Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"INSIDER": Капеллан Вячеслав Бевз: «Солдаты думали, что мы их забросаем цитатами из Библии, а мы стали просто с ними жить». Диакон украинской протестантской Церкви об особенностях службы в АТО


Солдатам нужна не только материальная помощь, но и моральная поддержка. Одними из тех, кто мог бы ее оказывать, являются военные капелланы. Сейчас их готовят к особенностям службы АТО. INSIDER поговорил с одним из капелланов об особенностях службы в АТО, готовности солдат обращаться за такой помощью и вере на войне.

"Курсы" капелланов

- Расскажите о себе.

- Я диакон протестантской церкви “Филадельфия”. Еще занимаюсь капелланством в связи с ситуацией в стране, то есть военный священник. Сейчас мы проходим подготовку как капелланы: как помогать пострадавшему или человеку, который потерял близких, получил увечия, психологические травмы.

- И сейчас в Центральном доме офицеров, насколько я понимаю, обучают капелланов?

- Да, приехала доктор капелланства из Америки. Она готовит представителей разных церквей. Не только протестантских. Это межконфессиональная встреча - здесь все, кто подал заявку. Тут и мусульмане есть.

- В чем разница между служением священника и капеллана?

- Служение происходит в более стрессовых ситуациях. Человек мог потерять своего друга. Он постоянно видит смерть, ранения, находится вдали от родных и близких.

Наш добровольческий батальон капелланов, по принципу вахты, ездит в Волноваху и в Мариуполь. По два человека на десять дней, приблизительно раз в полтора месяца.

В остальное же время, по субботам, мы посещаем раненых в госпиталях. В Киеве это прежде всего Центральный военный госпиталь.

Позиция "хотим жить нормально"

- Можете рассказать о своем опыте в зоне АТО?

- В основном мы имеем дело с военнослужащими, но в Волновахе общались и с гражданскими. Мы в военной форме – но у нас шевроны батальона военных капелланов. Гражданские задают вопросы – настраиваем их в пользу Украины, а также духовно утешаем. У них ведь страх: “что будет, как будет”.

- И как, по вашим впечатлениям, настроены жители в Волновахе и Мариуполе, где вы были лично?

- По-разному. Одни – негативно по отношению к украинской власти. Открыто нам не говорят, но чувствуется, что у людей не совсем положительный настрой. Но одновременно они не хотят и чтобы вернулась "ДНР". Ни в коем случае.

- Это позиция “против всех”?

- Это позиция “надоело”. Вот и все. Позиция “хотим жить нормально”. В Волновахе постоянно слышно, как работает артиллерия. И пусть это наша украинская сторона дает "ответку", но тоже страшновато.

- Между прочим, а что вы думаете о социальных выплатах жителям Донбасса?

- Это политический вопрос...

- Конечно. Но от вас хотелось бы услышать о христианском его аспекте.

- Как бы правильно ответить? Лично я считаю, что все выплаты необходимо производить. То же с поставкой гуманитарной помощи – мы должны продолжать это делать. Или вдохновлять добровольческие группы делать это. У нас в церкви есть человек, который вывозит людей из зоны АТО. Есть люди, которые возят продукты в места, куда никто не хочет идти. Местные добровольцы привозят продукты – это ведь делают часто именно церкви.

- Да, это правда. Я был в пострадавшем поселке Семеновка, в Славянске – восстановлением домов тоже занимаются прежде всего люди из протестантских церквей.

- Я же говорю. Иногда считают, что христиане отстранены от мира сего. Заметьте, мы не отстраняемся.

С кем Бог?

- У нас был момент, когда нашего политрука попросили провести в День Вооруженных сил “профилактику” для детей. Провести просветительскую работу. Мы, капелланы, с ним напросились. Я как служитель церкви работал с молодежью и пять-шесть лет проводил профилактику по школам. ВИЧ-СПИД, вред курения и наркотиков. Предложили помочь и политруку. И потом поняли: хорошо, что поехали. Мы говорили с детьми и про Украину, и про надежду.

Они: “А что будет?” - “А что, друзья. На Бога надеяться. Мы должны понять, что ни Европа, ни Америка нам не поможет. В этой ситуации нам может помочь только сам Бог. Если будете молиться – Бог нам поможет”.

- А Вы не думаете, что в России священники могут говорить то же самое?

- М-м…

- Это же известная позиция: в конфликтах каждая сторона утверждает, что с ними Бог.

- Это известная позиция. Только есть одна разница. Мы ни на кого не нападали. Мы защищаемся.

- Ну, если послушать риторику "ДНР/ЛНР" – они считают, что это они защищаются, и что Бог с ними.

- Разница в чем. "По плодам их узнаете их". Например, если быть честным: украинская армия могла бы давно уже накрыть все артиллерией и "выжать" сепаратистов. Но почему она этого не делает? Потому что там есть мирные жители, и нормальных людей это интересует!

Следующее. Когда украинская армия куда-либо приходит – люди себя чувствуют в безопасности. Да, есть определенные жалобы. Местные жалуются, что иногда видят пьяных солдат. Есть определенные проблемы с алкоголем. Не знаю, лучше этого не говорить...

- Почему же, это довольно широко известно.

- Главное – не стать "аватаром". Там есть такое: если ты перестал себя контролировать – с тобой очень жестко разбираются.

- Я так понимаю, одна из ваших обязанностей – бороться с такими явлениями?

- Ну как обязанность... Мы не имеем права навязывать. Иногда мы напрашиваемся на общение, чтобы поддержать солдат. Я бы и хотел, чтобы это было нашей обязанностью. Пока это все добровольно, неформально. То ли дело в Америке, например. Я видел, как там армия молится, столько людей сразу. На слезу пробивает.

"Провокационные вопросы"

- Сталкивались ли вы со случаями озлобления солдат против вас как капелланов?

- Только один раз, и были очень удивлены. Солдат был из Ивано-Франковской области, где очень набожные люди. И он был вдрын пьяным. Таких там называют "аватарами". Не знаю уж, почему.

- Ну, "синий".

- Да, наверно. Так вот, он подошел к нам и начал задавать провокационные вопросы: "А где Бог, когда гибнут мои друзья? За что он такое допустил?". Это единственный случай. Я думаю, в большинстве люди все-таки боятся Бога.

- Некоторые военнослужащие с высшим образованием говорили мне, что одна из проблем в армии – отсутствие психологов. Ваша работа в чем-то сравнима с работой психологов?

- В общем, похоже.

- А в чем вообще состоит ваша ежедневная работа?

- Мы предложили командованию ввести каждое утро во время планерки пять-семь минут для молитвы.

- А кто не хочет молиться?

- Такой вопрос пока не стоит. Вопрос сейчас стоит в том, как это сделать. Нормально ли это будет. У нас же все быстро не решается. Никто никого заставлять не будет. Кто захочет, тот остается – мы коротко свершим молитву.

- Опять же, независимо от конфессии?

- Независимо от конфессии. Я хочу сказать такое: на войне конфессия уже не имеет значения.

- Ну, бывают и межконфессиональные войны, хоть это не наш вариант...

- Я пока случаев межконфессионального недопонимания не встречал. Есть одна цель, одна мечта. Это как на Майдане. Когда пришло горе – оно объединяет всех. То же и на войне.

"Слуга Божий"

- Но, старый вопрос: как объединить войну и христианство как таковые?

- Ответ опять же таков: мы защищаемся, и защищаться мы имеем право. Есть место в Библии, в Римлянах, что человек, который на службе у государства – это может быть полицейский или военный, если он на службе, Библия называет его "слуга Божий".

- Простите, как?

- "Слуга Божий".

- "Слуга Божий" – полицейский или военный? Тогда можно ли сказать, что "Беркут" на Майдане был "слугами Божьими"?

- Человек на службе должен защищать народ, а не убивать народ. Поэтому служитель государства – да даже и церкви – как только начинает поступать не по воле Божьей, автоматически перестает быть служителем. Военный – слуга Божий тогда, когда стоит на защите народа, а если он не защищает народ, то это уже каратель.

Действительно: многие солдаты спрашивают: а что, ведь я буду убивать – это нарушение заповеди. Но в таких случаях, защищая свой народ, ты - слуга Божий. В этот момент ты в руках Божьих, оружие отмщения и наказания за зло. Так говорит Библия.

"Загрузить и зацитировать"

- Я, кстати, ожидал, что вы как проповедник будете больше цитировать Библию. Вы нарочно этого избегаете?

- Иногда верующих воспринимают как тех, кто выстреливает цитатами из Библии и больше ничего не знает. Думают, проповедник, особенно протестант – это комок из цитат и человек, которого ничего не интересует, кроме как кого-нибудь загрузить или зацитировать.

Кстати. 72-я бригада, с которой мы начали жить, ожидала, что на них обрушится шквал цитат и начнется склонение их к неистовому христианству. А мы стали просто жить с ними. В их же быте. Рядом находился скотомогильник – представляете, какая вонь стояла. И капелланы вместо проповеди в первую очередь своими руками начали закапывать скотомогильник, чтобы не воняло. Священникам надо не цитировать из Библии, а жить по Библии.

Претензия к народу

- Хочу сказать: я считаю, что Бог допустил эту войну. Она приводит к лечению сердец украинцев.

- Около пяти тысяч погибших. Не велика ли цена лечения сердец?

- Нам этого не постичь. Согласись, что Его мозг и наш мозг – это разные вещи. Если он что-то делает, то видит конечную цель.

- У светских людей это постоянный вопрос: оправдывает ли цель средства... Столько страданий допущено.

- Страдания допущены. Я не могу всего объяснить. Могу еще сказать, почему люди могут страдать и почему люди гибнут. Война допущена для того, чтобы не только свергнуть грязную власть, а и чтобы народ очистился и в первую очередь пришел к Богу. Если поменять правительство, а народ останется неверующим – мы придем к тому же.

Хочу сказать следующее. Если столько людей гибнет – значит, народ Украины мало молится. Первая претензия – по поводу церквей: значит, мы мало молимся. Следующая претензия: народ Украины, вернитесь к Богу и начните молиться. Если ждать, что в Украине что-то изменится, потому что придет какой-то сверхчеловек... Библия ясно говорит, что сверхчеловек, который наведет порядок, – это будет Антихрист.

Если кто-то не знает историю о Гитлере. Когда пришел Гитлер – Германия шла вниз. Когда он пришел, то за пять лет поднял Германию на высокий уровень. Я к тому, что не всегда зримый успех – это действительно успех. Пришел Гитлер, поднял Германию, но к чему он потом привел страну? Гитлер обольстил людей так, что даже верующие люди поверили ему и молились за него.

- Вот-вот, я об этом и вспоминал, когда вы рассуждали, на чьей стороне Бог. Все считают, что Бог за них. В гитлеровской Германии считали, что Gott mit uns, "с нами Бог". А может, и Вы ошибаетесь? Это "провокационный вопрос".

- Однозначно. Возвращаемся к тому же ответу: Германия нападала на всех, а мы ни на кого не нападем. Мы защищаемся. Вот и вся разница. Конечно, даже в защите можно потерять бдительность. Везде есть грань.

Артем Чапай,

"INSIDER", 22 декабря 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования