Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"FACENEWS": «Православный Талибан». Чем отличилась на Донбассе "Русская православная армия"


В последние годы риторика путинского режима без остановки апеллировала к цивилизационным различиям между Россией и Западом. Отличительной чертой российского сообщества назывались «духовные скрепы» - неизвестный до этих времен термин, которым, видимо, российская власть обозначала высокий степень религиозности, и прямое вмешательство религиозных институций в политическую и культурную жизнь в стране. Данным цивилизационным аспектом часто оправдывалось и вмешательство РФ в события в Украине. Ведь Украина, по мнению имперских идеологов, принадлежит именно к российской православной цивилизации. Особую актуальность тема православного фундаментализма обрела с началом войны на Донбассе, когда в ней приняла участие террористическая группировка «Российская православная армия». О религии как факторе современной российской политики и войны на Донбассе рассказал исследователь правых движений, сотрудник Бременского университета Николай Митрохин на пресс-конференции в «Главкоме».

Только 0,5% людей в РФ регулярно посещают церковь

В сентябре 2014 года шведский политик и дипломат Карл Бильдт заявил, что православие в России несет большую угрозу западной цивилизации. Однако, по мнению Николая Митрохина, эта угроза преувеличена, так как влияние РПЦ как квазиполитического института ограничено. Внешне может казаться, что население России слишком религиозно, однако, согласно статистическим данным, лишь полпроцента людей регулярно посещают церковь, отметил эксперт. На данный момент существует лишь милицейская статистика количества прихожан в российских храмах. Анализируя ее, можно сделать вывод, что количество жителей Москвы, посещающих храм на Пасху, за последние три года увеличилось в два с половиной раза. Однако данные, полученные путем наблюдения, это не подтверждают. Священники отказываются комментировать такое несовпадение. Но объяснить это просто – милицейская статистика завышается под давлением Московской патриархии. По реальным подсчетам, около 180 тысяч людей посетило храмы на Пасху в этом году, но даже если брать официальную статистику, которая гласит о 440 тысячах прихожан – это немного, как для Москвы. Количество прихожан в российских храмах было очень высоким в начале девяностых, резко снизилось в начале нового тысячелетия, и так же резко возросло в наше время. Общественно-политические проекты церкви имеют малую поддержку в обществе, и далеко не все ее просьбы выполняются государством. Исследователь отметил, что даже в Германии, которая считается секулярным государством, роль религии в общественной жизни выше: существует церковный налог, по телевидению транслируются религиозные программы, в вузах существуют теологические факультеты.

Клерикализация имеет вялотекущий характер последние 25 лет

Среди причин клерикализации российского общества – не только инициатива церкви. Часто это обусловливается желаниями политиков и государственных деятелей, которые считают религию частью культурно-развлекательной сферы, и поддерживают ее по тем же мотивам, по которым поддерживают театр. Иногда тему религии можно успешно использовать в предвыборной компании, например, инициируя или спонсируя строительство храма в своем избирательном округе, и получив таким образом дополнительный электорат. Однако, как отмечает эксперт, политики и представители государственного аппарата синхронно могут оказывать помощь и церкви, и тем инициативам, которым она противится. Например, поддержать современное искусство для того, чтоб расположить к себе урбанизированную молодежь.

Современный консерватизм путинских чекистов – очень напоминает маккартизм

Николай Митрохин вспоминает о недавних громких кампаниях российского парламента и правительства, особо отмечая гомофобную кампанию, протесты против сексуального воспитания молодежи и борьбу с другими практиками, которые, например, в западных странах, уже давно признаны государством. По его мнению, псевдоклерикальной риторикой и «борьбой за мораль» российские политики компенсируют слабость собственной религиозности, пытаясь проявить ее во внешних выражениях и социальных практиках. У людей, устраивающих подобные реакционные кампании аргументация морализаторская, а не религиозная, они не имеют никакого отношения к церкви. «Мы могли бы назвать это критической религией, но эти кампании не имеют даже никаких очертаний», - резюмировал эксперт.

По мнению Митрохина, в Европе тоже есть правоконсервативные граждане, и есть партии, которые выражают их мнение. Но сторонники прогресса всегда должны продвигать свои идеи и доказывать их полезность обществу.

Исследователь отметил, что такие сообщества активные и в Украине. Однако в нашей стране самыми консервативными и заметными в общественно-политической жизни являются протестантские общины. Именно они, например, были инициаторами самых громких гомофобных акций. Кстати, инициаторы российского закона, направленного против секс-меньшинств, тоже вдохновлялись и активно поддерживались протестантскими фундаменталистами из США, хотя сами идентифицируют себя с православием, отмечает исследователь.

Не смотря на то, что Николай Митрохин утверждает о незначительном влиянии клерикализации на общественную жизнь в России, следует заметить, что радикальные православные группировки не раз «дискутировали» с оппонентами при помощи силы, причем в публичном пространстве. Недавно «православные активисты» принесли к МХТ имени Чехова голову свиньи. А 19 января религиозные экстремисты попытались сорвать антифашистское шествие, посвященное памяти Маркелову и Бабуровой. 23 февраля прошлого года православные активисты сорвали премьеру фильма о ЛГБТ-подростках. За последний год не один раз появлялась информация о том, что активисты организации «Божья воля» срывали рок-концерты.

В России есть политическая религия – культ ВОВ

Однако большее влияние на общество, по мнению Николая Митрохина, имеет своеобразная политическая религия современной России, которая основана на культе победы в Великой отечественной войне. Исследователь отмечает, что культ победы зародился в середине 60-х годов, когда в 1965 году впервые День Победы был введен в качестве государственного праздника, по тогдашним политическим причинам. Спустя десятилетие данный культ значительно утратил свое значение, однако, сильно возродился в начале нового века. «Этот миф легитимирует существование СССР или ирредентистские настроения России из-за «искупительной жертвы советского народа», - отмечает эксперт.

Самые важные причины войны – это факторы, не имеющие отношения к религии

Главными предпосылками к разжиганию военного конфликта, по мнению эксперта, является не религиозный фундаментализм, а социальная депрессия и этнокультурный конфликт. Это может иметь как политическое (КПУ, ПСПУ Наталии Витренко), так и церковное выражение, например, в лице архимандрита Зосима Сокура. В свое время, архимандрит утверждал, что донбасские приходы должны находиться в подчинении Московской патриархии, даже в том случае, если РПЦ даст Украинской Православной церкви экуменическую автокефалию.

Особую роль среди квазирелигиозных организаций в данном конфликте занимают «казачьи дружины». Еще в начале девяностых они проводили активную антиукраинскую деятельность. Исследователь удивляется, что это не вызвало никакого интереса и адекватной реакции украинских спецслужб. До этого времени не проводилось ни одного серьезного исследования об этих людях и организациях со стороны украинских исследователей. И теперь, когда Росси потребовалось активизировать эту систему группировок, она ее успешно запустила.

По мнению Николая Митрохина, наиболее выраженную антиукраинскую позицию среди представителей российского православия имеет Катакомбная. Много «катакомбных» церквей есть на Северном Кавказе, и возможно, именно их священники приезжали на восток в качестве капелланов террористов.

Украинские капелланы тоже благословляли на убийства, например, во время войны в Ираке – и это практикуется во многих западных странах.

Поэтому наличие института капелланов не стоит рассматривать в качестве дополнительного аргумента в пользу возрастания фундаменталистских движений.

Воюет в первую очередь русский националист

Даже не углубляясь в специализированные исследования, а попросту обратив внимание на политические выступления, символы и требования боевиков и сочувствующих им, можно увидеть, какая парадоксальная эклектика сформировалась в их головах: «православные сталинисты» воюют за СССР и Российскую империю одновременно. По мнению эксперта, они воюют за расширение территории Росси всеми методами, вне зависимости от политических убеждений. А поскольку идеи экспансии, ирредентизма имеют под собою достаточно известную идейную подоплеку – национализм, то Николай Митрохин резюмирует, что в войне на Донбассе и виноват, и воюет, в первую очередь, русский националист.

Однако некоторые конфессии и деноминации в идейном и практическом измерении очень взаимосвязаны с русскими националистическими (а также неонацистскими) идеями и группировками. Боевиков поддерживают очень большое количество так называемых «старообрядцев» и «катакомбников».

Старообрядчество, или Древлеправославие – совокупность учений и организаций в русле РПЦ, отвергающих реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, проведенные в 1650-х – 1660-х годах, и направленных на унификацию богослужебного чина с Константинопольской Церковью.

Катакомбная церковь (или же Истинно-Православная церковь – ИПЦ) – собирательное название (скорее даже – самоидентификация) православных общин, которые в 1920-х годах отказались подчиняться митрополиту Сергию, обвинив его в сотрудничестве с коммунистами, и перешли на нелегальное положение.

Самая известная православная фундаменталистская группа, воющая на Донбассе – это Русская Православная армия.

Русская Православная армия – террористическая фундаменталистская группировка, принимающая участие в войне на востоке Украины. Оформилась в феврале 2014 года. Цель создания – расширение «русского мира» и границ русско-православной цивилизации. Штаб-квартира – захваченное здание СБУ в Донецке. Члены организации причастны к массовым терактам: похищениям мирных людей, журналистов, пыткам и подрывам блокпостов. Признает своим лидером Игоря Гиркина.

РПА в феврале 2014 года оформилась на основе нескольких организаций, ее костяк составила неофашистская, но уже неоязыческая, группировка Русское национальное единство (известная тем, что 19 января 2009 года ее члены совершили убийство правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой). «Раньше на фотографии в сообществе РНЕ в социальной сети «Вконтакте» была свастика, а сейчас – православный крест», - отмечает Митрохин.

Русское национальное единство – незарегистрированное парамилитарное объединение, действующее в России с 2000 года, после раскола материнской организации «Русское национальное единство». Члены всемирного конгресса национал-социалистов. Обвиняются также в убийстве гражданина Узбекистана в 2009 году в Нижнем Новгороде и в подрыве дрезины в 2010 году в Санкт-Петербурге.

Особое место среди боевых группировок, идентифицирующих себя с православием, занимают так называемые «казачьи дружины».

Даже в России многие жители не уважают так называемых «казаков», называя их «ряженными»

«На самом деле, в отношении казаков заведено много уголовных дел, - отмечает Митрохин. – Прежде всего – за убийства, торговлю оружием и грабежи. Среди «казаков» очень много бывших сотрудников правоохранительных органов. Однако на Кубани еще есть поселения настоящих казаков, они преимущественно проживают в деревнях. В России политика в отношении «казаков» очень противоречивая. Иногда их заслуженно лишают воли, а когда надо – щедро финансируют. И это стало возможным потому, что в России сложился сильный антизападный «третий сектор».

На сегодня можно утверждать, что «казаки» совместно с ветеранами Афганистана и Чечни, молодежными, военно-патриотическими, прокремлевскими организациями являются иррегулярной российской армией, которая в мирное время готовит подростков к службе в армии и отбирает дружинников, но при любых изменениях – готова защищать существующую власть или идти и осуществлять захват новых территорий.

«Эти люди скорее верят в силу кулака, в насилие как нормальный метод разрешение проблем и в превосходство «русского человека» над остальными. Нельзя сказать, что они сильно верующие», - отметил исследователь.

В заключение Николай Митрохин поинтересовался, почему в Украине не действует ни одна казачья организация (хотя истоки традиции именно здесь), и посоветовал Украине и другим постсоветским странам вести более активную культурную политику по отношению к россиянам. «И это никогда не поздно начать!», - резюмировал эксперт.

"FACENEWS", 21 апреля 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования