Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА.РУ": Куда девались наши храмы? О чем рассказал архивный реестр 80-летней давности


Сочинский округ Черноморской губернии по площади немного превышал современный Большой Сочи – в него входила часть территории нынешней Абхазии, Пиленковская волость. В округе было много храмов. Почти в каждом населенном пункте имелись православные, лютеранские и армяно-григорианские церкви и молитвенные дома, небольшие мечети в мусульманских аулах, в самом Сочи был еврейский молитвенный дом. И все население округа состояло из верующих.

Декретом советской власти от 20 января 1918 года были отделены церковь от государства и школа от церкви. Религия и церковь объявлялись частным делом граждан. Еще ранее Декретом о земле у церкви, монастырей, как и у всех частных лиц, были изъяты и национализированы земельные владения.

Советская власть начала преследовать духовенство и насаждать атеизм. Но поначалу вести активную борьбу с церковью помешала Гражданская война и разруха. Конфискация храмов на время была отложена.

Однако уже в 1922-1924 годах, после того как власть большевиков укрепилась, а нэп позволил покончить с разрухой, началось тотальное наступление на церковь.

В наших краях поначалу оно не было особенно активным. Но в 1924 году закрыли монастырь в Адлерской волости. Постепенно закрывались и церкви различных конфессий, велась активная антирелигиозная пропаганда в средствах массовой информации, на должности в государственных и общественных организациях верующие не принимались, им вообще ограничивался доступ на многие работы.

Поскольку религиозные люди всегда отличались высокой работоспособностью, верующие были хорошими хозяевами. А таковые относились к средним и зажиточным слоям населения. Поэтому они облагались повышенными налогами, ущемлялись в правах. Например, священнослужители сочинских православных церквей относились к "нетрудовому населению" и преследовались наряду с бывшими помещиками, капиталистами, царскими офицерами и генералами, высшими государственными служащими. Их доходы считались нетрудовыми, они лишались избирательных прав, подвергались репрессиям. Особенно активно процесс закрытия церквей начался в Сочинском районе в середине двадцатых годов.

Всех переписать!

Еще в 1922 году вышло постановление Черноморского окружного исполнительного комитета от 26 декабря за N 224, которым у храмов Сочинского района изымалось все церковное имущество.

В нем, в частности, говорилось:

"Райволисполкомам в трехнедельный срок выслать в окружной комитет списки имеющихся в районе храмов, молитвенных домов, синагог, мечетей и др. …Организации или лица, фактически заведующие храмами, монастырями, в двухнедельный срок для городских и месячный для внегородских поселений обязаны дать Окружному отделу Управления опись имущества (храмов, молитвенных домов и др. – С.А.). Имущество (специально предназначенное для богослужения и обрядовых целей. – С.А.) сдается по особому договору группе верующих".

По решениям властей при храмах и молитвенных домах создавались церковные общины, составлялись списки верующих (и только за то, что люди попадали в эти списки, многие из них позже подвергались преследованиям), выбирались их руководители – и государство передавало имущество церквей общинам как общественным организациям.

Одновременно эти церковные общины подписывали договор с органами советской власти, в котором были отражены различные положения их владения имуществом и его использования, действия религиозной общины, вводились обязательные ограничения (например, в договоре несколько пунктов было посвящено тому, чтобы в церквах не произносились проповеди против советской власти, не велась антисоветская пропаганда и т.д.).

Все имущество церквей, начиная от зданий и кончая подсвечниками, описывалось, эти описи сдавались властям. В случае пропажи чего-либо общины несли перед властями ответственность. То есть с момента описи все имущество церквей, в том числе и сами их здания, считалось государственной собственностью, и власти лишь разрешали верующим отправлять там свои религиозные обряды.

В Сочинском районе в 1923 году были переписаны все действующие религиозные организации.

На основании сохранившихся архивных документов мы сейчас можем представить себе, какие религиозные организации, какие церкви действовали тогда в наших местах.

…И лютеранский молитвенный дом

В 1923 году в Сочинский район входили три волости: Сочинская, Пиленковская (район, позже перешедший к Абхазии) и Адлерская.

В Сочинской волости имелись следующие церковные здания: Собор Михаила Архангела, церковь Святого Николая, еврейский молитвенный дом (все это в самом Сочи), храм Преображения Господня (Хоста), церковь во имя Святой Богородицы (село Церковное Лоо), армяно-григорианская церковь (село Беранда) и лютеранский молитвенный дом (Навагинка).

В Адлере действовал православный храм. Сохранились некоторые данные о нем. Здание церкви, построенное в 1898 году, было каменным, имело пристроенную позже кирпично-бетонную колокольню с 7 колоколами. Располагалось на земельном участке в 305 квадратных саженей. Кроме того в Адлерской волости были церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца в селе Ахштырь, церковь во имя Святого Георгия Победоносца в селе Калинине (Первинка), в Молдовке действовал молитвенный дом, был молитвенный дом в селе Веселом (деревянное здание, построенное на месте сгоревшего храма Святого Николая). Имелись церкви в селах Шиловка, Аибга, поселке Монастырский, в селе Лесное, поселке Красная Поляна, селе Высокое, а также армяно-григорианская церковь в селе Нижняя Шиловка.

В Пиленковской волости были церкви в 1-м, 2-м и 4-м кварталах Пиленково, в селах Христофорово, Ачмарда, Михельрипш, Шафраново, храм в селе Юрьевичи. В самом Пиленково значились православный храм, армяно-григорианский храм и иудейский молитвенный дом.

Кроме вышеперечисленных в документах упоминались также православный храм Святой Нины в селе Пластунка, два лютеранских храма в районе села Воронцовка, два армяно-григорианских молитвенных дома в районе села Раздольное, не функционирующий православный храм в Навагинке.

"Очистить и немедленно приспособить"

Постепенно на протяжении двадцатых и в начале тридцатых годов церкви по разным причинам закрывались. Одновременно власти всячески противодействовали постройке новых храмов, хотя такое строительство предполагалось лишь за счет личных средств верующих.

Сохранился интересный документ – письмо (от 2 сентября 1927 года), в котором комендант сочинской пограничной комендатуры Черпогранотряда ОГПУ СССР сообщал в райком ВКП(б) по поводу некоторых церковных зданий. Как мы знаем, тогда ОГПУ (позже КГБ) контролировало фактически всю деятельность в стране, и их документы были обязательны для любых районных властей.

Приведем текст этого письма, в котором даются фактические исторические данные о борьбе с религией в районе.

"В данное время в районе Сочи закрыты две церкви. Первая в сел. Аибга согласно желания самих верующих… и вторая при бывшем Троицком монастыре. Последняя согласно удостоверения Сочрика (Сочинского районного исполкома. – С.А.) от 26.08.26 г. №717/л опечатана 30 августа с.г., ключи от коей переданы в Адмотдел (административный отдел. – С.А.) и охрана здания церкви и имущества временно передано арендатору быв. монастырских зданий (гр. Полихрониди Христофору).

Настоящая церковь должна быть закрытой еще в 1924 г. вместе с закрытием самого монастыря, но по неопытности в то время комиссии церковь оставили для верующих селения Монастырского…

Считаем необходимым очистить здания указанных 2-х церквей в самый короткий срок (желательно недельный). Причем Аибгинскую церковь немедленно приспособить под культурно-общественные надобности (клуб, изба-читальня и пр. в этом роде). При здании можно при умелом хозяйственном подходе организовать неплохой дом отдыха или создать какую-либо артель, тем более что здесь имеется хороший, но запущенный сад. Комендант Шапочников".

Хватило десятилетия…

О том, как власти боролись с сооружением новых религиозных зданий в районе, ярко говорит письмо секретаря сочинского РК ВКП(б) Зарапова от 9 мая 1927 г., которое отмечено грифом "Совершенно секретно" и направлено в существовавшую тогда фракцию РИК, в которую входили депутаты исполкома – коммунисты. Приведем текст этого письма.

"По имеющимся в Райкоме сведениям, верующее население с.Беранда приступает к постройке новой церкви, для чего уже собрана часть денег. Сооружение новых храмов допускается лишь с соблюдением общеустановленных правил (далее приводится целый ряд государственных ограничений, запрещающих строительство новых церковных зданий).

По имеющимся сведениям, таких формальностей группа верующих не выполнила, поэтому, необходимо группу верующих сел. Беранда предупредить о незаконности предпринятой ими постройки новой церкви.

Постройка всевозможных храмов в нашем районе является нежелательной, поэтому необходимо парализовать деятельность по укреплению религиозности в районе. О принятых мерах сообщите".

Приведем еще одно постановление заседания фракции сочинского райисполкома за этот же год, касающееся выселения монахов из района Красной Поляны.

"Слушали: Протокол Красно-Полянского сельсовета о выселении монахов с Красно-Полянского района.

Постановили: Считать необходимым выселение монахов с Сочинского района, поручить Адмотделу и Райзу (районному земельному управлению. – С.А.) собрать материалы по данному вопросу и представить к следующему заседанию Президиума".

В этот же день было вынесено решение исполкома о закрытии часовни Николаевской общины православных верующих, которая располагалась на сочинском базаре.

К середине тридцатых годов практически все церкви в Сочинском районе были закрыты.

С. Артюхов, Сочи

4 сентября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования