Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ-УКРАИНА": Под бомбами атеистов нет. Украинский Святогорск "штурмуют" беженцы из зоны АТО


"К дням Иоанна Богослова и Николая Чудотворца в Святые Горы стеклось более десяти тысяч. Были битком набиты не только гостиные корпуса, но даже пекарня, швальня, столярная, каретная… Те, которые явились к ночи, в ожидании, пока им укажут место для ночлега, как осенние мухи, жались у стен, у колодцев или же в узких коридорчиках гостиницы", — описывает в рассказе "Перекати-Поле" Святогорский монастырь побывавший здесь Антон Павлович Чехов.

По иронии судьбы, сегодня ситуация в Святогорске, где расположена Свято-Успенская Святогорская Лавра, приблизительно такая же, что и в чеховском рассказе. Только сейчас городок "штурмуют" не паломники, а беженцы. Дело в том, что сам город и главная православная святыня Восточной Украины оказалась всего лишь в часе езды от района активных боевых действий, но вместе с тем — Святогорск самый северный город Донецкой области. Все же чуть подальше от боев, по крайней мере, сегодня.

"Сегодня в Святогорске с населением в 3,5 тысячи человек проживает около 12 тысяч беженцев. В советское время Святогорск был знаменитым курортом. Здесь построили около 50 домов отдыха и пионерских лагерей, а сейчас все они заполнены беженцами. Увы, в домах отдыха людям, спасающимся от войны, приходится платить, а вот в монастыре их селят бесплатно", — рассказывает мне волонтер харьковской гуманитарной организации "Пролиска" Евгений Кафлин, развозящий продукты вынужденным переселенцам.

Как утверждает Евгений, направление потока беженцев все время меняется: “Полгода назад люди бежали из Славянска и Краматорска, потом пошли донецкие, а сейчас бегут люди из Дебальцево”.

Убежавшие из Дебальцево, где сейчас ополченцы пытаются взять в котел подразделения украинской армии, мне встречались повсюду. С утра мне позвонила хозяйка гостиницы, где я остановился: "Вы не могли бы кресло беженцам уступить? А то вы один живете, а их шесть человек в одной комнате! У меня уже вся гостиница под завязку, да и у других также".

Я познакомился с моими новыми соседями: они выглядели усталыми и подавленными, а вот их дети не унывали. "А им все бомбежки, как с гуся вода. Главное – можно в школу не ходить!" — объяснили мои новые знакомые.

Еще одна встреча произошла в дорогом по местным меркам кафе, где у стойки бара рыдала бомжеватого вида посетительница: "Ну все разбомбили, все!"

"Беженка – только что из Дебальцево. Стресс у нее", — извиняющимся тоном объяснил мне бармен. Нет, забыть о войне в этом, казалось бы, спокойном городке просто невозможно.

Конечно, большинство беженцев облюбовали Святогорск не из-за близости к монастырю. В первую очередь беглецов привлекает тот факт, что здесь легче и дешевле снять жилье, чем в других прифронтовых городах Украины. Но все же мало кто из переживших бомбежки и лишения, оказавшись в безопасном месте, не зайдет в знаменитую православную святыню. Интересно, что среди жителей Донбаса существует поверье, что именно благодаря Лавре Святогорск "заговорен" от снарядов.

Наместник монастыря отец Арсений почему-то отнесся ко мне крайне подозрительно: "Наш монастырь принадлежит к Донецкой епархии Московского патриархата и очень многие смотрят на нас, как на террористов. Сейчас не то время, чтобы давать интервью прессе. Я могу с вами просто побеседовать как частное лицо с частным лицом. А благословения на съемку я вам не дам!"

Из нашей “частной” беседы с наместником мне удалось выяснить, что в монастыре проживает 120 монахов и (эта цифра все время меняется) 360 беженцев, из них 125 детей.

"Всех беженцев мы обеспечиваем не только жильем, но и питанием. Хотя, конечно, условия у нас достаточно спартанские, состоятельные люди у нас не останавливаются. Наш контингент — это мамаша с ребеночком, всякие юродивые", — объяснил мне отец Арсений.

Про "юродивых" — это не оговорка. Наместник рассказывает, что за время войны в разы выросло количество "пророков", "ясновидящих", которые, вырвавшись из под бомбежек, приехали в Лавру. Да и монастырские нищие, которых тоже заметно прибавилось, уверяют, что занялись этим ремеслом лишь после того, как их жилье было разбомблено, а родные погибли.

Во время моей прогулки по обители я разговорился с трудником (человеком, бесплатно работающим в монастыре) Алексеем – беженцем из Горловки. Мой вопрос — за кого он — явно поставил молодого человека в тупик. Ответа на него он не дал, просто рассказав свою историю.

— Я работал таксистом и поэтому линию фронта пересекал постоянно. Один раз я не понравился ополченцу (интересно, что он был даже не в форме, а майке и шортах). Парень вынул из барсетки пистолет, приставил его к моей голове и приказал: "На колени!" Я было пытался возразить, что на колени только перед Богом встаю, но он передернул затвор. Пришлось встать. Все это происходило среди бела дня в центре Горловки! Тут подбежали другие ополченцы. Меня отпустили, но, знаете, — “осадок остался”.

С украинской армией тоже проблемы были. Как-то они решили, что я шпион. Надели на голову мешок, били. Потом говорят: "Машину отдашь в пользу армии, а сам на фронт пойдешь! Что — против, сука?!" В конечном итоге все тоже обошлось, но "осадок" опять остался. Сейчас я в монастыре лед колю, да с Богом общаюсь. Мне так как-то спокойней.

Следующая моя встреча. Прямо на снегу на площади возле собора неистово молился заросший бородой мужчина средних лет. Незнакомец оказался очень словоохотливым: "Меня зовут Сергей. Я беженец из Макеевки. Я дал себе обет каждый день прямо на холоде молиться по 6 часов в день за мир в Украине. Ведь ни у Порошенко, ни у Путина, ни у Обамы ничего не получается! Ну кто, если не я !?"

Возразить ему мне было в общем-то нечего.

Игорь Ротарь,

"РОСБАЛТ-УКРАИНА", 29 января 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования