Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Актуальная информация hankook здесь.
Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ": Жизнь — это покер или жизнь — это хоспис. Состоялись семинары Нюты Федермессер и отца Алексея Уминского


14 декабря в галерее «Арт-птица» в Екатеринбурге прошли «Открытые семинары» президента благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер и настоятеля московского храма Святой Троицы в Хохлах отца Алексея Уминского.

— Здравствуйте, простите, пожалуйста, что я сижу, — растерянно начала свой семинар Нюта Федермессер. И, глядя на нее, не верилось, что это небольшая женщина отважно входит в самые высокие столичные кабинеты и требует еще вчера, казалось, невыполнимого: построить детский хоспис, переменить закон об обезболивании, внести поправки в минздравовское понимание паллиативной помощи…

«Я хотела прочесть такую сухую профессиональную лекцию о том, как стареть в России, но наверное, после всего того, что я сегодня здесь увидела, после лекции Артемия Троицкого, которого я услышала, я не смогу. Я просто хочу поговорить о том, как болеть, как любить в болезни, как беречь, как прощать и как отпускать. Как любить», — проговорила темному залу Нюта. Свет в галерее «Арт-птица», приютившей «Открытую лекцию» после внезапных отказов библиотеки имени Белинского и Гуманитарного университета, вырубили на середине лекции предыдущего оратора, Артемия Троицкого. Причем от электричества отключили не только галерею, но и весь квартал.

Тьма в помещении, полном единомышленником, напомнила Нюте Федермессер о детстве: «Я почему-то очень уютно сейчас себя ощущаю, — сказала она. — Я вспоминаю детство, нашу дачу, вот ливень идет. Вся семья в сборе в доме. И вдруг — отрубили электричество. И мама как-то суетится, пытаясь сообразить, как перенести с электроплиты готовящуюся еду, как накрыть на стол… Это какие-то очень хорошие воспоминания», — сказала Нюта. Ее память о маме, основательнице и первом главном враче Первого Московского хосписа Вере Васильевне Миллионщиковой помогла выстроить дальше канву повествования.

«Мама часто сокрушалась, — вспоминает Нюта, — как мало любви в нашем мире. Как мало человека вообще любят. Ну, ребенком: до года или трех, у кого какие родители. Потом в период влюбленности, у кого сколько было. И потом уже перед смертью. И какая же это несправедливость — уйти быстро, не поговорив, не налюбившись. Что дает нам болезнь и старость? Они дают нам время. Любовь вообще концентрируется перед расставанием: целуешь ребенка перед тем, как отправишь его в школу — дорога все-таки, мужа перед тем, как он уезжает в командировку: мало ли, что там, в другом городе. А любовь в хосписе — это любовь перед окончательным расставанием. Пройдут долгие годы прежде чем мы увидимся снова, а многие и не знают, увидимся ли вообще». Рассказывая о концепции любви, Нюта Федермессер приводит в пример разные эпизоды из жизни пациентов хосписов и их родственников. И призывает собравшихся: «Об одном прошу, если я могу вас просить: не судить родственников человека, который болеет. Это нелегко говорить. Потому что даже в хосписе иногда слышишь: „Ох, у нее дочка… Вообще не ходит!“ или „Что она не может помыть отца своего или там ногти подстричь?“ Так вот, я все равно очень прошу вас, не судите. Вы никогда не знаете, что испытывают люди, близкий которых болеет, уходит…»

Нюта Федермессер поясняет: современная холодная официальная система, когда справку о смерти надо получать в морге, не позволяет близким проститься с умершим дома и убивает традицию долгих похорон, отпевания, прощания. Наш нынешний темп жизни не оставляет времени на размышления. А отсутствие традиций в разговорах о смерти не дает детям и подросткам никакой возможности подготовиться к тому, что человек смертен, что близкие — конечны, что мама, в конце концов, может умереть. И смерть, которой и так все боятся, становится табуированной темой. А это — действительно, по-настоящему страшно.

«Однажды мы помогали одному молодому человеку — у него уходила жена, — вспоминает Нюта Федермессер. — Она уходила дома, а мы помогали в основном по телефону, и по телефону я пыталась его убедить, что с женой нужно поговорить, что она очень хочет и ждет этого, а он отказывался. У них был четырехлетний ребенок. И этой женщине, конечно, важно было знать, что будет потом — женится он, не женится, ей важно было понять, что с ребенком будет, кто будет о нем заботиться, с кем он будет жить. Ребенок был у бабушки, и ни маму, ни папу он не видел. И с ним тоже никто не говорил. Я спросила у этого молодого человека: «Вы звоните ему?» —»Звоню». —»И что говорите?« — «Говорю, что мама болеет». —»А что вы делаете, когда вы начинаете плакать?« — «Я вешаю трубку». — «А вам не кажется, что это предательство — была любимая мама, и вдруг ее не стало, и даже не предупредили об этом?». Затем однажды он позвонил и сказал, что поговорил с женой. Она была благодарна. Но он еще пока не решил, как сказать ребенку. И вот так случилось, что через два часа после этого разговора она впала в кому. И ушла. Он хотел привезти ребенка попрощаться с ней, но не успел. Ребенка не было на похоронах и с ним так никто и не поговорил. И вот через несколько дней звонит этот овдовевший человек и говорит: «Я не знаю, что делать. Но вот сын… Он перестал говорить»

Рассказав это, Нюта пережидает, пока собравшиеся справятся со своими эмоциями. И снова просит: «Пожалуйста, разговаривайте с близкими, слушайте их, слышьте». Президент фонда помощи хосписа «Вера» просит всех не отмахиваться от бабушек и дедушек, дядь и теть, мам и пап, желающих вдруг обсудить свои похороны, говорить об этом. И снова пример из собственного опыта: «Перед смертью моя мама дала, пожалуй, лучшее интервью в своей жизни. В этом интервью, в частности, она говорила о том, что мечтала бы, чтобы ее похоронили под джаз, под ее любимую Эллу Фитцжеральд. Когда мамы не стало, я как-то растерялась, думая об этой просьбе. И спросила священника, который маму отпевал, как быть. Он сказал, что в этом нет проблемы, что музыка — это правильно и хорошо. И никакого нарушения традиций он в этом не видит. И на прощании с мамой звучала Элла Фитцжеральд, звучал джаз. И мой сын, ее внук, до тех пор часто видевший бабушку, живую бабушку в атмосфере именно этой музыки, видимо, чтобы как-то справиться со своими эмоциями танцевал. И я тоже чувствовала себя как-то невероятно легко. Мне хотелось не рыдать, а улыбаться. Вот сколько значит выполненное последнее желание», — сказала Нюта Федермессер. И заметила, что взрослые пациенты, оказывается, имеют невыполненных последних желаний едва ли не больше, чем дети. И что взрослые просто прячут эти желания, не веря, что однажды в этой жизни они могут исполниться. И еще, заметила глава фонда помощи хосписам, к сожалению, на то, чтобы послушать пациентов, дать им возможность выговориться, услышать их желания, в хосписе порой просто не хватает рук. Нужны волонтеры.

«Как это ни странно, к волонтерству нужно привлекать пенсионеров, людей по 55-60-65 лет, тех, кто, может быть, потерял работу. Во-первых, такие люди опытнее, во-вторых, они ближе самим пациентам. Это лучше, чем студенты, которые приходят, чтобы сделать что-то хорошее. И лучше, чем люди, которые приходят после того, как у них кто-нибудь умер, — они приходят, чтобы лечить себя, а не помогать пациентам, — говорит Нюта Федермессер. — Даже самая суровая медсестра становится плюшевым медвежонком, если есть волонтеры, которые ее разгружают». И тогда исполнить главный принцип гуманной медицины — различить под неподвижным одеялом человека — становится легче. А это, пожалуй, один из самых важных моментов в отношении пациента и тех, кто с ним рядом. Ведь каждый третий человек в нашей стране уходит от онкологического заболевания. Каждому третьему нужна посторонняя помощь. И чуткость и возможность понять истинные желания уходящего чрезвычайно важны. Важно угадать мысли, просьбы, сомнения и даже то, чего человек стыдится.

«У нас лежала одна пациентка, за которой невероятно внимательно и трогательно ухаживал сын. Молодой человек 17-18 лет. Мы все им восхищались, — говорит Нюта. — Он так старался всему научиться, так хотел все сам уметь, чтобы забрать маму домой… Но вот однажды мама его умудрилась схватить за полу халата медсестру и стала умолять: „Я прошу вас, я умоляю, я не хочу, чтобы он меня подмывал. Я его мать, я его подмывала. Избавьте меня от этого!“ Понимаете? А нам это в голову не пришло. А у умирающей мамы именно вот такое было желание». В зале, где стоят и время от времени уступают место друг другу зрители, царит звенящая тишина. И Нюта Федермессер вдруг вспоминает, что вообще-то у нее была подготовлена презентация, но из-за отключения света она не смогла следовать конспекту. Но все же решает показать кое-какие цифры и рассказать о них.

Вот, например, недавно при участии Фонда «Вера» проводили опрос среди пациентов и их родственников о том, что важнее всего в паллиативной помощи. На первое место было поставлено дружелюбие персонала. Абсолютно все в один голос говорили об этом. На втором месте — соблюдение интимности при самых разных процедурах. «Знаете, как у нас бывает: ты сидишь в кабинете, а он не закрыт на ключ, и постоянно кто-то входит — ой, простите, а мне только справку, слушай, ты чего сидишь, у нас же обед уже», — поясняет лектор. На третьем месте — хороший сосед по палате. «Поэтому мы в хосписе постоянно меняем местами пациентов, подбираем им пары», — комментирует Федермессер. И только на четвертом месте — эффективность медицинских процедур. Что важно, тот же опрос среди родственников на первое место все равно поставил дружелюбие персонала. На втором — эффективность помощи, потому что родственники не страдают ни от соседа по палате, ни от отсутствия интимности.

И вот когда все эти данные были зачитаны из почти разряженного айпада лектора, а крошечные фотографии хосписа, которые Нюта Федермессер привезла для наглядности, удалось разглядеть даже последним рядам зрителей, в зале галереи «Арт-птица» дали свет. И госпожа Федермессер обрадовалась: «Отец Алексей Уминский будет разговаривать с вами не впотьмах».

А собравшиеся вспомнили, что перед самым началом лекции Нюта Федермессер, супруга лучшего в России комментатора покера Ильи Городецкого, в шутку обронила: «Мой муж считает, что жизнь — это покер, а я вот уверена, что жизнь — это хоспис»…

…«Знаете, однажды мы хоронили нашего друга, музыканта Толю Герасимова. И вот когда его отпели и гроб с телом выносили из церкви, как и положено, под Вечную память, вдруг кто-то из музыкантов достал трубу и стал играть в теме Вечной памяти. А потом еще кто-то достал свой инструмент и стал играть. И еще кто-то. И эта Вечная память превратилась в какой-то невероятный, потрясающий блюз. В такую нашу светлую общую молитву», — начал свой «Открытый семинар» отец Алексей Уминский, как бы подхватывая лирическую тональность выступления Нюты Федермессер.

Затем настоятель храма Святой Троицы в Хохлах обозначил два основных заблуждения в восприятии церкви современным обществом. Первое: церковь — это комбинат ритуальных услуг, где можно освятить машину, покрестить ребенка, отпеть близких и т. п. «Так, к сожалению, устроено, что за молитву — можно заплатить. Слава Богу, все больше мест, где не берут плату за требы. Но так сложилось, что церковь предоставляет такие услуги». Отец Алексей считает такое восприятие пусть и обоснованным, но неверным, поскольку оно не связано с истинными целями церкви.

Второе заблуждение: церковь — огромная организация с жесткой иерархией, один из игроков на политическом пространстве, цель которого — поддерживать так называемые духовные скрепы. «За кого ты, церковь? За белых или за красных? За консерваторов или либералов? Это тоже симулякр, — уверен настоятель. — Это опять-таки не является ее сущностью и ее основной задачей». Эти «симулякры» широко присутствуют в нашей жизни и информационном пространстве не просто так, ведь образ церкви — это во многом коллективный образ ее прихожан.

Что же такое истинная церковь, спрашивает Уминский и вспоминает формулу, которую использует на своих уроках в Православной гимназии: Человек + Бог = церковь. Обычный верующий в любой религии ждет от Бога одного и того же — и иудей, и христианин, и мусульманин желают себе и друг дргуг крепкого здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни. Если интерес этим ограничивается — разницы в вере нет никакой. Объясняя свое видение именно христианской церкви через религиозные обряды отец Алексей рассказал об евхаристии — таинстве овеществления плоти и крови Христа в хлебе и вине. Уподобляя людей зернам и виноградинам, он живописал, как зерна перемалывают жерновами, а виноград топчут ногами. Так и люди, по мнению настоятеля, должны преодолеть свой индивидуализм, чтобы обрести себя в новом качестве церковной общности, из зерен став хлебом, а из виноградин — вином. «Таинство евхаристии, то, что делает церковь церковью, — оно в делении. Церковь и существует для того, чтобы целый человек — „индивид“, что по-латыни значит „неделимый“, — научился собой делиться».

В заключение, на примере апостолов Христа, упоминаниями о проступках которых пестрит евангелие, отец Алексей напомнил, что церкви, как и Богу, нужны не самые умные, честные и красивые — а все и каждый.

После лекции последовали вопросы самого острого содержания. Например, о том, что делает церковь для того, чтобы остановить кровопролитие на юго-востоке Украины. Уминский сказал: «Люди в России и Украине стреляют друг в друга с обеих сторон. И на каждой стороне есть церковь. И церковь — она с этими людьми. Но не с теми, кто стреляет, а с теми, в кого».

Еще спрашивали о сребролюбии церковного начальства, об ответственности церкви за действия власти, об отношении церкви к гомосексуалистам, о том, возможно ли воплотить в жизнь идеи, которые проповедует отец Алексей. И не на все вопросы у отца Алексея были ответы. Потому что, будучи человеком сомневающимся, отец Алексей Уминский старается лишний раз не разбрасываться готовыми рецептами и набившими оскомину штампами, а ищет ответы. И, видимо, это отличает его от многих других. Носящих сан или не имеющих оного.

Напоминаем, что проект «Открытая лекция — регионы» поддерживает «Открытая Россия», за что мы ей благодарны. Видео, аудио и текстовые расшифровки лекций и семинаров — совсем скоро на нашем сайте.

"ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ", 15 декабря 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования