Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": После ужаса. В Славянске выкопали тела убитых боевиками жителей, четверо из которых - прихожане баптистской церкви


Когда я была в Славянске, Краматорске пару месяцев назад, на уровне инстинкта я чувствовала страх, хотя на моих глазах не происходило страшных вещей, но атмосфера в этих городах была настолько давящей, что страх, испытываемый местными, внушал ужас и мне.

Сейчас, спустя несколько недель после того, как эти города покинули сепаратисты, открываются чудовищные подробности скрытой тогда от посторонних глаз жизни.

Снимала у памятника жертвам гражданской войны в Славянке. Эскаватор копает землю. Рядом стоят местные жители, журналисты, милиционеры. К самому памятнику прислонены похоронные венки, рядом портреты четырех молодых мужчин в черных рамках. Они были прихожанами местной баптистской церкви. Их тела и тела еще по крайней мере одиннадцати человек из морга были закопаны здесь. Все они были расстреляны по законам военного времени, кто за драку, кто за кражу какой-то одежды, баптисты же были успешными бизнесменами, и у них забрали их дорогие машины перед тем, как расстрелять.

Рабочие похоронной службы с лопатами, эксперты, милиционеры и журналисты томятся ожиданием под палящим солнцем. Рядом с выкопанной эскалатором землей то ли палка, то ли кость; сомнения исчезают, когда вдруг обнаруживаешь чей-то череп, уже старый, видимо, это череп как раз жертвы еще той гражданской войны, которая была здесь век назад. Не верится, что здесь кого-то закопали всего месяц назад.

Мне хочется помыть руки, Симону хочется есть, и мы решаем пока съездить в кафе. Не найдя ни одного открытого заведения в городе, возвращаемся.

Уже издалека видно, что что-то изменилось. Ветер дует в нашу сторону и приносит ужасный запах. Стараясь не дышать, включаю камеру и смотрю на происходящее через объектив. Люди все в ужасе, заткнув носы, смотрят в яму. Я перевожу камеру туда, откуда они не могут оторвать взгляд. Там, в яме, в земле выкапывают белый пакет, несколько человек в защитных костюмах, красных резиновых перчатках и почему-то противогазах с трудом достают этот пакет и кладут на траву рядом с грузовиком. Взгляд случайно упал вниз, и я вижу то, что не видела в объективе из-за того, что отсвечивало. Пакет порван, и в нем видна часть тела. Камера сама опускается, это невозможно снимать. Симон забирает у меня камеру и продолжает снимать, как откапывают остальные тела. Я не могу сдержать слез. Зачем он снимает так подробно? Кто это будет монтировать? Как это потом показывать? Обычно смерть ассоциируется с холодом, покоем и цветами, которыми покрывают покойника в гробу. На похоронах, рядом с мертвым, все преисполнены чувством деликатного уважения к смерти. Здесь же, у памятника жертвам гражданской войны, не до церемоний. Откопанные мешки сначала сложили в ряд на траве, потом погрузили в старенький грузовик с открытым верхом и повезли в морг. Сложно поверить, что то, что внутри этих пакетов, было когда-то людьми. В такой момент любой самый неприятный человек в мире кажется прекрасным только потому, что он живой. И понимаешь, что можно все снимать, любые проявления самых ужасных человеческих страстей, потому что в этом есть жизнь. Единственное, что неприлично снимать, что не стоит того, чтобы это снимать, это смерть в таком не романтическом, обыденном, отвратительном виде, как увидела сегодня я.

Мы садимся в машину и едем дальше. Тошнотворный запах перестает. Симон, который сам был несколько месяцев назад в плену в Славянске и, к счастью, избежал роковой участи, без лишних сантиментов жует бутерброды с копченой колбасой на заднем сиденье. Никогда не думала, что запах копченой колбасы будет для меня таким успокаивающим и радостным.

Приезжаем к церкви баптистов. Это огромный Дворец Культуры, на котором — плакат "Христос Воскрес! И для вас, славянцы, воистину воскрес!". Внутри приятная прохлада, красные ковры, люстры, лепнина, отделанная золотом и нарядные прихожане в зрительном зале. На сцене человек в голубой рубашке стоит на коленях и в религиозном экстазе повторяет: "Я благодарю тебя, Господи, за все обстоятельства моей жизни, Господи, чтобы в моем сердце не было недовольства или ропота или каких-то обид..." Двое из убитых баптистов были сыновьями пастора этой церкви. Говорят, что сепаратисты, утверждавшие себя православными, не принимали людей другой веры. После проповеди на сцену вышли красивые парни и запели: "Когда приходит Бог, все меняется, расцветает и поет".

Беата Бубенец,

"РОСБАЛТ", 28 июля 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования