можем только сожалеть, что после поражения в «холодной войне» СССР не додавили до ревизии большевизма, а разоблачения преступлений режима так и осталось публицистикой, а не предметом судебных разбирательств – возможно, тогда о «геополитической катастрофе» больше не вспоминали бы, а бывший кагэбист (пардон, «бывших» не бывает) не смог бы занять президентского кресла. И патриарх не предавал бы мучеников своей Церкви рассуждениями о том, как «неплох» был СССР.

Нынешнее положение руководства РПЦ как жрецов чисто гражданского культа, придающих ему именно религиозной легитимности, вызывает массу вопросов с точки зрения Украины. Какое отношение к «культу России» имеет УПЦ – ведь это часть «русского православия», поглощенного «русской народностью»? Или «наша» часть еще не поглощена? Т.е. с точки зрения российских либеральных христиан УПЦ – это «улучшенный» вариант РПЦ (по аналогии с суждением российских либералов об Украине как улучшенной версии России), где можно по-прежнему поклоняться Христу, а не Великой Победе, оставаясь при этом в рамках русской православной традиции?

Вот он, вопрос «номер один» для украинского православия – где выход в «свою» традицию? Как провести собственную, внутреннюю «церковную декоммунизацию»? Чтобы при этом не впасть в противоположную крайность, и не подменить «украинское православие» собственной «народностью»? Наш сакральный язык предает нас самих на каждом шагу. В этом году, например, снова вошел в моду пасхальный слоган «Воскрес Христос – воскреснет Украина». Еще пара подобных штампов, и мы окажемся в своем собственном аналоге «Святой Руси». В этом не будет ничего удивительного – наши традиции так долго были переплетены в «едином неделимом русском православии», что и слабости у нас, скорее всего, одинаковые. Да что там православие, когда даже у греко-католиков трудности возникают — а у них с христианским универсализмом традиционно получше.

Декоммунизация Украины, которая вызвала такой резонанс в мире, в полной мере касается сферы религии. Возможно даже, что именно религии в первую очередь. Потому что декоммунизация в нашем случае – это отрыв не просто от «чужой историографии» и выход из чужого идеологического поля. Это разрыв с сакральным пространством, которое стало чужим и продолжает становиться еще чужее. На нынешнем этапе это не просто «выход из СССР» или из «Российской империи» — это выход из той «Святой Руси», которую объявили божеством, и кто не с ней, тот против нее.

Екатерина Щеткина,

РИСУ, 11 мая 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования