Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СЕГОДНЯ.UA": В выборах митрополита должны участвовать миряне. Несправедливо, когда 76 иерархов УПЦ МП решают судьбу 12,5 тысяч приходов, считает религиовед Людмила Филиппович


Выборы митрополита Украинской православной церкви Московского патриархата должны происходить при участии верующих, считает религиовед Людмила Филипович, 56 лет:

- Киевская митрополия до 1686 года, когда её поглотила Московская патриархия, была соборноправной церковью. При соборноправности управление церковью осуществляют все её члены - иерархи, духовенство и миряне. Это один из признаков украинской церковной традиции. Выборы митрополита в нашей церкви происходили соборно. При русском царе воцарилась другая система взаимоотношений между властью и церковным руководством - так называемая симфония, когда светский лидер решает судьбу церкви.

Когда в 1917 году возобновлялась Украинская автокефальная православная церковь, именно голос мирян был решающим. Потому что тогда проукраински настроенных иерархов было немного. Как и в 1991-м, когда возобновлялась Украинская православная церковь - миряне тоже участвовали в этом. Тогда был создан Киевский патриархат.

Теперь Синод УПЦ МП должен был бы инициировать участие прихожан в голосовании за кандидатуру митрополита Киевского и объявить, как это должно происходить. Потому что сегодня избрание происходит очень кулуарно. Несправедливо, когда 76 иерархов решают судьбу 12,5 тысяч приходов. В каждом же есть так называемые двадцатки, старосты. На своих собраниях они избирают делегатов, представляющих точку зрения того или иного прихода. Так же, как, например, решение приходов перейти из Московского патриархата в Киевский. Это же не решение священника, а солидарное коллективное всего прихода.

Конечно, такое соборное избрание иерархам церкви абсолютно не с руки. Им легче этот вопрос решить между собой. У каждого из них своя сфера влияния, своя епархия, которую можно "подоить". Это нечто вроде небольшого нефтеперерабатывающего или завода по производству свечей. Когда есть представительство верующих, возникает куча неудобных позиций для иерархов. Но украинские прихожане всегда вмешивались в жизнь церкви в сложных политических условиях. То же самое нужно сделать и в настоящее время.

121 митрополит руководил киевской кафедрой от крещения Руси князем Владимиром Великим в 988 году. Первым был Настас Корсунянин. До прибытия в Киев жил в Херсонесе - Корсуне, как говорили на Руси, который был центром византийских владений в Крыму. Сейчас входит в границе Севастополя. Настас стал епископом и первым настоятелем Десятинной церкви в Киеве. Участвовал в крещении киевлян. Умер после 1018 года.

- Хочу появиться перед Богом 121-м митрополитом Киевским. Шестнадцатым патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор, - говорил митрополит Владимир Сабодан в 2008-м, снимая свою кандидатуру с выборов главы русской церкви после смерти патриарха АлексияII.

Первый патриарх московской церкви появился в 1589 году. ПетрI 1721-го отменил патриаршество, до 1918-го церковью управлял Священный синод. Нынешний титул "Святейший Патриарх Московский и всей Руси" для главы Русской православной церкви приняли в 1943 году по предложению Иосифа Сталина.

Инна Ивершень,

"GAZETA.UA", 15 июля 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования