Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИСУ: «Русское достоинство» от Патриарха Кирилла. Екатерина Щеткина о выступлении главы РПЦ МП в Госдуме


Выступление Патриарха Кирилла перед российской Госдумой было очень своевременным – даже символически своевременным – и почти откровенным. «Почти», потому что не хватило Патриарху самой малой, крошечной толики искренности – произнести вслух слово «Украина». Он упорно держал это слово в уме – но из уст так и не выпустил.

Критики могут на меня накинуться – мол, вы, укропы, думаете, что на вас свет клином сошелся.

Что вам сказать, дорогие критики? Во-первых, таки да, сошелся. А во-вторых, подумайте сами: разве удостоился бы Патриарх Московский такого ангажемента, если бы не события в Украине? И в самой России – но в связи с Украиной? Последний раз Патриарх Московский выступал с такой же высокой трибуны – тогда Госдумы еще не было, а был Верховный Совет СССР – в «перестроечном» 1990-м, на волне либерализации и перед самым развалом Советского союза.

То есть некий цикл можно считать оконченным. Либерализации, которая вернула Церковь в поле нормальной общественной жизни, конец – она свою задачу выполнила. Всяческий «развал» следует немедленно остановить – он уже и так слишком далеко зашел (снова Украина, да). Запад должен вернуться если не за железный занавес, то хотя бы за четко прочерченную линию. Не потому даже, что он так уж нехорош – а потому, что русская «сплоченность», к которой, в частности, взывал с трибуны Патриарх, как и прежде, рождается не изнутри «русского духа», а под влиянием внешних обстоятельств. Причем перечень обстоятельств и даже то, что они, оказывается, «внешние», определяет тот, кому поручили выступить с высокой трибуны.

В данном случае, Патриарху Кириллу. К обоюдному удовольствию сторон. Патриарх, наконец, получил возможность показать наглядно всем телезрителям России и околиц, что он и представляемая им Церковь – не только флагман «духовности» всея Руси, но и именно тот фактор, который внедряет эту духовность в политическом поле страны. Кремль, в свою очередь, подал четкий «сигнал» о повороте к консерватизму и самоизоляции, в первую очередь, от Запада. Больше никаких гаданий на кофейной гуще о возможной «модернизации», «либерализации», «новом НЭПе» и прочих химерах. В том, что касается политического обустройства России, Патриарх сказал весьма четко: хватит этой «избыточной политической конкуренции». Хватит! Россия всегда была сильна «внутренней солидарностью» и «доверием к власти».

Вы снова думаете, что Украина тут не причем?

Впрочем, свое выступление Патриарх постарался построить вокруг «нравственности». И ею обосновать свои политические и исторические спекуляции. Например, «свобода выбора» по Патриарху противоречит «нравственной норме» — ведь человек может «выбрать зло»! По всей видимости, наделив человека свободой, Бог допустил досадную оплошность. Но ее можно исправить: лишить человека свободы выбора и таким образом уберечь его от зла. Если понадобится – силой уберечь. При чем тут Украина? Зло – по Патриарху – гнездится на Западе, в их «псевдоценностях, разрушительных и для личности, и для человеческой цивилизации». Нас просто уберегают от зла, в которое нас завела явно переоцененная нами «свобода выбора». И заодно спасают «человеческую цивилизацию» — как же без спасения мира-то?

Впрочем, Патриарх все время поворачивал разговор в практическое русло. Он же перед парламентариями выступал – надо было дать четкие ориентиры в законотворчестве. Тут он, впрочем, быстро запутался в показаниях – видно, призабыл об Украине и тут же потерял ориентиры. Например, его основным аргументом против электронных документов был «контроль за человеком» со стороны государства. Так же как «вмешательство в семейную жизнь». Но если государство утратит возможность контролировать и вмешиваться – как же оно сможет уберечь каждого непутевого гражданина от «выбора зла»? Впрочем, вполне возможно, что все эти области человеческой жизни Патриарх просто хочет оставить за своим «духовным» ведомством – связав их с «моралью» и «нравственным воспитанием», в котором он обязательно «поможет» (тут из кустов донеслись рояльные трели представителя Минобраза, который сразу внес соответствующие предложения).

Патриарх решил заодно вмешаться и в вопрос демографии – который, по его глубокому убеждению, связан вовсе не с экономикой или там социальной политикой, а исключительно с моралью. Вопрос демографии, по Патриарху, упирается в аборты и только в аборты. Но тут у Патриарха снова вышла осечка. Патриарх предложил сделать аборты платными, обложить дополнительными лицензиями (отчего все станет еще дороже) – то есть фраза «за грех надо расплачиваться» получила эквивалент в дензнаках. Патриарх не призвал парламентариев запретить, отменить и т.п., как ему следовало по чину. Нет, он предложил «компромисс». Политика – это, конечно, искусство компромиссов. Но для священнослужителя в некоторых вопросах, примыкающих к догматам Церкви, компромиссов-то быть и не может. Но Патриарх Кирилл в который раз показал, что он просто «политик, а не пастырь», но и политик вполне российский. То есть напрочь игнорирующий логику и здравый смысл, когда это ему выгодно. Да, нехорошо, когда аборты делаются, в частности, за счет православных налогоплательщиков. Но хорошо ли, когда предстоятель пускай даже «самой главной», но все равно формально отделенной от государства конфессии, пользуется услугами ФСО, которую оплачивают также налогоплательщики – в большинстве своем вовсе не православные? Не говоря уже о продвижении «основ православной культуры» в государственные школы.

Впрочем, почему вдруг православного Патриарха должен интересовать кто-то еще? Он лоббирует интересы православных. И с этим легко можно было бы согласиться, ведь лоббизм – одна из функций общественных организаций. Но проблема, во-первых, в том, что из всех «общественных организаций» на трибуну Госдумы допускают почему-то только и именно РПЦ. А во-вторых, том, что Патриарх Кирилл на этом основании забрал себе право говорить не только и не столько от имени православных, сколько от имени всех «традиционных религий» и даже просто от имени «самобытной русской цивилизации». Даром, что большинство верующих России – мусульмане.

Поэтому РПЦ последнее время оказывает трогательные знаки внимания мусульманам. Очень кстати пришлись карикатуры на Пророка, например. Демонстрация в Грозном, на которой держали речь иерархи РПЦ, оказалась удобным способом продемонстрировать не только «единство многоконфессиональной России», но и готовность РПЦ представлять интересы мусульман в качестве «Церкви с особым статусом». О том, чтобы придать РПЦ такой статус – «субъекта, который оценивал бы нравственную сторону власти» и иметь на это официальное, закрепленное законом право, уже заговорил советник Президента РФ Сергей Глазьев. Мусульмане, как наиболее многочисленная религия РФ могла бы оспорить это право у РПЦ – но вряд ли станет. Тем более, что РПЦ так навязчиво продвигает себя, как союзника «всех традиционных религий».

Какова сила Патриарха Московского в качестве «нравственного ценителя власти», нам, украинцам, известно не понаслышке. Мы каждый день имеем возможность убеждаться в том, что эту роль действительно невозможно переоценить. Например, когда Кадыров заявил, что готов ехать на Донбасс воевать против Украины вместе с 74-тысячной армией, официальная РПЦ не издала ни звука в защиту своих братьев во Христе и собственных прихожан. Напротив, Патриарх Кирилл лично очень поддерживает православную истерию вокруг Донбасса. Тем самым благословляя все новых и новых российских головорезов, рекрутирующихся в «православную армию».

Но этому, конечно, у Патриарха найдется объяснение. В конце концов, Украина, выбрав в качестве ориентира Запад, «отвернулась», «противопоставила» себя России. Не возражайте – это бессмысленно. Именно «противопоставила». В российских мозгах так долго сеяли враждебность ко всему «нерусскому» под соусом «биполярной модели», что никакие силы мира и Неба не убедят среднего россиянина в том, что евроинтеграцию можно расценивать как-то иначе, кроме как «предательство» России. И Патриарх Кирилл сам, лично положил немало сил и слов на то, чтобы сформировать этот язык ненависти. Обернувшийся в результате совершенно реальной войной. Судя по думской речи Патриарха, вполне допустимой (или, скорее, «попустимой»): раз Украина, выбрав Запад, выбрала «зло», она должна страданием искупить эту «ошибку». Глава РПЦ любит поговорить об «искуплении страданиями». И если он мог рассуждать в этом ключе о ГУЛАГе и ужасах Великой Отечественной – то почему украинская война должна стать исключением?

Впрочем, Патриарх Кирилл не видит особых проблем в советском периоде истории. Были же победы – напоминает он в своей думской речи. Было чувство локтя. Солидарность. Патриарх вспомнил БАМ — но не вспомнил почему-то Беломорканал. Патриарх вспомнил «солидарный героизм» — но не вспомнил почему-то «солидарного доносительства».

Но самое тошнотворное Патриарх приберег к концу этого величественного периода о «преемственности Руси-Российской империи-СССР-России»: нынешнюю «эпоху» Патриарх ассоциировал со словом «достоинство». Т.е. именно «достоинство» отличает нынешнего россиянина, нынешнюю российскую жизнь. Это ее сегодняшний маркер.

Можно я снова про Украину? Тем более, что бренд «достоинство» Патриарх, определенно, оспаривает у нас с нашей «революцией достоинства». Так вот, «достоинство по-русски» — это когда тебе, как последнему ослу, врут по телевизору, но ты «хаваешь», потому что твердо знаешь, что «правды все равно не узнаем». «Достоинство» — это когда в тебе разжигают ненависть ко всему миру, за то, что этот паршивый мир «не любит» Россию. И ты охотно подхватываешь – потому что, а че они, в самом деле? Забыли, кто фашизм победил? «Достоинство» — это когда случайный чекист во власти вместе со своей шоблой обирает «овец», выстраивает целую вертикаль внутреннего рэкета, не оставляя никаких лазеек для справедливости, в которую уже и так почти никто не верит. И ты при этом твердо знаешь, что ничего не можешь изменить, а Патриарх твоей Церкви призывает отказаться от «конкуренции во власти» и «солидаризоваться» с тем, что есть. «Достоинство» — это когда твоих солдат везут домой в цинке. Без имен, без права быть оплаканным собственной семьей. Из мест, где их «нет и не было». С войны, которую «Россия не ведет». «Достоинство» — это когда дюжие полицейские винтят двоих девчонок за антивоенные плакаты, а «самый справедливый суд» норовит впаять им по «двушечке», чтобы неповадно было. Достоинство – это когда половина мира брезгает подать руку лидеру твоей страны и сесть рядом с ним на дипломатическом обеде.

Такое специфическое, мазохистское русское «достоинство». Ярчайшая отличительная черта «самобытной русской цивилизации», непременное следствие «традиционной русской морали». Изо всех сил поддержанное человеком, которому по чину (церковному, а не светскому) следовало защищать как раз человеческое, а не «русское» достоинство. Нести истину, а не поддерживать систему «политически правильного» вранья. Впрочем, для этого нужна вера в Христа, а не в Россию и, уж конечно, не в Путина.

И поэтому слова Патриарха ничего не стоят и ничего не весят. Мы смогли убедиться в этом воочию. Соло Патриарха перед притихшей Госдумой прозвучало прямо перед обстрелом жилых кварталов Мариуполя. Залпы «Градов» заглушили его.

Екатерина Щеткина,
РИСУ, 28 января 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования