Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ИА "РОСБАЛТ": «Православной культуре» в приёме отказано...


 Петербургские школы в массовом порядке отказались от введения курса основ православной культуры (далее — ОПК), рекомендации о преподавании которого были разосланы Министерством образования РФ еще год назад.

В министерском циркуляре особо подчеркивалось, что курс ОПК не является обязательным учебным предметом, а потому его введение возможно только на основе решения Попечительского совета школы с участием родителей. Кроме того, такой курс может быть введён только в рамках регионального компонента образования — в переводе с бюрократического языка, решением органов управления образованием субъектов РФ — и компонента образовательного учреждения — то есть, решением директоров школ и гимназий.
Преподавание ОПК может осуществляться исключительно факультативно, а посещение учащимися уроков — на добровольной основе и при обязательном согласии родителей.

Но, как показала петербургская практика, получение православных знаний волнует как учеников, так и их родителей намного меньше, чем факультативы по математике и иностранному языку — всё-таки образование в России еще легко можно назвать светским, но вот бесплатным — уже затруднительно, а потому школьники стремятся почерпнуть в школах как можно больше полезных для поступления в вузы знаний.

По словам директора петербургской гимназии N295 Александра Кураченкова, не вызывает сомнений то, что среди школьников и учителей сейчас можно найти достаточное количество приверженцев православной веры. "Но я считаю, что вероисповедание — это внутреннее дело каждого, а Петербург — город многоконфессиональный, — говорит Александр Кураченков. — И хотя православие, конечно, является доминирующим, как быть тем, кто исповедует ислам или буддизм?".

Заместитель директора школы N140 Нина Шурупова также отмечает, что интереса к изучению основ православной культуры ни у учеников, ни у родителей нет. "Мы довели до сведения родителей рекомендации Министерства образования, — рассказала она, — но поддержки не нашли. Те, кто непременно желает, чтобы ребенок получал религиозное, а не светское образование, просто переводят его в православную общеобразовательную гимназию Святого благоверного великого князя Александра Невского".

Если же вдруг в этой гимназии по каким-либо причинам откажут в приёме, то всегда можно податься, например, в школу славянских культур (N479), центр духовного, физического и социального развития учащихся (N588) или учебно-методический центр славянской духовности и культуры (N595).

Один из немногих школьных преподавателей ОПК в Санкт-Петербурге Вера Яговдик (школа N345), автор собственной программы по основам православной культуры, по которой вот уже три года обучаются воспитанники ее школы со 2-го по 11-й классы, отмечает, что отсутствие в содержании уроков пропаганды православия — основа факультативных занятий, которые посещают почти все ученики.

"Когда в нашей школе вводился факультатив по ОПК, посещать его отказался только один человек, причем противниками изучения основ православной культуры выступили его родители-мусульмане, — рассказала Вера Яговдик, — хотя в моем курсе православие рассматривается как одна из основных мировых религий, а акцент делается на общие духовно-нравственные ценности. И если в первое время ученики неохотно ходили на религиозный урок, то теперь стараются не пропускать его без уважительной причины, поскольку в основе моей программы — история православия, основа русской, российской культуры, знание которой еще никому из россиян, какой бы национальности и вероисповедания они ни были, не помешало".

В классе, где Вера Яговдик знакомит школьников с историей православия, висят копии икон, сделанные по заказу на художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви "Софрино". "Младшим школьникам я на примере библейских сюжетов объясняю, что такое добро и зло, а старшеклассники с увлечением познают основы мировых религий, знания о которых им непременно пригодятся в дальнейшем обучении — ведь высшее образование предусматривает информационную компетентность, в том числе и в религиозной сфере".

Школа N345, похоже, единственная общеобразовательная школа Санкт-Петербурга из существующих 703, где учебный "религиозный эксперимент" оказался с положительным результатом. Правда, следует особо отметить тот факт, что ни в одной из петербургских школ межнациональных конфликтов, как-либо связанных с темой ОПК, по словам их директоров, нет. Как, впрочем, нет и самих уроков ОПК.

"У нас нет основ православной культуры, потому что школа коррекционная, — говорит директор школы N370 Анастасия Семенова, — но в силу обстоятельств мы пытаемся рассказать ученикам о различных вероисповеданиях и стараемся идти навстречу тем, кто чтит свои религиозные традиции. Если кто-либо из учеников решает отметить Курбан-байрам или Сабантуй, то он не встретит с нашей стороны препятствий, а этот факт станет поводом рассказать об этих праздникам остальным ученикам".

Проблема преподавания основ православной культуры в школах, как выяснилось, кроется не в многонациональности состава учеников, а в том, что нет ни учебной программы по этому предмету, ни специально подготовленных к таким урокам педагогов. Министерством образования разработана Концепция модернизации российского образования, предусматривающая всего лишь общие задачи учебного процесса, а над методиками и программами, выходит, должны корпеть сами педагоги, выпуская со школьного порога учеников, готовых "к диалоговому взаимодействию, бесконфликтному компромиссному принятию решений на основе гуманистических принципов: толерантности, уважения по отношению к представителям других взглядов, национальностей, культур и религий".
Всему этому, по логике авторов Концепции, должно научить в том числе и преподавание основ православной культуры, а кроме того, знание основ религий позволит школьнику противостоять деструктивной информации тоталитарных религиозных сект, что в настоящее время весьма актуально.

Решение же всех методических, организационных и кадровых вопросов, связанных с преподаванием ОПК, полностью остаётся в компетенции региональных образовательных систем. Комментируя позицию Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, первый заместитель председателя комитета Геннадий Соколенко заявил корреспонденту "Росбалта", что православие в рамках школьной образовательной программы рассматривается как один из способов формирования духовности подрастающего поколения.

В настоящее время кафедрами истории педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства разработана и реализуется программа повышения квалификации педагогов по курсу "Мировые религии и православная культура". Однако говорить о том, что кадровая проблема с преподаванием ОПК в Петербурге близка к решению, пока преждевременно.
Дело в том, что по плану-заказу на 2003/2004 учебный год предусмотрен набор слушателей по данной программе в количестве 25 человек. Для того, чтобы в каждой петербургской школе основы православной культуры имели возможность занять прочное место в учебном процессе, понадобится не один год...

Ольга Осиновская

18 сентября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования