Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКАЯ ВЕРА": Старообрядческий архиепископ Киевский Савватий: «В демократию поиграли — и хватит!» Иерарх РПСЦ о ситуации в Украине, своем хобби и жизненном пути


В апреле 2014 года в Одесском художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки работ архиепископа Киевского и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Савватия (Козка).

Корреспондент сайта "Русская вера" встретился со старообрядческим владыкой и побеседовал на различные темы. Владыка рассказал о своей судьбе, о своем пути к Богу и истинной Церкви, о том, как и почему он увлекся фотографией и художественным творчеством, о ситуации на Украине и положении старообрядцев в этой стране. Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью.

- Владыка святыи, почему Вас с детства интересует художественное творчество, вышивка и прочее? Как вы стали фотографом?

- Я с самого детства мечтал быть художником. Ещё даже карандаш в руках не держал, но всем друзьям говорил, что буду художником. На меня смотрели со странностью, но когда я это говорил, все умолкали. Тогда я сам удивлялся и ничего не понимал, но, видимо, это было неспроста, это мне Господь так определил. Хотя тогда я ещё не молился, потому что семья была неверующая. В душе Бога имели, но не молились, и нас не учили.

Я с детства любил смотреть на закаты, на красоту природы, и думал: какими же красками художники рисуют это на картинах? У меня тогда была только акварель, ученические краски, до сих пор этот запах ощущаю. Я пытался рисовать, но у меня не получалось, потому что я не знал саму технологию живописи.

Когда мне было лет 15, в Кировограде в Доме народного творчества я нашёл студию рисования и живописи. Сразу загорелся и захотел там заниматься. Руководителем был Иван Лаврентьевич.

Я пришёл к нему на встречу, и он меня принял, несмотря на то, что тогда я умел только срисовывать картинки. Первые 3 семестра обучения я вообще не соображал, что я рисую и как у меня это получается. Иван Лаврентьевич тогда даже усомнился в моих способностях.

Но потом всё-таки с Божьей помощью мне открылось, и я начал рисовать с натуры. Я делал наброски всего: спичечных коробков и кирпичей, птиц, животных, людей. Старался делать это каждый день. Необходимо ежедневно хотя бы 15 минут в день рисовать, потому что "кто не идёт вперёд, тот идёт назад". Это касается любого искусства.

Через 2 года я окончил студию в Доме творчества, и это мне позволило поступить в художественное училище декоративно-прикладного искусства в Черновицкой области (Буковина). Я успешно сдал экзамены и сразу ушёл в армию. Уже после службы в советской армии я учился и в 1965 году окончил училище по специальности "художественное ковроткачество".

- Как и где Вы узнали о старообрядчестве?

- Когда наша семья жила в деревне Бережинке под Кировоградом, у нас была соседка, старообрядка. Звали её тётя Ира, это была женщина около 40 лет. Мне же тогда было лет 10. У соседки был сын, года на 2 старше меня, который стал моим другом. Вот так мы познакомились с т. Ирой. Она была первая, кто рассказывал мне о Боге, а я слушал, открыв рот. Рассказывала, как Христос родился, как Его распяли. Показала, как надо креститься, я выучил молитву "Отче наш".

Как я уже говорил в начале, семья у меня не была церковной. Родители не то чтобы отвергали, но на меня смотрели с насмешкой. Приходилось молиться то в сарае, то за церковью. Они то смеялись с меня, то ругали, но я стоял на своём. А вообще я даже и крест-то неправильно складывал тогда.

Старообрядческая церковь была в 7 км, в селе Клинцы. Около 300-х лет назад переселенцы из слободы Клинцы Черниговской губернии (сейчас город Клинцы Брянской области) поселились на реке Ингул. Так староверами было основано село Клинцы в Кировоградской области. Мне было примерно 32 года, когда я пришёл в эту церковь. Я попал на литургию, послушал службу, и моё сердце осталось в старообрядчестве. Друзья оставались ещё в никонианстве, а я уже начал сюда ходить. Единственное, что мне очень не понравилось, — громко разговаривали на клиросах, и я не мог слушать службу.

В церкви я познакомился с о. Иаковом (к сожалению, владыка не вспомнил фамилию священника — прим. ред.), начал регулярно молиться и посещать богослужения в храме. В общем, я тогда точно понял, что не буду продолжать поиски истинной веры: я её нашёл. О. Иаков стал давать мне книги. Можно сказать, что я окончил духовную академию у себя на кухне. У меня было много духовной литературы: Книга о вере, Катехизис, Цветник Аввы Дорофея, жития святых. После принятия таинства Крещения я стал изучать церковный устав, а также начал читать псалтырь. И сейчас каждый день читаю, хоть по несколько кафизм. Чтоб Господь помогал во всём, нужно читать псалтырь.  Вот и эта фотовыставка состоялась также с Божьей помощью.

- Какое чудесное явление во время болезни привело Вас к истинной вере?

- Когда я подрос, то столкнулся со всякими ересями. Никита Сергеевич Хрущёв, например, говорил, что наши спутники в космосе летают, а Бога не видели. Ещё грозился, что при его жизни не станет последнего попа. Соблазнился было и я, и даже немного отошёл. Тётя Ира начала меня упрекать за мои сомнения. Но в армии я всё вспомнил и начал молиться регулярно.

Когда мне было 15 лет, я столкнулся с один человеком. Он был слепой, и у него была книга для слепых, по которой он гадал. И я к нему пришёл, тоже решил попробовать погадать. Он взял меня за левую руку, провёл рукой по строчкам и сказал мне, что я умру в 30 лет. Якобы в книге это было написано. И ровно в 30 лет у меня случился удар по голове. Травма была смертельной, несовместимой с жизнью.

У меня поднялась высокая температура, около 40. Я лежал в бессознательном состоянии. Говорят, что у меня были галлюцинации, но я так не считаю. Думаю, мне было духовное видение: ночь, Крещение, Сочельник перед Богоявлением. Ко мне пришли нечистые и говорят:

Ты пьяница, пойдём с нами, ты наш. (Хотя пьяницей я, конечно же, не был). Я им отвечаю:
Я не ваш. Они говорят:
На тебе креста нет. Я отвечаю:
Я крещён (на тот момент был крещён в никонианстве). И они поникли, не знают, что отвечать. Потом вдруг вижу голову с нимбом и крестом. Я обращаюсь:
Господи!

В сердце и ужас, и радость. И повели меня по духовному миру, такую экскурсию по аду устроили. Показали, где находятся те, кто умер от пьянства, и самоубийц. Всё это я как раз сейчас описываю в своих сочинениях, в этом году планируем издать книгу с иллюстрациями. Но писать мне очень трудно, потому что переживаю заново, что видел тогда. Иначе бы давно написал уже. И даже есть мысль создать документальный фильм об этом видении, чтобы всем показать, как это было.

После этого видения и необычного выздоровления я начал чаще ходить в церковь, но вначале в никонианскую. Там я увидел кое-что такое, чего не должно было происходить: нехристианские действия я увидел. Потом я пришёл в церковь в селе Клинцы и крестился в старообрядчестве.

Хоть мы и ругаем никониан, но на всё Божья воля. Когда я ходил в никонианскую церковь, я видел людей. Идёт девица, и мне не надо об этом говорить. Я это вижу по глазам, что она чиста. Либо идёт юноша, я тоже вижу, что он греха не знал. Или иду дальше и вижу мужчину и женщину — и ужас находит, хочется от них бежать. Они же это чувствуют и боятся меня, потому что я вижу, что они чёрным делом занимаются. Сейчас я это растерял.

- Не страшно ли было Вам, когда митрополит Алимпий предложил стать епископом?

- Это было ещё в 1987 году. Меня пригласили в Киев, туда же и митрополит Алимпий приехал (тогда он ещё был архиепископом). Заканчивается служба, выходит о. Сергий Маслов и говорит:

Владыка тебя зовёт. Остаюсь, подхожу к владыке, а он мне и говорит:
Степан, мы тебя завтра будем ставить в диаконы. Я начал было сопротивляться, но он меня уговорил: служить некому. Я уже в возрасте был, 47 лет мне было. Я говорю владыке Алимпию:
Может ещё женюсь. А он отвечает:
Оно тебе надо? Вот я не женат.

Так меня 3 раза вызывали и уговаривали, и я понял, что это промысел Божий, так должно быть, раз уж не женился (в молодости сильно болел и не мог работать).

Так меня поставили диаконом, я им побыл всего один день: в пятницу на праздник Успения Пресвятыя Богородицы поставили, а в воскресенье уже была хиротония во священники. Зимой 23 февраля 1993 г. меня поставили в епископы. 6 лет я побыл священником.

Вообще я больше люблю уединённую жизнь, мне нравится делать фотографии, запечатлевать красоту. Приходится же решать богословские вопросы, споры. А в любом споре, какой бы он ни был, даже если о Боге — мало благодати. Если и спорить, то надо быть Иоанном Златоустом, Василием Великим или Григорием Богословом. Вот Иоанна Златоуста мы до сих пор знаем, а кто на его место стал, того не помним. Конечно, эти люди были святыми. Но мне проще созерцать цветы, чем разбирать скандалы. А люди так и смотрят: за кого же я буду? За одних, или за других?

- Как сегодня живётся старообрядцам на Украине?

- Никаких изменений я не ощущаю. Мы как жили, так и живём, несмотря на все наши майданы. Я считаю, всё, что у нас происходит — это гнев Божий. Всё это для того, чтобы люди поняли, что это сотворилось не просто так. Дальше так в открытую красть невозможно. На всё воля Божья.

Ко мне приходили из СБУ (Служба безопасности Украины), я с ними беседовал. Они задавали вопросы про Белую Криницу. Я ответил, что ничего пока не намечается. Я им дал свой совет, как надо навести порядок на Украине. Говорю им:

— В демократию поиграли — и хватит. Теперь уже к власти должны прийти патриоты, чтобы перестали красть, а начали беспокоиться о народе и государстве. Нам нужна национальная диктатура.

Они глаза вытаращили на меня, даже не поверили, что я мог такое сказать.

Украина — многонациональная страна, и все народности: и русские, и евреи, и армяне, и азербайджанцы, и болгары, и цыгане — должны себя так чувствовать в нашем государстве, чтобы не захотели уезжать к себе на родину. Это наша Родина, и здесь всем должно быть хорошо. Должны построить институты для каждой национальности. Чтобы еврею, например, разрешили писать заявление в администрацию как на украинском, так и на еврейском языках. Чтоб он знал, что его тут уважают.

Ни одна партия сейчас не наведёт порядок. Нужно сделать мажоритарные выборы, когда выбирают не партию, а голосуют за того, кого знают. Тогда не будет ни Майдана, ни оппозиции, и так на всё должно быть: выборы в местные органы, районные, областные, Верховную раду и Президента. Тогда бы за 5 лет смогли навести порядок. Тогда все будут бояться.

Естественно, всё, что сейчас происходит на Украине, подготовила Америка. Мне очень стыдно: близятся выборы, а совсем не за кого голосовать. Вот кому нужна война?

В целом же никакой агрессии к нам никто не проявляет. Но это пока. Я не знаю, что будет завтра.

"РУССКАЯ ВЕРА", 19 июня 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования