Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Церковь «околофутбола». Как сотрудничают РПЦ МП и спортивные фанаты


 

Казалось бы, церковная публика и посетители шумных трибун стадионов – две противоположности. Однако в какой-то момент они сошлись. Болельщики проводят акции в присутствии высокопоставленных представителей Церкви, а Московский Патриархат видит в этом важное направление миссионерской работы с молодежью.

На клиросе и на трибунах

11 ноября с.г. в московском храме Христа Спасителя под председательством Патриарха Кирилла состоялось открытие XVIII Всемирного русского народного Собора (ВРНС), общественно-политической организации при Русской Православной Церкви. В этом году впервые на Соборе присутствовала делегация из числа людей, известных в среде футбольных болельщиков. Лидеры фанатов сидели в первых рядах зала церковных Соборов, напротив президиума ВРНС.

«Сел в креслице, а перед тобой в пяти метрах сидит Патриарх… Необычные ощущения», – поделился в Facebook впечатлениями о посещении мероприятия Иван Катанаев, создатель и руководитель в 2005–2009 годах крупнейшего объединения спартаковских болельщиков «Фратрия». Ныне Катанаев – успешный бизнесмен, но по-прежнему интересуется делами фанатского движения, а также уделяет внимание политике (15 сентября он участвовал в контракции ультрас по ходу шествия оппозиционного Марша мира в Москве) и Церкви. «Я хочу, – сообщил он «НГР», – чтобы и фанаты, и вообще все люди нашей страны пришли в лоно Церкви, ибо лишь это позволяет ощутить историю своего народа». По словам Катанаева, он занимается «воссозданием легендарного фанатского интернет-ресурса Ultras News», который будет помимо прочего «работать на ознакомление болельщиков с деятельностью Церкви».

Рядом с Катанаевым на открытии ВРНС сидели представители руководства межрегиональной организации «Объединения спортивных болельщиков» (ОСБ), объединившего торсиды (группы поддержки) целого ряда крупных футбольных клубов. Так, председатель ОСБ Всеволод Алексеев с 2012 года возглавляет клуб болельщиков ФК «Динамо» (Москва), а до этого был исполнительным директором Всероссийского объединения болельщиков. На заседании ВРНС присутствовали также два заместителя председателя ОСБ Степан Кривошеев (один из создателей популярной в среде болельщиков программы «ФанZona», выходившей с августа 2012 года по октябрь 2013 года на интернет-телеканале TVJam) и Кирилл Колесников, а также руководитель тульского отделения этого фанатского объединения Михаил Максимов, занимающий в местном ФК «Арсенал» пост менеджера по работе с болельщиками.

После того как с трибуны ВРНС выступили Патриарх Кирилл и лидеры политических партий, на нее поднялся Кривошеев и выступил с эмоциональной речью о сотрудничестве Церкви и объединений футбольных фанатов. «Вместе с ВРНС, – рассказал он собравшимся в зале делегатам и журналистам, – мы провели акцию исторической памяти в Старой Рязани под названием «Быть русским!». Наших ребят трудно обмануть – они на дух не переносят фальшь, искусственность. Но акция прошла очень органично, естественно. Замечательные слова о подвиге Евпатия Коловрата, о том, что значит быть русским сегодня, произнес заместитель главы ВРНС (и руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ. – «НГР») протоиерей Всеволод Чаплин». «Эта акция стала историческим событием, – добавил Кривошеев, – соединением несоединимого. Энергии религиозного служения, с одной стороны, и энергии улиц и стадионов – с другой. Но это и закономерно: ведь и то и другое – это русские энергии».

Отдельно упомянул акцию взаимодействия с футбольными фанатами и Патриарх Кирилл на открытии заседания ВРНС: «Нужно искать методы взаимодействия с так называемой уличной молодежью. С теми, кто отличается юношеским максимализмом, кто тяготеет к сплоченным подростковым сообществам, кто остро переживает дисбаланс в вопросах социальной политики и в межнациональных отношениях. Отмечу, что Всемирный русский народный Собор предпринимает правильные шаги в этом отношении. К примеру, акция исторической памяти «Быть русским!» на территории исторического городища Старая Рязань, проведенная совместно с лидерами футбольных болельщиков, получила позитивный резонанс именно в неформальных молодежных кругах. Молодые люди… с открытой душой поддержали социальный проект, организаторы которого не побоялись заявить о своей русской православной идентичности».

С ними Бог и Спартак

Все же нельзя сказать, что обращение футбольных фанатов к православной тематике произошло сейчас впервые. Так, на выездном матче «Зенита» с «Анжи» в Каспийске 19 апреля с.г., как сообщается на питерском фанатском сайте «Ландскрона», звучали «традиционные заряды для кавказских выездов – «Катюша» и «Православные». («Заряд» на сленге болельщиков – речевка.) Упоминание скандирования болельщиками «Православные!» на матчах с клубами из северокавказских республик можно найти в описании выезда красно-белых в Нальчик в августе 2011 года, которое есть на фанатских сайтах. Там же присутствует фото баннера с надписью: «С нами Бог» рядом с эмблемой ФК «Спартак» (Москва), принадлежащего фанатам этого клуба из Ростова-на-Дону.

Обращение к религии, предназначенное для болельщиков, в данном случае выполняет функцию национальной идентификации, так же как и популярные футболки с надписью: «Я русский». Есть версия, что первое массовое скандирование фанатами речевки «Православные!» произошло в мае 2004 года, когда грозненский «Терек» вырвал победу в Кубке России у самарских «Крыльев Советов» прямо на их родном стадионе, после чего северокавказские болельщики разразились с трибун криками «Нохчи!» (самоназвание чеченцев и ингушей). Со временем «заряд» о православии «прописался» в арсенале болельщиков практически всех российских футбольных клубов.

В ходе финального дерби «Спартака» и ЦСКА 24 сентября 2005 года на трибунах красно-белых появился баннер с восьмиконечным крестом на фоне имперского флага царской России и надписью «С нами Бог». Его появление скорее всего связано с влиянием сербов – как раз в 2005-м в Москву прибыла целая делегация фанатов белградской «Црвены звезды», чтобы наладить старые связи с москвичами. Это тем более вероятно, что надпись на баннере 2005 года была сделана на русском и сербском языках в сочетании с традиционной сербской символикой, а лозунг братства московских и белградских красно-белых звучит как «Одни цвета, одна вера». У сербских же ультрас на их давнее противостояние с хорватскими (католики), боснийскими и албанскими (мусульмане) фанатами уже давно наложил отпечаток этноконфессиональный фактор.

8 апреля 2007 года фанаты «Спартака» вывесили, принимая владивостокский «Луч-Энергию» (не входящий в число их врагов, да и серьезных соперников), растяжку с восьмиконечным крестом и надписью церковнославянским шрифтом: «Христос воскрес, братия!» В следующем году красно-белые вновь вывесили баннер с пасхальным поздравлением (но уже новый) на матче с ФК «Москва». Вслед за ними в 2009 году аналогичную растяжку демонстрируют уже болельщики ФК «Динамо» на выездном матче в Казани.

В свою очередь, фишка фанатов «Зенита» – огромные баннеры с ликом Христа. Первый такой баннер, покрывший собой целый сектор стадиона, появился, когда питерский клуб принимал 21 сентября 2007 года бельгийский «Стандард». Позже иконное изображение разместили и на флагах, и на других баннерах, регулярно демонстрируемых питерцами во время матчей с иностранцами или с северокавказскими клубами. Что интересно, очередной такой баннер, вывешенный 8 мая 2013 года на игре с махачкалинским клубом «Анжи», был за два дня до того освящен епископом Царскосельским, викарием Санкт-Петербургской епархии РПЦ Маркеллом (Ветровым), причем этому предшествовал матч любительских команд фанатов «Зенита» и клириков епархии. По словам клирика храма Святых Петра и Павла в Сестрорецке протоиерея Сергия Чуркина, выступавшего в качестве судьи на этом необычном матче, идея подобного турнира возникла во время одной из его встреч с заводящими секторов (организаторами вербальной и визуальной поддержки своей команды на трибунах) «Зенита» Русланом Дрюмом и Александром Румянцевым. Чуркин также пояснил, что он и другие служители епархии «стараются вести просветительскую работу среди болельщиков» Северной столицы. Возможно, результатом подобной работы стал случай, когда 24 апреля 2011 года во время игры «Зенита» с самарскими «Крыльями Советов» хозяева устроили с гостями перекличку «трибуна на трибуну»: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

У фанатов есть и «свои» священники. Например, протоиерей Алексий Чекмарев, освящавший 5 сентября с.г. трибуны на новом стадионе «Спартак-Арена». В фанатской среде клирик давно известен под прозвищем Чика и принадлежит к «старой гвардии» красно-белых, в частности он участвовал в первом их массовом выезде в Минск в 1977 году. От активного участия в деятельности болельщиков он давно отошел в связи с рукоположением в священный сан, но собрания «ветеранов трибун» периодически посещает.

«Я точно знаю, что группы болельщиков уже долгое время посещают заездами монастыри и участвуют в восстановлении храмов», – сообщил «НГР» Всеволод Алексеев. В свою очередь, протоиерей Всеволод Чаплин рассказал «НГР», что переговоры Церкви о сотрудничестве с представителями фанатских организаций «продолжаются с разной степенью активности уже лет пять».

Фанаты всея Руси

Впрочем, все подобные инициативы взаимодействия болельщиков и Церкви носили до последнего времени сугубо региональный характер. Ведь каждый фан-клуб – сам по себе, хотя, разумеется, много лет существуют традиционные союзнические альянсы фанатов разных клубов и Всероссийское объединение болельщиков. Но все же первые связаны в основном с тем, что принято называть «околофутболом», а второе – с сугубо технической стороной деятельности болельщиков вроде организации выездов и распространения билетов.

В августе 2013 года оформилось новое «Объединение спортивных болельщиков», в чей координационный совет вошли главы легализованных фанатских движений целого ряда крупных футбольных клубов. Помимо Всеволода Алексеева, возглавляющего фанатов ФК «Динамо» (Москва), в ОСБ вошли руководители клубов болельщиков «Локомотива» (Москва), «Химок» (Московская область), «Крыльев Советов» (Самара) и «Кубани» (Краснодар), а также специалист по работе с болельщиками «Рубина» (Казань) и бывший заместитель генерального директора «Томи» (Томск) по работе с болельщиками. Влияние у них, как видим, немалое, тем более что некоторые из перечисленных лидеров фан-клубов инкорпорировались в общественные и политические организации. Например, Алексеев в 2004–2006 годах был членом партии «Родина», а затем вошел в Молодежную общественную палату России, лидер фан-клуба болельщиков «Химок» Евгений Арсентьев – председатель Общественной палаты своего городского округа и член Общественной палаты Московской области, его коллега по «Краснодару» Роман Жуков входит в Общественную палату Краснодарского края и координационный совет общественного движения «За веру, Кубань и Отечество», созданного в 2012 году губернатором Александром Ткачевым.

Как объяснил «НГР» Всеволод Алексеев, возглавляемое им объединение болельщиков «долго искало партнера для выхода на общенациональный уровень». И нашло в лице РПЦ, точнее, связанного с ней Всемирного русского народного Собора. «Инициировано сотрудничество было нами, – уточнил «НГР» заместитель председателя ОСБ Степан Кривошеев. – Мы захотели сделать общефанатский слет на историческую тематику с уклоном в русские традиции. Нечто подобное делают польские и сербские фанаты совместно с их Церквами. В России ничего подобного никогда не было».

Местом проведения акции было выбрано городище Старая Рязань – место, где до 1237 года располагалась столица Рязанского княжества, первой на Руси принявшая на себя удар полчищ Батыя. «Это одно из тех святых мест, где проявился характер русского народа», – поясняет заместитель председателя ОСБ Кирилл Колесников, упомянув рязанцев, отказавшихся сдаться войску завоевателей и погибших затем в неравном бою с батырами Орды «русского православного воина Евпатия Коловрата». Личность Коловрата является культовой для большинства российских национал-патриотов.

23 августа с.г. на пустынное городище прибыло 8 автобусов с футбольными фанатами из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Рязани, Воронежа, Пензы, Самары и Краснодара, то есть около полутысячи человек. Спортивные состязания с участием представителей Федерации боевого самбо России чередовались с историческими акциями и выступлением протоиерея Всеволода Чаплина. «Быть русским – значит быть свободным, – заявил собравшимся священнослужитель. – Быть русским – значит иметь силу и волю самостоятельно созидать свою жизнь». В завершение мероприятия в спустившихся сумерках были зажжены сотни файеров – как это принято во время матчей на трибунах.

«Когда возникла идея проведения встречи (с футбольными болельщиками. – «НГР») в Старой Рязани, – рассказал «НГР» Чаплин, – некоторые люди отговаривали меня ехать туда, говорили, что там будут язычники и нацисты». Однако, по словам священнослужителя, встреча таких негативных ожиданий не оправдала. «Разговор, как мне кажется, получился, – считает он. – Этим людям есть что сказать, и одновременно они способны слышать».

«В будущем мы выведем подобные акции на общенациональный уровень, – сообщил «НГР» Степан Кривошеев. – Мы меняем повестку дня. Ранее фанатов всегда пытались выставить деструктивной силой, угрожающей обществу и государству. Но мы не против кого-то – а за Россию, за русский народ и за веру». В свою очередь, протоиерей Чаплин отметил: он «уверен, что они смогут стать мощной общественной силой – патриотичной, разумной, готовой действовать, выражающей интересы простых людей», которая обозначит непростые вопросы социальной и национальной проблематики в диалоге с властью. Он также заявил, что благодаря этому «удастся не позволить захватить эту силу (очевидно, речь про футбольных фанатов в целом. – «НГР») крайним и разрушительным движениям, в первую очередь неонацистским». Неонацизм, напомним, указан как одна из основных угроз безопасности страны в разработанной летом и принятой Советом безопасности России 20 ноября с.г. «Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года» (см. «НГР» от 03.12.14). «Самый страшный сценарий для России – это революция, когда призывающая к ней либеральная интеллигенция будет прятаться по домам, а главными действующими силами станут радикальные исламисты и русские нацисты», – также отметил в разговоре с «НГР» руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ.

Таким образом, Церковь считает, что ведет с националистической молодежью профилактическую работу. «Сейчас фанаты выдвинули инициативу создания часовен при стадионах, идея очень хорошая, я надеюсь, что она практически реализуется», – сообщил Чаплин, добавив, что ведет диалог как с представителями ОСБ, так и с другими фанатскими организациями, и «на разных околоцерковных мероприятиях они встречаются чуть ли не каждые две-три недели». В свою очередь, говорит Всеволод Алексеев, ОСБ планирует как выезды болельщиков на восстановление храмов, так и усиление их взаимодействия со священнослужителями. Готовятся к запуску направленные на аудиторию футбольных болельщиков «процерковные» интернет-ресурсы.

Владислав Мальцев,

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 17 декабря 2014 г.

На фото: протоиерей Алексий Чекмарев освятил трибуны нового стадиона «Открытие Арена». Фото предоставлено пресс-службой ФК «Спартак–Москва»

 # # # # # # # # # # # # #

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования