Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ ВЛАДИМИРА МОССА: Присвоил ли Митрополит Агафангел патриаршую власть? Любопытные трактовки знаменитого Указа № 362 прозвучали на днях на Соборе РПЦЗ(А) в Одессе


Во время недавнего Собора РПЦЗ(А) — юрисдикции, которую возглавляет Митрополит Агафангел Нью-Йоркский, — состоялось подробное обсуждение "обращения" клириков и мирян Севера России, возглавляемых архиепископом Софронием Петербургским от 17/30 октября 2014 г., в котором ставился под сомнение авторитет Митрополита Агафангела и его относительно проукраинский и антипутинский курс. Из опубликованных протоколов создается впечатление, что Агафангелу большей частью удалось усмирить этот мятеж, хотя судьба епископов Дионисия и Иринея (оба в прошлом РИПЦ, которые не явились на Собор) так и осталась неопределенной. Возможно, самая интересная и важная часть дискуссии относится к замечанию Митрополита Агафангела, который, как представляется, заявил, что знаменитый указ Патриарха Тихона и Российского Священного Синода и Совета № 362 от 7/20 ноября 1920 г., который создал основу независимого существования для Русской Церкви Заграницей до ее падения в 2007 г., больше не может применяться к современной ситуации в Церкви. Из протоколов незаметно, что это замечание было подхвачено или обсуждено кем-то из присутствующих иерархов. Однако последствия этого очень велики и требуют анализа и оценки.

Замечание прозвучало в следующем контексте: "12. (из обращения архиепископа Софрония) Мы видим и убеждаемся, что деятельность митр. Агафангела по управлению Церкви чем дальше, тем больше попирает традиции и соборные решения РПЦЗ, что вызывает справедливое возмущение у клириков и широких кругов мiрян. Ввиду этого мы сознаём, что может наступить такой момент, когда мы будем вынуждены применить указ св. патриарха Тихона № 362 в своей церковной деятельности (объективные условия для применения этого указа уже созрели). Мы ждём окончательного слова, которое должна сказать по этому поводу соборная полнота нашей Церкви".

"Епископ Афанасий: Это кульминации "обращения" и ультиматум, переданный всей Церкви группой людей".

"Председатель (Митрополит Агафангел): Упоминание Указа 362 неуместно, так как Высшая церковная администрация действует, и общение с ней не должно прерываться".

Чтобы оценить это замечание, мы должны освежить в памяти главный смысл Указа № 362. Патриарх и Высшая церковная власть издали его в конце русской Гражданской войны, когда контакты между группами епископов на Востоке и Юге страны — и особенно с епископами на юге России, которых возглавлял митрополит Антоний (Храповицкий), позднее сформировавший ядро Русской Церкви Заграницей, — были ненадежны или полностью нарушены. В первых трех пунктах указа читаем: "1. По благословению Святейшего Патриарха, Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости,преподать епархиальным Архиереям… указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего…

2. В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).

3. Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2, епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея".

В настоящее время, как уже было отмечено, независимое существование Русской Церкви Заграницей основывалось на Указе № 362, пока большинство ее членов не приняли ложное объединение с Московской патриархией и "мировым православием" в 2007 г. Разные ветви Катакомбной Церкви внутри России также используют этот указ для оправдания своего независимого существования. Указ дал право РПЦЗ и различным ветвям Катакомбной Церкви иметь самоуправление как автономным Церквам со своими собственными Соборами, Синодами и первоиерархами до того момента, пока в России не появится законный Патриарх Московский с канонической патриаршей администрацией. И в такой ситуации, как было предусмотрено, все отдельные ответвления или "осколки" Истинной Русской Церкви, как вне, так и внутри России, вернутся в подчинение законному Патриарху ("законный" означает, что он отказался от сергианства и экуменизма и был избран законно созванным Собором, среди делегатов которого есть представители как РПЦЗ, так и Катакомбной Церкви).

Однако ясно, что в настоящее время такой законный Патриарх не был избран в России, поэтому Указ № 362 остается в силе.

Теперь давайте вернемся к словам архиепископа Софрония и Митрополита Агафангела.

Создается впечатление, что Софроний видит в Указе № 362 средство для отделения от Агафангела, потому что, "управляя Церковью, (он) чем дальше, тем больше попирает традиции и соборные решения РПЦЗ". Однако основания, по которым иерарх может отделиться от своего митрополита или Патриарха, установлены канонами Вселенских и Поместных Соборов. Они не имеют ничего общего с Указом № 362, целью которого было сохранение единства Церкви в условиях войны и нарушения коммуникации.

Агафангел делает еще более серьезную ошибку, так как он полагает, что "ссылка на Указ № 362 неприемлема, так как Высшая церковная власть действует, и общение с ней нельзя прерывать". Так что представляет собой Высшая церковная власть для Русской Церкви, с точки зрения Агафангела? Он точно не может иметь в виду "Патриарха" Кирилла Московского! Кто еще? Может ли он думать о себе самом?!

Автору кажется, что Митрополит Агафангел действительно видит в себе и своем Синоде Высшую церковную власть Русской Церкви, и поэтому он говорит, что так как коммуникация между им самим и архиепископом Софронием не нарушена, последний не может ссылаться на Указ № 362. Но так как истинно-православный Патриарх Русской Церкви еще не избран, Указ все еще в силе, и ни один иерарх не может позволить себе брать на себе прерогативы Патриарха. Однако создается впечатление, что именно это Митрополит Агафангел и делает…

Мы уже знаем, что он отклонил обвинения в этом со стороны всех других "осколков" Истинно-Православной Церкви России — РПЦЗ(В), РПАЦ и РИПЦ. Но это новость — тревожная новость, — что Агафангел теперь присвоил себе привилегии, на которые никогда не претендовал ни один другой лидер русского Истинного Православия. Такая гордость может только предшествовать падению…

БЛОГ ВЛАДИМИРА МОССА, 15/28 ноября 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования