Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СУЗДАЛЬСКАЯ НОВЬ": Молиться Богу и спасать бессмертные души верующих - такой видят свою главную задачу верующие Российской Православной Автономной Церкви. Статья, опубликованная суздальской районной газетой по решению суда от 16 июня с.г.


Важнейшими принципами Православия являются открытость для всех православной веры и свобода человеческой личности. Православие учит, что человек изначально свободен, и смысл всей духовной жизни в том, чтобы человек обрел эту подлинную свободу. Сегодня на страницах "Суздальской нови" мы расскажем о Российской православной автономной церкви (РПАЦ) и ее духовных наставниках. Делаем мы это по просьбе верующих этой церкви, многие из которых являются читателями нашей газеты.

Так исторически сложилось, что на протяжении уже почти четверти века, в Суздале размещается духовно-административный центр православной общины, который не подчиняется Русской православной церкви Московского патриархата. В начале эта община входила в Русскую зарубежную церковь, но с 1994 года существует автономно. Это слово даже входит в ее официальное название – Российская православная автономная церковь. По имени ее первоиерарха Валентина (Русанцова) РПАЦ в Суздале иногда называют "валентиновской", а за пределами города именуют "суздальским расколом". Увы, церковные разделения всегда сопутствовали истории христианства. Еще представитель первого поколения христиан – апостол Павел – предупреждал своих последователей: "Надлежит быть разделениям между вами". Разделения – это зло, и церковь на каждой своей службе молится о "соединении всех". Однако разделения бывают разными, иногда они неизбежны ради сохранения истины.

На самом деле "суздальский раскол", историю которого отмеряют обычно с 1990 года, возник значительно раньше и не в Суздале.

В 1990 году большинство прихожан Цареконстантиновского храма Суздаля в атмосфере религиозной свободы, которая тогда установилась в нашей стране, лишь сделало свой выбор между Московским патриархатом и Русской зарубежной церковью – в пользу последней. До 1990 года это было невозможно, потому что зарубежную церковь в СССР не регистрировали.

Раскол же между Московским патриархатом и зарубежной церковью восходит к 1920-1930 годам – эпохе суровых гонений на веру и церковь в нашей стране. Тогда временный заместитель местоблюстителя патриарха – митрополит Сергий (Страгородский) – подписал документ, в корне изменивший церковную идеологию. Ради сохранения легальных структур церкви он решил подчинить ее руководство существующей власти. Так он стал назначать епископов по указанию властей, запретил молиться за гонимых, осудил Новомучеников Российских как "политических преступников". Эту новую идеологию, вошедшую в историю как "сергианство", не признали Русская зарубежная и Истинно-православная (катакомбная) церкви. Так и возник раскол, который видимым образом проявился и в Суздале в начале 90-х. Но при этом хочется отметить, что принятие или не принятие "сергианства" – сугубо внутреннее дело самой общины верующих. Светское государство не может судить, кто раскольник: сторонники Сергия или его оппоненты.

Не менее существенной причиной разделения является экуменическое учение, которое Московский патриархат принял, вступив в 1961 году во Всемирный совет церквей. Эта организация рассматривает себя как "колыбель будущей единой церкви", а все существующие ныне церкви – как ветви, ни одна из которых не хранит полноты истины. РПАЦ, вслед за дореволюционной Российской церковью, исповедует, что лишь в Православии сохраняется полнота истины. Поскольку 45-е Апостольское правило запрещает молиться с инаковерующими, а Московский патриархат это практикует, РПАЦ воздерживается от совместной с ним молитвы. Но при этом священноначалие церкви учит ни в коем случае не ругать и не оскорблять других, а молиться о воссоединении и свидетельствовать им об Истинном Православии.

Общину православных суздалян, которая в 1990 году перешла в Русскую зарубежную церковь, возглавлял архимандрит Валентин (Русанцов). В 1991 году он стал епископом зарубежной церкви, а в 1995 году возглавил Высшее церковное управление в Суздале, ныне – Архиерейский Синод РПАЦ. Синод возник на основе Указа св. Патриарха Тихона № 362 (1920 г.), в котором группам епископов разрешено было создавать свои временные органы церковной власти – вплоть до законного Поместного собора, созванного по канонам и правилам Собора 1917-1918 гг. В советские и постсоветские годы такого Собора еще не было. В 1995 году управление в Русской зарубежной церкви перешло к группе сторонников ее подчинения экуменическому Московскому патриархату. Противники этого вышли из подчинения зарубежному Синоду, потому что хотели остаться верны Истинному Православию. С тех пор РПАЦ находится в Суздале. И не состоит в зависимости ни от каких-либо структур, ни российских, ни зарубежных.

Потому РПАЦ и не признает "лишение сана епископа", которое зарубежная церковь осуществила в отношении владыки Валентина. Лишить сана можно лишь подчиненного церкви епископа, а в 1996 году, к моменту того самого "лишения" сана, владыка Валентин уже не принадлежал зарубежной церкви. В 2001 году Синод РПАЦ возвел его в сан митрополита.

Имя владыки Валентина многим суздальцам – церковным и неверующим – запомнится надолго благодаря его благотворительной деятельности, организации им становления партнерских связей между Суздалем и немецким городом Ротенбург-на-Таубере. В трудные для нашей страны и нашего народа 90-е годы гуманитарная помощь, организованная владыкой Валентином для суздальцев, спасла многих.

Под его руководством были восстановлены, отреставрированы 11 храмов, переданных РПАЦ на законных основаниях. Были отреставрированы храмы и в селах Суздальского района, созданы воскресные школы для детей, монастыри. Недаром владыке Валентину за заслуги перед городом было присвоено звание "Почетный гражданин г. Суздаля".

Имя владыки Валентина, увы, известно не только его добрыми делами, но и по судебному процессу, участником которого он был. В конце концов он был признан невиновным, судимость с него была снята.

В 2009 году у РПАЦ были изъяты 16 храмов в Суздале и Суздальском районе, но, несмотря на это, РПАЦ продолжает свое служение. Церковь и ее Суздальская епархия зарегистрированы как централизованные религиозные организации православного вероисповедания в Министерстве юстиции РФ.

Митрополит Валентин отошел в мир иной в 2012 году. И, по сути, сразу же после его смерти был поднят вопрос об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в январе 2013 года и Высший арбитражный суд РФ в июне 2013 года отказали Территориальному управлению Росимущества в требованиях об изъятии мощей. Но Теруправление подало в суд общей юрисдикции, где этот процесс продолжается на стадии кассации.

РПАЦ не признает, что мощи передавались ей: в 1988 году их приняла на постоянное хранение группа верующих. Значит "похитить" мощи РПАЦ не могла, так как никогда не вступала во владение ими – святыня по-прежнему, как и в 1988 году, находится на постоянном хранении у верующих как у физических лиц. Никто не запрещает приходить верующим в Синодальный дом к ракам мощей, и ни у кого нет намерения вывезти мощи святых за границу. Как считает нынешний первоиерарх РПАЦ митрополит Феодор, такое намерение было бы не только незаконным, но и преступным по своей церковной и человеческой сути.

...Главная задача РПАЦ, какой ее видят верующие, – молиться Богу и спасать бессмертные души верующих в него. РПАЦ считает себя аполитичной, законопослушной церковью. Деятельность РПАЦ, как зарегистрированной религиозной организации, постоянно проверяет Минюст РФ, она бережно хранит обряды, язык и традиции Православия.

РПАЦ считает, что с гражданской и правовой точек зрения кощунственное неуважительное отношение к чувствам верующих недопустимо. Законы нашей страны рассматривают оскорбление чувств верующих как преступление - оно разрушает общественный мир, сеет рознь, зло, настраивая одних людей против других, мешает построению гражданского общества. Особенно больно, когда к этому призывают одни православные в отношении православных другой юрисдикции.

Сегодня центром церковной жизни РПАЦ в Суздале является Иверский Синодальный храм, который открыт практически весь день для свободного посещения верующими и не только. Располагается он по адресу: ул. Теремки, 2. На ул. Советской в Суздале действует построенный владыкой Валентином храм Новомучеников, в крипте которого митрополит и был погребен после смерти. Издается журнал "Суздальские епархиальные ведомости".

Священнослужители РПАЦ всегда готовы ответить на вопросы об учении и истории церкви, помочь, насколько это возможно, человеку в житейских нуждах, призывая людей к взаимопониманию, уважению и любви к ближнему.

"СУЗДАЛЬСКАЯ НОВЬ", 25 июня 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования