Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Автосканер maxidas оптовая autel maxidas.
Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БИ-БИ-СИ: Визит Папы Римского в Москву: не в этой жизни? Понтифик заговорил о желательности своего приезда в Россию и личной встречи с Патриархом Кириллом (Гундяевым)


На днях папа римский Франциск заговорил о желательности своего приезда в Россию и личной встречи с патриархом Кириллом.

"Следующая посадка будет в Москве", - сказал понтифик в воскресенье вечером на борту самолета по пути из Турции, правда, оговорившись, что буквально понимать его слова не следует.

"Я сказал патриарху Кириллу: вы позовете меня, и я приеду. Существует ряд проблем, но мы оба хотим встретиться и готовы продвигаться в этом направлении", - добавил он.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла дьякон Александр Волков заявил, что "сама по себе тема встречи стоит на повестке дня отношений двух церквей", но в настоящее время ей мешают действия украинских греко-католиков, по мнению Патриархии, поддерживающих одну из сторон конфликта.

Директор информационной службы московской католической Архиепархии Божьей Матери Кирилл Горбунов в ответ на просьбу Русской службы Би-би-си воздержался от оценки, насколько вероятен визит папы.

Предшественники Франциска Иоанн-Павел II и Бенедикт XVI неоднократно изъявляли желание побывать в России.

Решение за Москвой

В интервью Русской службе Би-би-си после избрания нового папы известный православный богослов Андрей Кураев заметил, что приход на Апостольский престол кардинала из Латинской Америки может как подтолкнуть, так и притормозить межконфессиональный диалог.

"Непонятно, насколько значимым будет для нового папы диалог с Восточной церковью. Для поляка Войтылы и немца Ратцингера тема отношений с Россией была важна личностно. Приоритеты их преемника могут оказаться совершенно другие. Может быть, он скажет: для меня прежние разногласия не важны, давайте соглашаться со всем, что православные предлагают, для успеха диалога. А может, решит, что ему все это неинтересно", - сказал Кураев.

Теперь Ватикан свою позицию обозначил. Выражаясь спортивным языком, мяч снова на российской половине поля.

"Папы давно мечтают приехать в Россию и установить христианские отношения между церквями, что совершенно не значит, что церкви должны сливаться", - заявил Русской службе Би-би-си историк и религиовед профессор Андрей Зубов.

Что мешает?

Возможность исторической встречи глав двух крупнейших христианских конфессий, разделившихся почти тысячу лет назад, обсуждается уже четверть века, когда конфликта на Украине в помине не было.

РПЦ никогда не отвергала идею в принципе, но каждый раз находила повод сказать: надо обождать, условия не созрели.

Экспертам это напоминает декларации политиков о желательности всеобщего и полного ядерного разоружения. Ритуальные слова периодически говорятся, но все понимают, что если такое и произойдет, то когда-нибудь не в этой жизни.

А что мешает? Чего опасаются в Московском патриархате?

Предполагать, что русские люди, увидев папу, массово кинутся переходить в католичество, несерьезно. Совершенно не обязательно соглашаться с Ватиканом по каноническим вопросам, тем более признавать его главенство. В конце концов, президенты России и США не согласны во многом, тем не менее встречаются и разговаривают.

Андрей Зубов видит две причины: общероссийское антизападничество и специфический внутрицерковный консерватизм.

"Когда Сталин в 1943 году возобновлял РПЦ, он имел в виду две задачи. Одна - объединить православный мир под себя, использовать церковь как дополнительный инструмент влияния на Балканах и на Переднем Востоке. Другая - противостоять Ватикану как наиболее организованной силе в христианстве, которую он, мысля в парадигме холодной войны, считал орудием Запада. Так была заточена политика Русской православной церкви все советские годы. Эта традиция осталась, да и поколения еще не сменились", - отметил эксперт.

"Когда наши епископы, клирики и миряне выезжают на Запад, они убеждаются в том, что католики очень расположены к православным, легко разрешают им служить в своих храмах, где можно увидеть образы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, приглашают останавливаться в монастырях. Но массовое сознание церковных людей продолжает видеть в католицизме монструозного врага православия. Для них католик хуже чекиста, преследовавшего церковь, хуже неверующего, который просто равнодушен к Богу", - добавил он.

Религия и политика

Андрей Кураев полагает, что тему "встречи века" раздувают "журналисты, ищущие сенсаций". По его мнению, межцерковный диалог необходим, но совершенно не обязательно вести его на высшем уровне.

Андрей Зубов, со своей стороны, уверен, что встреча патриарха и папы была бы особенно уместна именно сегодня.

"Курс на самоизоляцию привел в полный тупик, что, я надеюсь, понимают и в Кремле. В перспективе он приведет к такой же девальвации культуры, как сейчас рубля. Именно церковь, не связанная с политической злобой дня, могла бы совершить первый знаковый шаг к восстановлению нормальных отношений с внешним миром", - говорит он.

Эксперт считает, что определенную роль в налаживании межконфессионального диалога способен сыграть патриарх Константинопольский Варфоломей, с которым у папы Франциска, по его словам, прекрасные отношения.

Однако другие специалисты замечают, что Варфоломей, хотя и считается, в соответствии с вековой традицией, первым среди вселенских патриархов, большого авторитета в РПЦ не имеет. Его обвиняют в прозападных настроениях, а радикалы на своих сайтах вообще называют агентом Госдепартамента.

Моральные ценности

Между тем, по оценкам аналитиков, последнее время между православной и католической церквями наметились дополнительные точки соприкосновения. Речь идет об отношении к секс-меньшинствам, абортам и вообще либеральным ценностям, в которых и православные, и католики видят бездуховность и вседозволенность.

"Святейший патриарх Кирилл высоко ценит взвешенную и действительно христианскую позицию папы Франциска по различным проблемам современного общества. И в этом смысле наши церкви являются стратегическими партнерами в деле свидетельства миру о христианских ценностях", - заявил Александр Волков.

"Католикам и православным надо вместе анализировать процессы в современном мире, вырабатывать оценки и реакцию. Многие наши позиции совпадают с позициями католиков", - считает Андрей Кураев.

К числу общих вызовов он относит "секуляризацию общества, нарастание агностицизма и либеральных моделей поведения в вопросах семьи и пола".

"Здесь налицо огромное поле для сотрудничества. Христианские партии православной Греции и католических стран Европы едины в отношении этих вопросов и создали общую фракцию в Европарламенте", - напоминает Андрей Зубов.

Сопротивление снизу

По оценкам аналитиков, негативизм в отношении контактов с католиками во многом объясняется сильными традиционалистскими и изоляционистскими настроениями паствы и клира.

Значительная часть священников и прихожан еще консервативнее, чем государство и верхушка РПЦ - патриарх Кирилл, ранее возглавлявший Отдел внешних церковных сношений, и его правая рука митрополит Иларион, учившийся в Оксфорде и проживший чуть ли не полжизни за границей.

Для "православной общественности" слово "экуменизм" - ругательство и обвинение, постоянно используемое во внутрицерковной борьбе: достаточно вспомнить нашумевшую историю с чукотским епископом Диомидом или демарш священников из Удмуртии.

"В РПЦ давно сложилась оппозиция патриарху со стороны фундаменталистов. Либеральное православие имеет место быть, но позиции его очень слабы", - заявил Русской службе Би-би-си историк-религиовед из Московского гуманитарного университета Борис Фаликов.

"Консервативно-охранительные тенденции перевешивают чаяния очень небольшой группы церковных либералов. Консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних, по их мнению, уступках духу времени и экуменизму", - указывает главный редактор приложения к "Независимой газете" "НГ-религии" Андрей Мельников.

"Руководство церкви боится массового сознания и потакает ему, хотя на самом деле ее задача - исправлять нравы, - говорит Андрей Зубов. - С сознанием, нацеленным на образ врага, и к таинствам приступать неудобно. Надо сначала возлюбить ближнего, а потом идти к причастию".

Борис Фаликов не видит возможности скорых перемен.

"Умозрительно можно сказать, что РПЦ модернизация не помешала бы. Но такие призывы раздаются в основном со стороны публики не церковной. В ближайшее время ждать шагов к модернизации не приходится", - уверен эксперт.

Артем Кречетников,

БИ-БИ-СИ, 3 декабря 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования