Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД": Наш ответ "духовным чемберленам". Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл


Ваше Высокопреосвященство! Как вы оцениваете факт подписания соглашения о сотрудничестве между белорусской Православной церковью и белорусским государством? В нашей стране есть необходимость подобного соглашения?

(Иван Рассказов, Воронежская обл.)

- Я положительно отношусь к белорусскому документу. Церковь большинства может взаимодействовать с государством в разных формах, в том числе на основе соглашения, так называемого конкордата. Это и имело место в Белоруссии, несколько ранее - в Грузии, а сейчас идет подготовка такого документа в Молдавии. А есть другой путь, по которому пошла наша Церковь, - это подписание ею соглашений о сотрудничестве с отдельными министерствами и ведомствами, заинтересованными во взаимодействии с Церковью. Поэтому формально можно подписать соглашение с государством, которое бы суммировало накопленный опыт, но можно и не подписывать. Главное, что сложение усилий Церкви и государства может быть очень эффективным.

Возьмем работу с осужденными - это, пожалуй, самая продвинутая сторона церковно-государственного взаимодействия, может быть, потому, что "на зоне" очень много человеческого страдания. Это масштабная работа, и результаты ее, я вам скажу, - замечательные. Могу судить даже по своей епархии. Во всех местах лишения свободы открыты либо храмы, либо комнаты молитвы. Организованные группы осужденных активно участвуют в религиозной жизни, что благоприятно влияет на внутренний мир людей. Другое дело, что мы, к сожалению, до сих пор не отстроили вместе с государством систему реабилитации бывших осужденных, а она не менее важна, чем работа в самих местах исполнения наказаний. Полагаю, что создание церковно-государственной системы реабилитации людей, вышедших на свободу, - сегодня одна из наших приоритетных задач. О добрых плодах церковно-государственного сотрудничества можно также говорить в преломлении к армии, школе, культуре, здравоохранению, социальной сфере.

Грешат ли те христиане, кто в силу разных причин желает приближения своей смерти? Грешат ли те, кто изо всех сил цепляется за жизнь, пытаясь отдалить свой уход из мира сего?

(Р.Янковой, г.Ангрен, Узбекистан).

- Апостол Павел писал: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп. 1, 23). Из этих слов следует, что само по себе желание перехода от жизни временной (в любом случае конечной) к жизни с Богом в вечности не является греховным.

Но человек совершает безусловный грех, когда, как вы пишете, "в силу разных причин" теряет веру в Промысел Божий, впадает в уныние и отчаяние и пытается прервать собственную жизнь, надеясь найти выход из кризисной ситуации в самоубийстве.

И в земной жизни, и в смерти христианин должен стремиться прежде всего быть со Христом, и тогда вместе с апостолом Павлом он сможет сказать: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1, 21). Пренебрежение здоровьем, жизнью - грех, особенно если в нас нуждаются наши близкие. В этом - отказ от жизненного креста, от ответственности. Но грехом же является и стремление продлить земное существование любыми путями и средствами, в особенности за счет здоровья и жизни других людей.

Не продолжение земной жизни должно заботить человека, стоящего на пороге смерти, а подлинно человеческое, христианское ее завершение - в покаянии и мире с Богом и с ближними. Один Бог является владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2,6), "в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12.10).

Шесть лет назад был принят Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Что показала практика? Нет ли необходимости, Владыка, в совершенствовании закона, который, как ни посмотри, не смог полноценно защитить россиян от душевредного воздействия сект и псевдорелигиозных структур?

(Ольга Сухотина, Тверская обл.).

- Вы правы, закон ничуть не изменил ситуацию с "сектантским вторжением" в нашу страну. Но я не думаю, что сейчас возможно ужесточение законодательства, потому что иные "правозащитники" требуют отменить даже имеющиеся в нем немногие ограничительные нормы. Полагаю, сегодня ставить вопрос о пересмотре религиозного законодательства, особенно в предвыборный год, было бы большой ошибкой, провоцирующей ненужные страсти в обществе. И еще не факт, что изменения и дополнения сделают этот закон лучше. Мое мнение: пока этот закон не следует трогать, так как он явился результатом очень сложного компромисса между различными конфессиями и государством.

С другой стороны - где сегодня увидишь былые сектантские многотысячные сборища на стадионах? Где былые сектантские круизы по Волге и Сибири? "Миссионеры" поняли, что все это бессмысленно устраивать, потому что наш народ за ними не идет. Да, они продолжают суетиться, собирают какой-то "урожай", но в целом в российском обществе сформировалось устойчивое отрицательное отношение к сектантству. Россия была и остается православной страной. Очень надеюсь, что таковой и пребудет вовеки. Это наш самый главный ответ "духовным чемберленам".

Публикацию подготовил Александр Королев

20 сентября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования