Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ": Владимир: епархия и музей спорят о свободе фресок Рублева


Во Владимире продолжается оживленная дискуссия о судьбе фресок Андрея Рублева, «открытых» в ходе начавшейся недавно реставрации Успенского собора. За иконостасом, на столпах храма, сотрудниками ОАО «Владимирреставрация», ведущими работы, обнаружены фрагменты росписей 1189 года и 1408 года, когда Успенский собор расписывала артель мастеров под руководством самого знаменитого живописца Древней Руси.

Несмотря на торжествующие заголовки в СМИ об открытии фресок Рублева, они стали известны специалистам еще 40 лет назад, во время реставрации собора в 1975-1982 гг. В те годы фрески решили не открывать в пространство храма, чтобы не демонтировать даже частично барочный иконостас XVIII столетия. Как оказалось, сохранность рублевских фресок, закрытых иконостасом, значительно лучше, нежели тех, что открыты взорам туристов и молящихся, а заодно и копоти от свечей и лампад. Художник-реставратор Александр Запатрин, участвовавший и в реставрации конца 1970-х гг., показывает слои сажи и копоти, осевшие на незащищенных фресках.

Работы по реставрации фресок Успенского собора, согласно госконтракту, должны завершиться до 31 октября 2016 года. С росписей XII и XV века должны удалить копоть, плесень и посторонние наслоения, а также провести тонировку утрат. Как сообщают местные СМИ, реставраторы не исключают возможности открыть вновь обнаруженные фрески Рублева для осмотра. Для этого необходимо некоторое изменение конфигурации иконостаса, что технически реально, но с экспертной точки зрения спорно. Не говоря уж о том, что шансов сохраниться под прикрытием у фресок явно больше: знаменитая композиция Рублева “Страшный Суд” в Успенском соборе в последние десятилетия неуклонно “тает”, теряя цветовую гамму и яркость. Окончательное решение на этот счет должен вынести Федеральный Научно-методический совет Минкультуры России.

Не дожидаясь его вердикта, в публичную дискуссию на страницах СМИ вступили Владимирская епархия и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий считает, что “новые” фрески Рублева людям будет достаточно увидеть на фотографиях: «Прозвучавшее предложение после реставрации убрать часть иконостаса и открыть фрески для посетителей собора – я не думаю, что это правильно. Ведь фрески можно сфотографировать и опубликовать, показать их людям таким вот образом, этого будет вполне достаточно. Но оставлять иконостас в полуразобранном виде – это будет вызывать непонятные чувства, чувство незаполненности и даже разрушенности».

Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, в свою очередь, заявила: “Конечно, я понимаю епархию. Им хочется, чтобы все было красиво, величественно и гармонично. Но ведь мы имеем дело с Успенским собором, единственным храмом, где сохранилась живопись Рублева. И если бы спросили меня, то я бы сказала - открыть. Ведь у нас есть прекрасные реставраторы, которые могли бы красиво завершить иконостас. И это бы не вызвало никаких эстетических нареканий”. 

Досье. В 2014 году владимирский искусствовед и реставратор Александр Скворцов в комментарии для “Российской газеты” заявил, что состояние фресок Рублева в Успенском соборе “катастрофическое”, и спасти их может только полная музеефикация памятника: “Необходимо выполнить мероприятия по консервации в целом всего интерьера Успенского собора. Главная проблема - сохранить фрески Рублева. Нужно, чтобы они находились в среде, где температура 18-20 градусов, влажность 55-60 процентов с небольшими отклонениями… Необходима более широкая музеефикация Успенского собора в целом. Рублев для России - как Джотто для Италии. Здание капеллы Дель Арена в Падуе, где находятся его фрески, полностью музеефицировано. Войдя туда, вы снимаете верхнюю одежду в раздевалке, надеваете одноразовые бахилы. А после просмотра выходите другим путем. И после каждой группы экскурсантов весь объем воздуха с помощью специальных установок очищается заново. Для нас такая организация пока - фантастика. У нас люди входят и выходят через дверь на западном фасаде. Дверь постоянно открывается и закрывается. Эти выхлопы тянут за собой воздух, очень вредный для фресок. Я уж не говорю о свечах, о канунах, которые стоят под фресками и коптят, и их надо давно заменять на электричество… Церковная и светская власти должны сесть за стол переговоров и начать обсуждать подобные вопросы”.

P.S. В Новгороде Великом завершена оцифровка фресок Феофана Грека в храме Спаса на Ильине.

"ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ", 4 мая 2015 г.

Фото: expertmus.livejournal.com 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования