Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РСН: "Конечно же, нам хотелось, чтобы мусульманских храмов в нашей родной столице было бы больше". Имам Московской соборной мечети в студии РСН


Д. НАДИНА: В студии Ислам-хазрат Зарипов – имам Московской соборной мечети. В ближайшие полчаса будем говорить про праздник Ураза-байрам, который с 28 по 30 июля отмечают все мусульмане в России, за границей, по всему миру. Этот праздник для всех. Понимаю, что это не очень уместное сравнение, однако, по масштабу празднования, сравниваю с Пасхой. У православных с католиками она очень часто расходится по календарю. А у мусульман всего мира этот праздник закреплённый. Правильно я понимаю?

И. ЗАРИПОВ: Всем добрый день. Пользуясь случаем, хотел бы всех, кто находится рядом с нами, поздравить с этим замечательным праздником, пожелать добра, здоровья, мира, спокойствия во всём мире. Действительно, все мусульмане мира отмечают этот праздник. У мусульман два больших праздника. Это праздник Ураза-байрам, который наступил вчера, и примерно через 70 дней наступит второй главный праздник - Курбан-байрам. Это два великих праздника. Они всегда проходят в одни и те же даты, во всём мусульманском мире они совпадают. Иногда бывают разночтения на один день. Это связано с тем, что мусульмане живут по лунному календарю, ориентируются на новолуние. Иногда бывают разногласия с некоторыми странами, но это буквально один день. В этом году по всей России проводилось в один день празднование. Это было вчера.

Д. НАДИНА: Ураза-байрам – это один из важнейших праздников. Он знаменует собой окончание поста в священный месяц Рамадан. Мы все знаем о том, что во время месяца Рамадан правоверные мусульмане не едят при солнечном свете, едят только ночью. Основное знание, которое есть у большинства людей, которые не слишком близки к теологии, или не мусульмане. Что это за праздник, что он собой знаменует в первую очередь?

И. ЗАРИПОВ: Вы правильно сказали, что это окончание месячного поста, окончание месяца Рамадан, в который все верующие старались в первую очередь приблизиться к своему создателю, и ограничение себя в еде и питье – это один из инструментов. Очень важный инструмент, когда человек действительно учится обуздать свои страсти, свои желания, и таким образом он становится добрее, становится лучше. И в этот месяц, особенно в нашем регионе, когда очень долгие длинные летние дни у нас были, многие чувствовали чувство голода. И это чувство голода давало возможность почувствовать то, что испытывает нуждающийся, бедняк, который не кушает и не пьёт. Мы считаем, что таким образом сердца наши тоже смягчаются. И заключительным штрихом принятия поста является очистительная милостыня, которую каждый верующий в честь окончания поста по время праздника должен дать, эта милостыня называется Аль-Фитр. И в этом году тоже все старались не просто кому-то отдать, а передать нуждающимся, передать в детские дома, в дома престарелых. Наши мусульманские организации всегда стараются приурочить к этим праздникам посещение ветеранов, посещение детских домов. В этом году так же наши религиозные организации собирали средства для того, чтобы передать нуждающимся в Газе.

Д. НАДИНА: Пить тоже нельзя при свете дня?

И. ЗАРИПОВ: Ни есть, ни пить. Супружеская близость запрещена в светлое время суток. А в вечернее это всё становится дозволенным. Здесь важно понимать, что это всё для здоровых людей. То есть, если у человека есть какие-то проблемы со здоровьем, если врачи ему говорят о том, что пост будет только вредить, в этом случае чёткий и ясный Аят священного Корана, который говорит о посте, он говорит, что такие люди снимаются с обязанности физического поста, но для них становится обязательным дополнительная милостыня. Они за каждый день должны накормить одного нуждающегося. Здесь надо правильно понимать, что это очень важно именно в вопросе воспитания. Человек верующий, когда находится в таком особом состоянии, то есть, он днём постится, вечером старается прийти на совместную коллективную молитву, он старается перечитать священное писание, старается проанализировать свою жизнь, выстроить планы на будущее именно в ориентирах священного писания, в ориентирах нравственности, доброты. Потому что на самом деле жизнь иногда затягивает, иногда мы сбиваемся, забываем о том, зачем мы пришли в этот мир, что у каждого из нас есть какая-то великая, важная цель в этой жизни, что мы должны стать чуточку добрее, что мы должны стараться меняться, и на зло научиться отвечать добром. Очень интересный момент. В отношении поста пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, он говорил, что арабское слово пост может переводиться как ограничение, а ограничение не от еды и от питья, а от всего плохого, мерзкого, и от плохих слов. И когда кто-то тебе говорит что-то плохое, не отвечай ему плохим, а скажи лишь, что я постящийся, я воздерживающийся. Мы всегда говорим нашим прихожанам о том, что это школа Рамадана. Здесь важно научиться, что когда в другое время где-то вы встретитесь с чем-то плохим, и кто-то даже сделает вам что-то злое, не отвечайте на это зло плохим, а точно так же, как во время поста вы ограничивались, здесь вы тоже научитесь ограничиваться, ответьте на зло добром, или просто промолчите. Это самый важный посыл этого великого месяца для нас.

Д. НАДИНА: Когда у православных есть рождественский пост накануне Рождества Христова, и они несколько недель не позволяют себе есть мясо и т.д. Понятно, что это завершается Рождеством Христовым, праздник, застолье, разговление. С такой точки зрения можно переложить, чтобы провести параллели с православной традицией?

И. ЗАРИПОВ: Здесь для нас самое главное – это сам месяц. Каждый день, каждая ночь этого месяца наполнена глубоким смыслом. В этот месяц началось ниспослание священного Корана – последнего Божьего откровения. Поэтому в этот месяц мы старались собираться каждую ночь в мечети. Но если у кого-то не было возможности, то человек читал дополнительную молитву дома. Перечитывали полностью священное писание в этот месяц. А сам праздник знаменует собой окончание этого поста и возвращение в естественное состояние. Само арабское слово фитра, в арабском мире принято называть Ид-аль-Фитр, является именно естество. Человек из этого ограничения возвращается к своему естественному состоянию. В этот праздник, безусловно, мусульмане накрывают праздничные столы, приглашают друг друга в гости. Они посещают кладбища, вспоминают своих предков. У разных мусульманских народов есть определённые обряды, специальные блюда. Если говорить о татарах, безусловно, в этот день татары стараются посетить своих старших родственников, родных, близких. Женщины готовят вкусные татарские угощения, традиционные эчпочмаки, чак-чак, пьют вкусный чай. На самом деле, я думаю, в течение всей недели эти празднования будут проходить, продолжаться, люди будут приходить друг к другу в гости, дарить подарки, прибывать в радостной атмосфере.

Д. НАДИНА: В день Ураза-байрам ниспослан Коран на землю?

И. ЗАРИПОВ: Именно в сам месяц Рамадан началось ниспослание священного Корана. А праздник символизирует окончание поста. Пост кончился, человек возвращается к своей естественной, нормальной жизни. Праздник знаменует именно это.

Д. НАДИНА: Столичные мусульмане побили рекорд посещаемости мечети на Ураза-байрам в этом году. По предварительным подсчётам, на улицах Москвы одновременно помолились 165 тыс. человек В прошлом году было 150 тыс. Центром религиозных отправлений стала Соборная мечеть в районе проспекта Мира. То, что стало на 15 тысяч больше людей, которые вышли помолиться на улицы Москвы, с чем вы это связываете? Это говорит о том, что стало больше правоверных мусульман или какие-то другие есть причины? И. ЗАРИПОВ: Я думаю, что с каждым годом идёт увеличение. Но в связи с тем, что мусульмане более осознанно подходят к исполнению своих религиозных обязанностей, действительно, все стараются в эти дни, даже если они в течение других времён не приходят в храм, хотя бы на два праздника они стараются посетить мечеть. Очень много молодых людей, которые приходят учиться в воскресные школы, хотят изучить свою религию. Конечно же, немаловажный фактор – это мигранты из стран Средней Азии, которые тоже достаточно активно посещают мечети.

Д. НАДИНА: Можно говорить, что мигранты более религиозны, чем столичные жители?

И. ЗАРИПОВ: Я думаю, что нет, так сказать нельзя. Но для мигрантов мечеть, помимо того, что это является духовным центром, для них является неким центром, где они встречаются, где они видятся, потому что других культурных центров, площадок для них не имеется. А так надо сказать, что в наших мечетях очень много коренных москвичей, татар, башкир, представителей кавказских народов, которые тоже достаточно активны, и с каждым годом их становится всё больше и больше. Они приходят вместе с детьми. Наши воскресные школы этому очень хороший показатель. Потому что в воскресных школах, в основном, все наши российские мусульмане.

СЛУШАТЕЛЬ: Очень часто наблюдал, что каждую пятницу в два часа дня мусульмане приходят в мечеть. Просто интересно, что кто-то идёт в мечеть, а кто-то из мечети. Там нет единого времени, или кто-то не дослушивает службу?

Д. НАДИНА: Вообще, пять раз в день нужно совершать намаз, если не ошибаюсь.

И. ЗАРИПОВ: Совершенно верно. Пять раз в день верующий и правоверный старается молиться. Не обязательно, что он должен приходить именно в мечеть. Он может молиться в любом месте, на работе, дома.

Д. НАДИНА: Главное знать где Мекка.

И. ЗАРИПОВ: Даже это не всегда главное. Самое важное – это внутренний духовный порыв человека. Молитва обращена непосредственно к Богу. Главное не забывать о Боге, и пять раз в день, где бы ты не находился, ты должен вспоминать о Боге и молиться. Конечно, если рядом есть мечеть, молельный дом, конечно, вместе, коллективно совершить молитву намного лучше. Что касается пятницы, то пятница для каждого верующего является праздничным днём. В пятницу у мусульман происходит коллективная молитва. На самом деле, есть единое время. Начало этой молитвы в 13:30 для москвичей. В это время самый большой поток людей приходит в мечети, чтобы послушать пятничное назидание, пятничную проповедь, коллективную пятничную молитву совершить. В разных мечетях по разному заканчивается это. В 2-3 полностью пятничная молитва заканчивается. Действительно, есть проблема в том, что не все люди могут прийти в пятницу именно к этому времени, потому что есть работа, есть какие-то другие вещи. Но в любом случае, чтобы почтить этот день, чтобы прийти в мечеть, они стараются из всех дней недели выбирать пятницу. Поэтому я думаю, что то, что наблюдал наш уважаемый слушатель, это было связано с тем, что люди потихонечку начинают приходить в мечеть. Но самый большой пик приходится на время двух часов.

СЛУШАТЕЛЬ: Не является ли грехом посещение для правоверного мусульманина интернета, и активное ведение всевозможных сайтов? Мы же помним, как в прошлом году один достопочтенный хаджи, сын великого муфтия вместо Уразы нас всех поздравлял с Курбан-байрамом, и упорствовал в этом. А потом, когда его поправили старшие, видимо, изменил.

И. ЗАРИПОВ: На самом деле, прямого запрета на пользование интернетом не существует. Безусловно, здесь очень важно для верующего ограничивать свои желания, ограничивать свои страсти и правильно распределять своё время. В том числе это касается и интернета, и телевидения, чтобы всё то, что делает верующий человек не только во время Рамадана, но в большей степени во время Рамадана, должно приносить пользу для его личной жизни, для его интеллектуального, физического, духовного развития. Конечно, мы тоже стараемся об этом говорить, чтобы от ненужного, которое часто окружает в интернете, люди ограничивались, и учились это делать, потому что это важно. Прямого запрета не существует.

Д. НАДИНА: Рамзан Кадыров стал гораздо чаще выкладывать фотографии по ночам, а не днём, как раньше. Утром просыпаешься, открываешь ленту, а там от Рамзана Кадырова сразу фотографии.

И. ЗАРИПОВ: Для мусульман вечернее время во время Рамадана наступает интересный образ жизни. Очень часто приглашают в гости друг друга, чтобы совместно провести разговение, совместно проводят ночную молитву. Так как ночи очень короткие у нас сегодня, бывает так, что совместно даже люди делают утренний приём пищи. В этом тоже есть своя благодать. Ходят в гости, в кафе, рестораны. Это время, когда можно увидеться с близкими, пообщаться. Я думаю, что для многих мусульман такой ночной образ жизни в этот месяц нормальным явлением является.

Д. НАДИНА: Впервые Крым отметил Ураза-байрам как официальный выходной. Совершенно новая история, раньше такого не было. По поводу Крыма. Вы взаимодействуете с ними, общаетесь? Как там верующие отметили праздник? Много ли их там?

И. ЗАРИПОВ: Безусловно, мы поддерживаем связи. Наш духовный лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин несколько месяцев назад посещал Крым, принимал участие в различных мероприятиях крымских татар. Многие наши сотрудники сегодня так же находятся в Крыму, поддерживают наших единоверцев. Безусловно, для нас всех была радостная новость, что в этом году, как и в других мусульманских регионах нашей страны праздник Ураза-байрам стал выходным днём. Точно так же это был в северо-кавказских республиках, и в Татарстане и в Башкортостане. Я думаю, что для многих это стало хорошим поводом сходить в храм, к близким, и вместе встретиться и поговорить о вечном, о духовном. Д. НАДИНА: Есть какие-то особенности, отличия у крымских татар в отмечании Ураза-байрам, у других мусульман?

И. ЗАРИПОВ: Чисто канонически какой-то разницы не существует. Все мужчины с утра идут в храм и мечети для того, чтобы совершить коллективную молитву, а уже потом отправляются либо по своим делам, либо в гости, или на могилы своих родных и близких. Но уже столы, блюда, конечно, отличаются. Все стараются сделать свою национальную кухню. Для тюркских народов интересная традиция, то, что этот праздник часто называют щакяр-байрам, то есть, сладкий праздник или праздник сахара. Потому что определённые сладкие блюда у разных народов свои готовятся к этому празднику, раздаются детям. Как некий новый год, когда детям дарят сладости.

Д. НАДИНА: Прямо Пасха какая-то. У нас в некоторых регионах дети до сих пор ходят по дворам, говорят «Христос воскресе», им отвечают: «Воистину воскресе», дают яйца, конфеты. Я тоже так ходила за яйцами в начале страшных 90-х. Официальный выходной был в Крыму, Дагестане, Ингушетии, Татарстане, Башкирии. Где ещё?

И. ЗАРИПОВ: По-моему, всё, в таких мусульманских регионах.

Д. НАДИНА: Вам бы не хотелось, чтобы этот праздник имел статус выходного дня по всей России? Вы не хотите выступить с подобной инициативой?

И. ЗАРИПОВ: Здесь мне кажется самое важное, чтобы людей отпускали с работы. Потому что нет запрета для того, чтобы работать в этот день, мы сами работали в этот день. Здесь важно, чтобы руководители предприятий шли навстречу своим сотрудникам мусульманам, и чтобы мусульмане имели возможность посетить мечети. Это самое важное и самое главное. Но какие-то дополнительные выходные, я думаю, специально этого делать пока не стоит, хотя было бы тоже неплохо и интересно. Здесь важно, чтобы люди не просто проводили это время впустую, или отправлялись на дачи. Важно, чтобы люди посетили мечеть, чтобы они послушали проповедь, чтобы они задумались о своей жизни. Этому надо всячески способствовать. Любые средства здесь хороши.

Д. НАДИНА: Я уже привыкла видеть фотографии с Ураза-байрам, что много людей молятся. А многих эти фотографии до сих пор шокируют. Это день сурка. Многие поражаются, почему так много, кто разрешил. Вы не ощущаете на себя нападки со стороны особенно ретивых людей, которые не согласны с таким форматом отмечания праздника на улицах Москвы?

И. ЗАРИПОВ: Вчера просматривал свою страницу в фейсбуке, новости. Один из наших блогеров-мусульман опубликовал фотографии 1956 года, 1970 года территории вокруг Московской соборной мечети. Может, чуть меньше людей было, но все прилегающие улицы тоже были в людях. Поэтому это не традиция, которая появилась 2-3-5 лет назад, это то, что было всегда. Огромный наплыв верующих мусульман бывает в эти два праздника. Это бывает только два раза в год. Проблема существует. Конечно же, нам хотелось, чтобы мусульманских храмов в нашей родной столице было бы больше. Потому что именно новые мечети, конечно, сняли бы то напряжение, которое существует вокруг действующих московских мечетей.

Д. НАДИНА: Их четыре?

И. ЗАРИПОВ: На сегодняшний день да.

Д. НАДИНА: Сколько нужно для того, чтобы люди рассредоточились по Москве? Вам бы сколько мечетей хотелось?

И. ЗАРИПОВ: Мы бы хотели иметь мечеть в каждом округе нашего города.

Д. НАДИНА: Какие-то округа большие, там две не помешало бы.

И. ЗАРИПОВ: Это тот минимум, о котором мы сегодня говорим. Действительно, та цифра, которая могла бы рассредоточить потоки людей, и работу с людьми. Это тоже очень важно. Мечеть – это не просто то место, куда человек приходит, помолился и ушёл. Очень важно, чтобы человек имел своего духовного наставника, дети имели возможность посещать воскресную школу, чтобы об исламе люди узнавали из первоисточника, то есть от тех людей, которые имеют специальное образование, которые постоянно занимаются богословской работой. Потому что эта проблема существует. Но это от того, что люди иногда не могут дойти до мечети. Они не знают, где она находится, или просто им настолько далеко ехать. Очень много проблем, мне кажется, снялось бы именно от того, что количеством мечетей в нашем городе стало бы больше.

Д. НАДИНА: Это реально? Вы ведёте переговоры с городской администрацией?

И. ЗАРИПОВ: Потихонечку наши духовные лидеры ведут разговоры об этом. Мы надеемся, молим Всевышнего, чтобы с мёртвой точки это сдвинулось. Действительно, мы ощущаем, что в Подмосковье мечети строятся. И думаю, что многие те люди, которые раньше из Подмосковья приезжали в Москву, они сегодня имеют возможность посещать те площадки, которые есть рядом с ними. И идёт очень хорошая работа, в том числе, в Подмосковье.

Д. НАДИНА: В Москве 4 мечети, и ещё отвели 5 дополнительных площадок для празднования в этом году.

И. ЗАРИПОВ: Это тоже очень хорошая традиция, мы поддерживаем то, что на праздник правительство Москвы выделает нам такие дополнительные площадки. Это во многом разгружает ситуацию. На самом деле, в пятницу очень много людей собираются. Большинство окружают мечеть на ночные намазы. В Рамадан мы тоже видели, что очень много людей приезжают. Конечно же, многие едут из абсолютного другого конца Москвы. И многие старики в ночное время не имели возможность приезжать, потому что не имели личного автотранспорта, а метро на ночное время закрывалось. Поэтому было бы намного комфортнее и лучше. Это проблема не только праздников.

Д. НАДИНА: Современная мусульманская молодёжь. Какие это люди? Читала несколько лет назад публикацию в «Русском репортёре». Там рассказывали о новом поколении молодых мусульман в Татарстане, которые следуют всем канонам религии, но при этом позволяют себе сходить в клуб потанцевать, при этом не употребляя спиртного, юноши и девушки, общаются в рамках приличия. Не осуждаете вы это? Коран не против такого?

И. ЗАРИПОВ: На самом деле, здесь самое важное – это искренняя вера в существование Бога, признание заключительного посланника – пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний и приветствует. Человек, который в сердце эту веру имеет, но уже считается мусульманином, и перед Богом он будет считаться человеком верующим. Безусловно, есть определённые религиозные каноны, определённые религиозные правила, которые необходимо соблюдать.

Д. НАДИНА: В студии Ислам-хазрат Зарипов – имам Московской соборной мечети. 

РСН, 29 июля 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования