Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Папа Крымский. Католиков полуострова возглавит сам понтифик?


В Крыму начался процесс перерегистрации религиозных общин в соответствии с российским законодательством. Практика показала, что эта процедура проходит сложнее, чем считалось ранее. Изначально планировалось завершить регистрацию к началу 2015 года, потом этот срок продлили до 1 марта, а в конечном итоге, похоже, принято решение пролонгировать процесс до конца декабря.

«Срок перерегистрации с большой долей вероятности будет продлен, – заверил «НГР» председатель совета Российской ассоциации религиозной свободы Александр Кудрявцев. – В конце февраля состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о свободе совести Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте России, на котором были единодушно приняты рекомендации продлить перерегистрацию».

Сложно понять логику, в соответствии с которой рассматриваются запросы на регистрацию. В первую очередь была оформлена легитимность Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). Рассмотрение дела другого исламского объединения – Таврического муфтията – отложили на будущее. Следующим после ДУМК зарегистрированным юрлицом оказался лютеранский приход Аугсбургского исповедания в городе Севастополь. В настоящее время рассматривается вопрос о регистрации отдельного католического прихода в этом городе федерального значения.

Трудности связаны с проблемой прежних украинских реалий, в том числе государственной политики Украины в отношении многих религиозных общин, оказавшихся незарегистрированными на полуострове. Многие религиозные организации в соответствии с их каноническими правилами имеют строгую иерархию. Возможно, именно поэтому первыми прошли процедуру регистрации автономный ДУМК, а также лютеранская община, по ряду причин не связанная административно с другими приходами того же исповедания на территории Украины. Также получили легитимность некоторые пятидесятнические общины, вошедшие в российское объединение и тем самым избавившие себя от необходимости отдельной регистрации (подробнее в «НГР» от 18.02.15).

Сложнее дело обстоит с традиционными христианскими Церквами. Как известно, Московский патриархат оставил свои три крымские епархии в юрисдикции Украинской православной церкви. Также юридические сложности испытывают полтора десятка католических приходов на полуострове. Первым из них попытался получить регистрацию в Минюсте приход Святого Климента в Севастополе.

Однако в процессе рассмотрения этого дела выявились системные проблемы, связанные с особенностями католической юрисдикции в новых субъектах Российской Федерации. Местные приходы в украинские времена относились к Одесско-Симферопольскому диоцезу (епископству) с центром в Одессе, который, в свою очередь, входит в состав Конференции католических епископов Украины. Крымские приходы объединены в викариатство в составе Одесско-Симферопольского диоцеза.

В последнее время католические круги пытаются всячески убедить российские власти в том, что Ватикан предпринял некоторые изменения в юрисдикции полуострова. 11 февраля интервью «Сибирской католической газете» дал епископ Яцек Пыль, управляющий викариатства в составе Одесско-Симферопольского диоцеза, в который входят крымские приходы римо-католиков. Он рассказал о некоем компромиссе, который предложил Ватикан российской стороне в ответ на скорейшую регистрацию приходов. «Дело сдвинулось после того, как 22 декабря (2014 года. - «НГР») Ватикан назначил меня делегатом для душепастырского округа Римско-католической церкви в Крыму и городе федерального значения Севастополе, – сообщил епископ. – Это форма договоренности между Ватиканом и Российской Федерацией. Мы, как и прежде, остаемся в составе Одесско-Симферопольской епархии, этот округ создан для административных целей, чтобы Церковь могла здесь зарегистрировать свои приходы и существовать в новом государстве, в Российской Федерации. Сейчас это реализуется, но это очень долгий процесс, потому что существует много бюрократических задержек. Первоначально мы планировали зарегистрировать пастырский округ как централизованную религиозную организацию, но потом нам сказали в Министерстве юстиции в Симферополе, видимо, согласовав с Москвой, что сначала необходимо зарегистрировать все приходы, а затем три из них могут создать централизованную организацию, которая будет называться пастырским округом. Сейчас идет перерегистрация приходов, мы выработали типовой устав для всех приходов, Министерство юстиции передало этот устав в Москву, там он прошел экспертизу, и нам его вернули с некоторыми поправками. Мы переработаем его с учетом замечаний и будем подавать документы на каждый приход в Министерство юстиции, чтобы их зарегистрировали».

«НГР» связались по телефону с Валерием Ястрембським, председателем общины Святого Климента в Севастополе, которая первой из римо-католических приходов подала заявку на перерегистрацию. В течение всего разговора Ястрембський подчеркивал, что католики полуострова, в том числе и его община, входят в состав особого «пастырского округа». На вопрос, подчиняется ли этот округ в конечном счете ординарию в Одессе, председатель общины ответил отрицательно. По его словам, католики Крыма подчиняются непосредственно папе Римскому Франциску. Однако на вопрос о существовании какого-либо документа, подтверждающего это решение Ватикана, религиозный деятель из Севастополя не смог дать однозначный ответ.

Со своей стороны, источники «НГР» в Риме также сообщают о тех обещаниях, которые дает Святой престол. Согласно этим сведениям, апостольская столица действительно намерена вывести «пастырский округ» Крыма, о котором говорят местные католики, из состава украинского диоцеза и перевести под прямое папское правление. Проблема в том, что эти обещания даются на словах и никак не закреплены в договоре или какой-то иной юридической форме. Учредительные документы, которые католические общины подают в Минюст, по некоторым сведениям, вообще не содержат никаких указаний на юрисдикцию или каноническое подчинение указанных общин. 

«Когда местная община перерегистрируется, она должна привести свои документы в соответствие с российским законодательством, например представить подтверждение от вышестоящей религиозной организации, – поясняет Александр Кудрявцев. – Они определяют, кто под Украиной, кто создает свои объединения». От католиков ждут определенности в вопросе прямого подчинения папе Римскому.

Искушение, конечно, велико! Если бы Ватикан реально образовал независимый от Одессы округ, это бы де-факто означало признание Ватиканом российского суверенитета над Крымом и Севастополем, что было бы чрезвычайно полезно в условиях международной изоляции нашей страны. Однако пока этот процесс идет по принципу: «Утром деньги – вечером стулья». Возможно, стоило бы сначала дождаться от Святого престола специального декрета на этот счет, а затем приступать к регистрации приходов, которые затем образуют независимую от Украины централизованную организацию. Стоит отметить, что при представлении документов в органы власти от католических общин ожидают четкого указания принадлежности к пастырскому округу, непосредственно подчиняющемуся папе Римскому.  Иначе создается двусмысленная ситуация. Многие российские политологи опасаются, что ныне по умолчанию подразумевается каноническая принадлежность общин в Крыму к украинскому диоцезу, и это составляет проблему для российского суверенитета.

Эти опасения тем более обоснованны, что высказывания некоторых католических иерархов либо дают повод усомниться в декабрьском решении папы, о котором упоминает епископ Пыль, либо имеют целью оказать давление на понтифика. Так, папский нунций в Украине архиепископ Томас Галликсон в недавнем интервью итальянской газете La Stampa в очередной раз обратился к Святому престолу с просьбой осудить присоединение Крыма к России как незаконное покушение на территориальную целостность соседнего государства. Ранее, в сентябре 2014 года, выступая перед представителями организации «Помощь Церкви в беде» апостольский посланник назвал присоединение Крыма аннексией и обвинил Россию в развязывании «необъявленной войны» против Украины. Примерно тогда же ординарий (правящий епископ) Одесско-Симферопольского диоцеза Бронислав Бернацкий в интервью «Радио Ватикана» пожаловался на положение католиков в Крыму. «Непонятным также является правовой статус приходов, поскольку столица епархии находится на территории Украины и уже сейчас российские власти не хотят принимать документов с подписью тамошнего ординария. Некоторые священники с польским гражданством вынуждены были покинуть свои приходы», – сообщил ординарий. Сослался Бернацкий и на архиепископа Галликсона: «Нунций сказал, что Святейший престол не признает аннексии».

На Ватикан оказывают давление также греко-католики Украины, которые располагают примерно таким же числом приходов в Крыму, что и римо-католики. Правозащитник и вице-ректор Украинского католического университета во Львове Мирослав Маринович опубликовал статью на сайте Религиозно-информационной службы Украины, в которой упрекает Ватикан в том, что тот отдает предпочтение отношениям с РПЦ перед интересами Украины. «Ватикан полностью устранился от публичного осмысления военной агрессии России в отношении Украины и отказался занять позицию в этом конфликте, – писал Маринович. – Аннексия Крыма не вызвала никакого осуждения со стороны ни государства Ватикан, ни Ватикана как сердцевины  христианской веры, опорой которой является апостольское служение Петра. Ни разу в публичных выступлениях или публикациях Ватикан не назвал Россию агрессором, что можно было понять еще в начале конфликта, когда Европа не могла разобраться в настоящих его причинах и виновниках, но нельзя оправдать сегодня, когда в общем доступе есть целая лавина доказательств – фотографии, звукозаписи, документы, личные свидетельства, в том числе и россиян, – о непосредственном участии России в войне с Украиной».

Проблемы с подчинением украинским объединениям свойственны не только римо-католикам Крыма. Ситуация с их единоверцами восточного обряда еще более сложная, что признает в своем интервью епископ Яцек Пыль. Здесь российские власти, по его словам, пошли по аналогичному пути: сначала зарегистрировать отдельные общины, а потом те должны объединиться в особый Крымский экзархат, который опять же обещает создать Ватикан. «Нас, римо-католиков, воспринимают иначе, потому что мы зарегистрированы в России, все нормально, – замечает епископ. – На них же смотрят по-другому в связи с тем, что украинские греко-католики сильно засветились на майдане, во всей этой ситуации в конфликте с Россией (как они считают). Поэтому знаю, что зарегистрироваться им будет непросто, но они будут пытаться это сделать».

Думается, на католических общинах проблемы перерегистрации в Крыму и Севастополе не закончатся. Здесь представлены такие движения, как «Свидетели Иеговы» (37 юрлиц), Киевский патриархат (45), Украинская автокефальная православная церковь (10), множество протестантских деноминаций, в том числе баптисты (69), и др., многие из которых канонически связаны с заграничными религиозными центрами. Палитра религиозной жизни в Крыму очень пестрая. Всего в двух новых субъектах Российской Федерации примерно полторы тысячи общин, и процесс их легитимации может оказаться очень долгим.

Андрей Мельников,

"НГ-РЕЛИГИИ", 4 марта 2015 г.

Фото: EPA/ТАСС 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования