Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РАДОНЕЖ": Кто подрывает основы культуры?


Вокруг преподавания "Основ православной культуры" в школе в нашей стране разыгралось настоящее сражение. Этот вывод может сделать для себя каждый, кто внимательно следит за появляющимися в СМИ публикациями на эту тему.

15 июля этого года районный Мещанский суд города Москвы, рассмотрев новый иск Льва Пономарева против учебника, вынес решение – считать неправомочным постановление Останкинской прокуратуры от 15 января 2003 года об отказе в возбуждении уголовного дела "по факту распространения книги А. В. Бородиной "Основы православной культуры".

Таким образом, господа "правозащитники" получили юридическое право уголовного преследования, как самого автора учебника, так и чиновников Министерства образования РФ. Ведь именно члены Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии рекомендовали учебник к использованию в российских школах в качестве факультативного учебного пособия.

Вскоре после этого "Независимая газета – Религии" опубликовала маленькую заметку - "Мещанский суд попросили установить, кто распял Христа", с подзаголовком "Процесс по делу учебника "Основы православной культуры превращается в фарс". В ней совершенно справедливо был замечен именно издевательский, фарсовый характер претензий "правозащитников" к вышеупомянутому учебнику.

Когда посреди заседания вдруг раздался мощный рык начальника аналитического центра ООД "За права человека" Евгения Ихлова, который потребовал от суда "установить в качестве обстоятельства, имеющего значение для дела, факт распятия Христа иудеями, как религиозно-этнической общностью, или опровергнуть его, как документально не подтвержденный фактами", смутился даже строгий судья Владимир Никитин.

Ведь в начале судебного заседания Евгений Ихлов разговаривал с ним совсем иным тоном – просительным, обиженным, и даже оскорблено - праведным: "Господин судья, господин судья,… антисемитизм, ксенофобия, разжигание межнациональной розни, холокост!"

И вдруг, в какой-то момент, Евгений Ихлов дернул плечами, овечья шкура полетела на пол, и честный судия внезапно ощутил себя перенесенным на сцену опереточного театра.

Если внимательно приглядеться к обстоятельствам другого, столь же громкого уголовного дела – против православных верующих Михаила Люкшина и Анатолия Зякина, которые разгромили 18 января 2003 года выставку "Осторожно, религия!", то и тут можно увидеть мелькнувшую спину всё того же автора фарсовых опереток.

Что-то я не припомню ни одной выставки, устроенной православными верующими, которую бы они назвали, например, "Осторожно, Талмуд!" или "Осторожно, синагога!" Даже вообразить себе невозможно, чтобы православные на подобной выставке взяли бы Тору, прорезали бы в ней дырку и потом просили бы посетителей сунуть в эту дырку свою голову и сфотографироваться бы с Торой на шее.

Так же невозможно представить себе православных и организаторами выставки "Осторожно, мусульманство!", на которой было бы представлено изображение пророка Мухаммеда с зеркалом вместо лица. Только истинно верующий знает цену, которую может заплатить его душа за подобноеантирелигиозное кощунство.

Но какую душу носит в себе человек, который идет в Сахаровский "правозащитный" Центр и несет в него свои "художества" - икону с вырезанным ликом Сына Божьего и указателем "Фото. Дешево"? И другое изображение Иисуса Христа – на фоне рекламы кока-колы и подписью "Сие есть кровь моя"? И третье изображение, на котором вместо головы Иисуса зияет зеркало, так что каждый, заглянув в него, может на секунду вообразить себя, подобно организаторам выставки, Самим Господом Богом?

Ведь именно эти "экспонаты" замазали краской православные верующие Михаил Люкшин и Анатолий Зякин. Ибо содрогнулась душа их при виде нового распятия Иисуса Христа, хотя бы и виртуального.

Когда читала я на днях в Интернете о том, что 11 августа Замоскворецкий суд признал незаконным возбуждение уголовного дела против М. Люкшина и А. Зякина, то вспомнился мне один эпизод из автобиографического романа Михаила Михайловича Пришвина "Кащеева цепь".

Встретились в Дрездене, перед иконой "Сикстинская мадонна", двое бывших одноклассников. Ефим Несговоров говорит: "Меня тянет затаиться где-нибудь под одним из диванов, на которых сидят созерцатели мадонны, дождаться звонка и перележать там время, пока уйдут сторожа, а потом вырезать мадонну и уничтожить". Другой, Алпатов, опустил глаза и, бледный, тихо сказал: "Я мог бы за это убить".

Вот этого они, устроители выставок "осторожно, религия!" и уголовных дел против православной культуры, от нас и хотят. Чтобы мы попались на их крючок, поверили бы в хорошо разыгранный фарс, приняли бы его, небрежно написанный, за свою величайшую национальную трагедию и не могли бы удержаться от восклицания: "Я мог бы за это убить!"

На языке современной нам юриспруденции это называется "провокация". Но провокация вряд ли заденет и ранит, если она не облечена в экстремальную, экстремистскую форму. Экстремисты сознательно провоцируют православных верующих на встречный экстремизм. Кричат "ату" и гонят в их заранее приготовленные силки. Фарс, в котором каждый из игроков – охотников знает свою роль, за которую ему, возможно, уже отлично заплачено.

Вы посмотрите, какую бурю протеста разыграли они только из-за того, что М. Люкшин и А. Зякин испортили краской их имущество, на сумму, встречала я в одной из публикаций в печати, всего-то двести долларов!

В иной ситуации, если бы некие Л. и З., будучи бытовыми "хулиганами", смеха ради, разбили бы пару бутылок пива о телевизор соседа, нанеся ему ущерб на те же двести долларов, дело бы закончилось тем, что суд призвал бы их к выплате этих денег в пользу соседа.

Однако совсем иное дело, когда в поле зрения "правозащитников" попадает человек православный, к тому же не скрывающий своей православности.

Более того, чем явственнее его позиция самозащиты, отстаивания своего оскорбленного религиозного чувства, тем злее на него нападки. Вот что пишет, например, некая Женя Снежкина в "Колоколе. Ru" - "правозащитном проекте "Граней. Ru": "Поэтому заявления о том, что обвиняемые пытались защитить свое религиозное чувство, - обычная адвокатская хитрость, причем довольно бездарная. Но адвоката можно понять - его подзащитным светит от двух до пяти, так как имели место отягчающие обстоятельства - предварительный сговор и групповое нападение.

Думается, что представителям разгневанной православной общественности не удастся доказать в действиях организаторов выставки состав преступления 282 статьи УК (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), так как художники своими картинами, художественными объектами и перформансами не пропагандировали исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. Однако если действия организаторов выставки не подпадают под статью Уголовного кодекса, это еще не означает, что они поступили безупречно".

Вот как оценивает Женя Снежкина богохульный экстремизм организаторов выставки – не поступили безупречно. Бранит словно пятилетних нашаливших детей, мягко, едва ли с ними не сюсюкая. "Ну, пошутили, мальчики…"

И какой тут же звериный рык - в сторону М. Люкшина и А. Зякина, которых Женя называет в своей статье "погромщиками". Почти такой же, нечеловеческий и басистый, как у Евгения Ихлова на суде, когда с его плеч к ногам судьи внезапно слетела овечья шкура.

Итак, "мальчики" из Сахаровского Центра могут забавляться с иконами и дальше, протыкать их ножами, ставить на них свои малышовые каракули, царапать ножницами. А православные – смотреть на всё это и, либо скорбно вздыхать, закатывать глаза и шептать: "Бог терпел и нам велел!", либо повторять во след пришвинскому Алпатову: "Я мог бы за это убить!"

Но мы не должны забывать, что Женя Снежкина, которая не имеет своего религиозного чувства, считает наше религиозное чувство одним только притворством. Другие же, не столь наивные господа – "правозащитники", авторы и участники фарса - мюзикла "Осторожно, религия!" мнят, должно быть, что православные в России вообще не имеют права на защиту своего религиозного чувства. Не потому, что в этом нам отказывает Уголовный кодекс РФ, а потому что они полагают, что для православных нет третьего пути. Что они могут лишь скорбно и привычно терпеть или же нетерпеливо кричать: "Убью!"

Но третий путь есть. Это путь активного использования уже действующих в нашем государстве законов. Так что, если православным адвокатом и не удастся привлечь организаторов выставки к уголовной ответственности за возбуждение ими религиозной вражды к самим себе, богохульникам, чего обычно и добиваются любые провокаторы, они вполне могут прибегнуть к другой статье, которая предусматривает наказание за экстремизм.

Что же касается М. Люкшина и А. Зякина, то, благодаря помощи православных адвокатов, они более не преследуются по уголовной статье, обвинение с них снято. Помощь православных адвокатов автору учебника "Основы православной культуры" Алле Бородиной привела к отмене постановления Мещанского суда Москвы от 15 июля этого года решением Московского городского суда от 27 августа 2003 г.

Но успокаиваться и почивать на лаврах победителей рано. Я не случайно назвала выставку "Осторожно, религия!" "мюзиклом". Её можно даже назвать мюзиклом с мировой популярностью, переведенным на разные языки мира.

Всё в той же заметке Жени Снежкиной рассказывается о некоем Найджеле Уингроу, снявшим богохульный фильм "Видение экстаза". Экстазу в этом британском фильме предается святая Тереза Авильская, кармелитская монахиня 16 века, "которую, - пишет Снежкина, - посещали сильные экстатические видения Иисуса Христа". В общем, жизнь святой Уингроу превратил в фарс с элементами эротики. Надо ли задаваться вопросом, зачем ему это понадобилось?

Правда, в отличие от московских властей, разрешивших выставку "Осторожно, религия!", Британское управление классификации фильмов не выдало Уингроу сертификата, позволившего ему демонстрировать свой фильм на публике. И, не беспокойтесь, Европейский суд по правам человека, опираясь на 10-ую статью, пункт 2 Европейской конвенции о защите прав человека, дважды признал правоту Британского управления.

Дело это было названо довольно показательно – "Найджел Уингроу против Соединенного Королевства".

В своем решении страсбургский суд указал "свободному художнику" на то,что свобода слова как демократическая ценность вовсе не освобождает его отответственности за капризные выбрыки своего баловня - вдохновения. А также – от обязанности - избегать демонстрации того, что представляется другим людям необоснованно оскорбительным и даже оскверняющим религиозные ценности.

Хочу напомнить, что Соединенное Королевство Великобритании – многоконфессиональное государство. Однако когда Найджел Уингроу позволил себе вольности в отношении традиционной святыни католической части населения страны, этим обеспокоились не только католики. Оскорбленным почувствовало себя всё общество.

А вот история, случившаяся недавно с Мелом Гибсоном, очень напоминает мытарства Аллы Валентиновны Бородиной, автора учебного пособия "Основы православной культуры".

Сегодня известный американский актер и режиссер Мел Гибсон подвергается, по его словам, массированной атаке со стороны недоброжелателей, недовольных его идеей снять реалистичный фильм о жизни и смерти Иисуса Христа".

Компания преследования Гибсона, а также членов его семьи, в том числе 85-летнего отца, связана с тем, что он, следуя Евангелию, решил показать все исторические обстоятельства распятия Сына Божьего. А Евангелие от Иоанна, например, гласит: "Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: "Распни, распни Его!" Пилат говорит им: "Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины. Иудеи отвечали ему: "Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть…"

И вот за эту цитату, ставшую центральным эпизодом фильма, Мел Гибсон и был разжалован американской прессой из главных любимчиков публики в её "изгои". Конечно, Мел Гибсон пытается миссионерствовать и говорит будущим зрителям фильма: "Он умер за всех нас и служил всем нам. Пора вернуться к этому откровению, пока мир окончательно не сошел с ума".

Но тех, кто развернул компанию его очернительства в прессе, уже не образумить. Эти сытые и пересмеивающиеся между собой господа играют в фарс собственного сочинения, называющийся "Атеизм", или "Осторожно, религия!"

Семьдесят лет подряд они писали в России пародию на Библию, Ветхий и Новый Завет, снимали её в кино, ставили в театрах, рисовали к ней иллюстрации, упиваясь собственной безнаказанностью. Музыкой к их фарсу служили взрывы церквей и звуки сорванных с башен колоколов. Слова заменял дьявольский хохот. Больше всего они боялись пьесы Мольера "Тартюф", потому что она способствовала бы их разоблачению. Сегодня они хотят играть те же роли, комиссаров в кожанках. Правда, фирма их вынуждена была сменить название. Вместо надписи "Партком" появилась табличка "Правозащитная организация". Это – кочующая по свету арба с бродящими циркачами. Создав некогда один – единственный, но вдохновенно написанный мюзикл, они тиражируют его, переводя на разные языки. Тем и живут, паразитируя на обществах, временно забывших свои традиционные ценности.

Но от нападок журналистов пострадал в США не только Мэл Гибсон. В ходе специального расследования, проведённого газетой New York Daily News, работники прессы вдруг открыли для себя, что большинство учебников, используемых в мусульманских школах Соединенных Штатов Америки, являются антисемитскими! В частности, школьников учат тому, что "евреи продали пророка Мухаммеда и верят в своё расовое превосходство", передает sem40.ru. Катится арба по свету, катится…

"Независимая газета" опубликовала в августе ещё две отклика на решение Мещанского суда от 15 июля этого года. Интервью с директором московского центра образования №109, заслуженным учителем России, Евгением Ямбургом и другое интервью – с "известным правозащитником Львом Пономаревым". По сути, это попытка корреспондента "НГ" - вытащить обоих господ на серьезный разговор, "мозговая атака" поисков более или менее весомых аргументов "против" преподавания "Основ православной культуры" в школе.

Но как ни странно, Евгений Ямбург сначала высказал массу аргументов против "агрессивно атеистической", по его словам, школы: "Очень многие философы, культурологи считают, что один из самых трагических поворотов русской истории 20 века был связан с кризисом безрелигиозного сознания и морали. Оказалась разрушенной шкала ценностей, которая должна опираться на чувство священного. Ведь если понятие святого, сакрального отсутствует, то любые ценности начинают провисать… Когда появляется эта ценностная вертикаль, человек избавляется от излишнего антропоцентризма, от ощущения неограниченности собственных возможностей".

Эта часть интервью с Ямбургом выглядит весомо и солидно. Кажется, что перед нами человек, который сам прошел скорбную дорогу атеизма и, наконец, приблизился к вере. Может быть, заглядывает иногда в православную церковь. Может быть, в синагогу.

Однако стоило Ямбургу заговорить о преподавании в школе "Основ православной культуры", мусульманства, буддизма, иудаизма, как он тут же вытащил любимый "козырь" Льва Пономарева и иже с ним: "… А где гарантия того, что человек, пришедший в школу преподавать "Основы православной культуры", не придерживается черносотенных или фундаменталистских взглядов?"

Ну, "православных фундаменталистов" господин Ямбург явно выдумал для нашего устрашения. Что же касается черносотенности преподавателей православной культуры, то никто не сможет дать нам гарантию и того, что половина учителей школы Ямбурга не черносотенцы или же самые махровые русофобы. Едва ли они раскрывают своему директору души.

В принципе же, ставить знак равенства между православной культурой и политикой "черной сотни" может сегодня лишь человек, во-первых, маниакально боящийся и того и другого, а во-вторых, абсолютно нерелигиозный - закоренелый, недоверчивый атеист, который, не понимая сути традиционных религий мира: "Возлюби Бога" и "Возлюби ближнего, как самого себя", - может рассуждать только в одной плоскости, то есть брюзжать: "…Но здесь есть опасность: сегодня пришли православные, завтра мусульмане, послезавтра иудеи или буддисты, и я должен буду им всем предоставлять преподавателя".

Вам это цитата из интервью Ямбурга не напоминает: "Сегодня пришли красные, завтра белые"? Кажется, Ямбург ждет от всех конфессий только одного: подвоха, беды, войны, вражды, драк, ненависти, бомбометаний, а также издевательств над атеистами.

Поэтому он и ворчит, забыв о только что произнесенных им словах о "сакральном" и "святом", без которого "провисают" "любые ценности". Для таких, как господин Ямбург, традиционные религии – вечная опасность. "Светское учебное заведение должно оставаться внеконфессиональным из соображений безопасности", - цитата из интервью с Ямбургом. Ещё одна цитата: "… светская школа перестанет существовать, и у наших учеников будет больше поводов для конфликтов".

Так читателям газеты подается представление о православии исключительно как о религии вражды и ненависти. А что это как не всё та же позиция воинствующего атеизма, которой хотят напугать и перевозбудить наше общество? Сегодня в Москве основы православной культуры факультативно преподаются в 35 общеобразовательных школах, сказала в своём недавнем интервью ИТАР-ТАСС руководитель московского образования Любовь Петровна Кезина. И что же, у господина Ямбурга есть статистика межконфессиональных ученических драк?

Аргумент против "Основ православной культуры", выдвинутые в интервью Львом Пономаревым, - Алла Бородина создала "безграмотный, небрежно написанный учебник". "Какие конкретно претензии вы предъявляете к тексту учебника?", - спрашивает его корреспондент. - "Прежде всего, это разжигание межнациональной розни". Да, больное место! Словно господину Пономареву дана способность различения только одних духов злобы – везде мерещится. Вскоре он опять жалобно повторяет: "Наконец, эта книга разжигает межнациональную рознь. Она проникнута антисемитизмом. Рассказ о том, как иудеи требовали распять Христа, совершенно некорректен".

Но господин Пономарев, ведь и те, кто кричал "распни его", едва ли выкрикивали это в корректной форме. Потом Иисуса некорректно стегали плеткой с несколькими десятками металлических шариков. Совсем некорректно проткнули кожу на лбу, надев терновый венец. Далее,некорректно вбивали в его руки и ноги длиннющие гвозди. Это было некорректное время. И нам его не изменить. Забыть его, вам на радость, мыне можем. Потому что исторически – это момент зарождение христианства. Но сила этого момента для нас не в том, что Иисуса Христа распяли древние иудеи, а обряд казни совершили римские солдаты, один из которых стал в скором времени христианином – первомученником. А в том, что Бог всё-таки воскрес.

И видели это собственными глазами: грек Гермидий, официальный биограф правителя Иудеи; сириец, врач Понтия Пилата, Эйшу. Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Криский – современники Христа либо видели Воскресение, либо имели неопровержимые факты, подтверждающие его, и оставили после себя письменные источники. Среди еврейских писателей того времени, прямо говорят о Воскресении Уриоа Гамиянин, Гапон Месопотамский, Шербум – Отоэ, Ферман из Сарепты, Манакия – врач, Навин, Миферкант. Последний, кстати, был тем самым членом Синедриона, из рук которого Иуда получил тридцать серебряников. Миферкант был у гроба Господня в тот момент, когда громадный камень, загораживающий в ход в пещеру, был отброшен, словно взрывом, неведомой силой. Когда Миферкант смог смотреть, он увидел, исчезающее в небе над гробом сияние.

Так что напрасно господин Пономарев смеется в своём интервью над "безграмотным учебником" Аллы Бородиной и ставит под сомнение подлинность Туринской плащаницы. В вопросах истории христианства он не образован. Гапона Месопотамского не читал. Но пусть знает, что если Евгению Ихлову ещё когда-нибудь придет в голову – просить доказать Мещанский суд, что Иисус Христос реально существовал и был распят, то ему придется иметь дело уже со всей этой компанией: начиная с грека Гермидия, заканчивая членом Синедриона Миферкантом. И - сначала доказать, что никогда не было их, Понтия Пилата, Римской империи, да и самой Древней Иудеи. Не надорваться бы тогда господам – "правозащитникам"!

Но Лев Пономарев не может обойтись без фарса! И на вопрос корреспондента "НГ": "Ваши оппоненты считают, что вы и Евгений Ихлов боретесь не против конкретного учебника, а против всей Православной Церкви в целом. Что вы можете возразить?" - тут же нашелся: "Наоборот, мы защищаем Православную Церковь, борясь с безграмотным учебником"!

Ну что тут скажешь? Над фарсом можно только хохотать. Ведь он для того и ставится. Не меньший хохот может вызвать и другая реплика Пономарева. Корреспондент "НГ" спрашивает: не нарушаются ли запретом преподавать "Основы православной культуры" в общеобразовательной школе права православных детей и их родителей. На это Пономарев отвечает: "У нас нет ни одного обращения родителей, которое бы свидетельствовало, что они не могут удовлетворить потребности в изучении основ православия".

Как будто бы православным верующим может прийти в голову рассматривать его "правозащитное" движение как своего "гаранта" и благодетеля! Нет, легче отправиться в пасть к крокодилу!

Меж тем, делу время, потехе час, говорят русские люди. Жизнь движется своим чередом. И этим летом Министерство образования РФ издало приказ "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

Приказ подписан министром образования Владимиром Филипповым, который, комментируя его 27 августа в интервью корреспонденту НТВ, в частности, сказал: "Обучение религиозным программам - дело самой религиозной организации. Наше дело, согласно закону о свободе совести и религиозных объединений, предоставить им возможность получить помещение в школе. А будет ли оно выделено для разовой лекции или для двух лекций, условно говоря, в неделю или в течение всего учебного года, это дело религиозной организации. Не наше дело смотреть их программы".

Корреспондент НТВ увидел в этих словах министра уход его ведомства от ответственности за принятое решение. Но мне видится в этом приказе, прежде всего, мужественная решимость лично самого Владимира Филиппова, который также подвергся недавно массированным нападкам российских "правозащитников", из-за того, что весной этого года разрешил факультативное изучение в общеобразовательных школах РФ "Основ православной культуры".

"Обучение может осуществляться только с согласия детей и по просьбе их родителей, - объясняет консультант департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Любовь Гармаш. - Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления. Возможность религиозного обучения должна согласовываться со школой или РОНО. Все используемые при обучении пособия должны иметь маркировку с официальным полным наименованием религиозной организации".

Доступ на территорию школы разрешен приказом министерства только тем религиозным организациям, которые более 15 лет официально действуют в нашей стране. В этот список входят, в основном традиционные религии России. Вероятно, таким образом, министерство образования РФ рассчитывает решить для себя ещё одну важную проблему – изгнать из учреждений образования большинство сект, которые чаще всего не имеют регистрации в Минюсте или зарегистрированы недавно.

Как пишет газета "Первое сентября": "Разнообразные религиозные факультативы наличествуют во многих школах страны, и нередки случаи, когда администрация обязывает учеников их посещать или пускает в школы последователей какого-нибудь "Нового учения Космического Разума". Теперь, по крайней мере, можно ссылаться на приказ министра, прямо запрещающий так поступать. Или идти с жалобой в муниципалитет. А то и в суд, с исковым заявлением".

Религиозные программы должны изучаться учащимися во внеурочное время, факультативно, отдаленные от времени основных учебных занятий 45 минутами. Однако отныне на территории школы разрешено справлять религиозные обряды, опять – таки с разрешения детей и их родителей.

Надо ли говорить, как этот приказ огорчил наших "правозащитников"?Ведь как было сказано в вышеупомянутой передаче НТВ, требованиям нового документа "сегодня соответствует Русская Православная Церковь и немногочисленные христианские и мусульманские общины. В итоге 95 процентов школьных священников, которые придут в школы, будут из Русской Православной Церкви, которая практически становится своеобразной новой, естественной монополией России".

Один из "правозащитников" и друзей господина Пономарева, вместе с ним подписавший обращенное к Владимиру Филиппову, недавнее требование - преподавать в школах лишь "Историю религий мира", а никак не "Основы православной культуры", Яков Кротов, священник так называемой Апостольской православной Церкви, уже публично посыпает голову пеплом. Ведь его уж точно теперь не пустят к российским учащимся!

В своём интервью корреспонденту НТВ 27 августа он даже, кажется, начал заговариваться, потому что внезапно сказал правду: "Всех нас надо держать подальше от чужих детей". Это уж точно! "Просветим себя, спасем себя, а потом глядишь, лет через 10-20, можно к нам детей подпускать, а еще лет через 100, может быть, и нас к детям". Удивительное свидетельство о собственном несовершенстве. Прямо как на исповеди.

В одном не могу согласиться с господином Кротовым - в том, что, как он сказал, "сама идея религиозного образования порочна, поскольку речь идет о религиозном образовании через государственные институты, а не через церковь, не через семью".

Как же не через семью, если религиозные факультативы в школе учащиеся смогут посещать лишь с письменного разрешения своих родителей? Но мало того. Никто и самих детей не сможет религиозно образовывать без их согласия. Так что права детей тут соблюдены полностью.

А дабы никто уже не мог сомневаться в серьезности решения Министерства и грозить ему, как господа Пономарев и Ихлов 15 июля этого года в Мещанском суде, уголовным преследованием, Минобразования РФ опубликовало на одном из своих сайтов: wwwnewseducation.ru "Разъяснения Минобразования РФ по поводу приказа от 01.07.2003 №2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

Вот что в нем говорится: "Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Министерства образования РФ от 01.07.2003 №2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

Приказ подписан вместо отозванного письма Минобразования России от 04.06.1999 № 14-53-281ин/14-04 "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений".

Данный приказ не предусматривает каких-либо нововведений, а доводит до сведения  образовательных учреждений и разъясняет то, что было сформулировано в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятом в 1997 году, а именно возможность проводить в образовательных учреждениях обучение религии силами религиозных организаций. При этом обучение может вестись только вне рамок школьной образовательной программы, по просьбе родителей и с согласия детей в соответствии со статьей 5, п. 4 указанного закона".

В качестве приложения к данному сообщению пресс-служба Министерства образования РФ представила фрагменты из Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г.).

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

2. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации".

Я попросила Аллу Валентиновну Бородину ответить на вопрос, закончилось ли, на её взгляд, сражение вокруг проблемы религиозногообучения детей в общеобразовательной школе. Автор учебного пособия "Основы православной культуры" сказала:

- Новый приказ Министерства образования, как и всенародное обсуждение проблемы религиозного и религиозно-познавательного образования детей в нашей стране, прежде всего, подчёркивают её остроту и саму невозможность для государственной системы образования устраниться от решения данной проблемы.

Светское образование переживает сегодня кризис, о чем свидетельствуют попытки Минобразования РФ модернизировать школу. Однако и в Эстонии в последнее время обсуждается предложение министра образования этого государства – ввести в общеобразовательные школы преподавание "Закона Божьего".На Украине на днях объявлен конкурс на создание школьных учебников в рамках программы "Духовная безопасность", там будет создаваться и свой учебник "Основы православной культуры".

Что касается московских школ, то Любовь Петровна Кезина решила не спешить с реализацией нового приказа Министерства образования РФ, однако, в Подмосковье дело обстоит иначе. Если верить публикациям в СМИ, Министерство образования области ведет специальную подготовку педагогов, которые будут преподавать в школах "Основы православной культуры".

Мне нравится то положение в приказе Минобразования РФ, в котором говорится об обязательности соблюдения принципа добровольности, о свободе выбора для родителей и детей – давать ли своим детям религиозное образование на территории их школы.

Таким образом, хотя бы на уровне документов признаётся, что заказчиками образования являются родители российских учащихся, а не политики и тем более не проводники разрушительных для культуры и государственности России идеологий и информационных технологий. Будем надеяться, что Приказ будет в точности выполняться и принесёт нашей стране огромную пользу.

Однако остаётся открытым вопрос – по каким программам и учебникам будет вестись преподавание религий. Пока ещё довольно остро стоит проблема о возвращении россиянам основ духовной сердцевины их традиционных религиозных культур.

Религиоведение, которому Минобразования РФ уделяло много внимания с середины 90-х годов, не вызвало особого интереса в российском образовании. Несмотря на то, что написано уже не мало религиоведческих пособий, получивших гриф "Рекомендовано" и "Допущено". Несмотря на официальную поддержку, статус,финансирование этого направления, а также большую пробивную активность его разработчиков.

Надо сказать, что наше общество внимательно следило и за попытками навязать школам некую общую историю мировых религий. Я думаю, что подобные попытки повторятся. Поэтому здесь так важно реализовать тот принцип, о котором сказал в интервью НТВ министр образования РФ Владимир Филиппов: "Обучение религиозным программам - дело самой религиозной организации".

Важно также, чтобы РОНО и школы не навязывали представителям традиционных религий России те учебники по религиоведению, которые, на взгляд Русской Православной Церкви, Центрального Духовного управления мусульман, Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской, могут лишь навредить нашим детям. Важно найти общий язык верующих с управлениями образований, как найден он уже в Архангельской, Псковской, Пензенской областях, во Владивостоке, Ханте - Мансийском национальном округе и других регионах России.

Важно и то, чтобы резкий отпор верующих и работников образования вызывали оккультные учения, сектанты разного толка.

От религиозных организаций, которые будут допущены на территории школ, потребуется качественное религиозно-познавательное образование в рамках историко-культурологического подхода.

В целях осуществления такого образования, я и мои коллегиразрабатываем сегодня программу "История религиозной культуры". Она имеет концепцию, которая приведена в соответствии с современной законодательной базой в области культуры и образования и опирается на направления российской политики в деле возрождение отечественной культуры, а также обеспечения информационной и духовной безопасности россиян.

Нельзя забывать и о необходимости сохранения единого образовательного пространства России.

К словам Аллы Бородиной остается добавить только одно. Родители России, бдите! Не ограничивайте своё участие в религиозном образовании детей на территории школы подписью под словом "разрешаю". Вы несете полную ответственность за то, кто именно и чему будут учить ваших детей на религиозном факультативе. Сектанты, раскольники и "правозащитники" не дремлют!

Ирина Репьева

1 сентября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования