Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": Староверы с дрекольем и ворота в рай. Российские кинематографисты сняли фильм для реабилитации олимпийского строительства в Сочи


Всякое крупное историческое событие нуждается в эстетическом осмыслении. Не стали исключением и зимние Олимпийские игры в Сочи. Даже не столько сами игры, сколько вызывавший самые негативные реакции, от анекдотов до мрачных пророчеств, процесс подготовки к ним. Отечественные кинематографисты тоже не остались в стороне — и сняли фильм о том, что происходило в городе, как на ситуацию реагировало местное население, и как нам теперь все это следует понимать. Тем более, что сами Игры прошли с большим успехом. А у нас в последнее время не так много событий, про которые мы могли бы рассказать, что вот мы мучились и претерпевали, преодолевали трудности — зато теперь…

Для тех, кто не смотрел на Первом "Море. Горы. Керамзит" (автор сценария Маргарита Симоньян, режиссер Тигран Кеосаян), в двух словах сообщаю: в центре повествования — изменившаяся судьба владельца хинкальной Абика (Сергей Газаров), его жены Офелии ("небесная ласточка" Ия Нинидзе) и сына Армена (Армен Арушанян), который давно влюблен в девушку-старообрядку Серафиму (Дана Абызова) и пошел работать на олимпийскую стройку. На стройке у Армена есть отсидевший за убийство агрессивный приятель Вован (Артем Быстров), склонный к терроризму, и тетя Элита (Лаура Кеосаян), влюбленная в местного бабника по имени Сержик (Демис Карибидис). В эту тихую жизнь врываются ветры Истории – грядущая Олимпиада меняет все. Из Москвы прилетает большой начальник Ростислав Ростиславович (Александр Жулин); бывший пляжный Чебурашка (Андрей Кайков) переодевается в костюм и превращается в руководителя пресслужбы; местное население терпит убытки, поскольку туристов поубавилось; глава поселковой администрации (Юрий Стоянов) вымогает взятки. К тому же, всех надо переселять, в том числе староверов, чья деревня стоит на исключительно пригодном для стройки месте. Одним словом, в чистом виде эпос, когда судьба человека описывается в тесной связи с судьбой всего народа и государства.

Хочу сказать, что после Олимпиады мы как-то забыли и об экологии, и о коррупции — общественное внимание на другое отвлеклось, мы больше про это не разговариваем. А пропагандистская машина не забыла, у нее крутились колесики, она года полтора уже как готовила про запас сагу о подготовке к Олимпиаде. Целью этого крупномасштабного полотна является, в частности, изменение общественного мнения. Реабилитация строительства, которое в процессе ничего, кроме негатива, не вызывало. Если кто еще не понял, что все происходившее было абсолютно правильно и мы шли путем единственно верным, тот должен понять это сейчас.

Сыграли для этого на довольно чувствительной струне – "национальном вопросе". Потому что социальный идеал представлен, во-первых, в виде дружбы народов, в которой мы, похоже, сомневаемся. Но, по правде говоря, пока я смотрела, как общаются армяне, русские, украинцы и один черкес, как они ходят через границу пешком в Абхазию, – поскольку я родилась в СССР, у меня случился приступ ностальгии. Не столько по дружбе народов как таковой, сколько по той иллюзии, которая в советские годы старательно насаждалась и от этого становилась почти реальностью – иллюзии, что возможно некое единство вопреки разнице национальностей и культур, основанное на принципе "лишь бы человек был хороший". Эту иллюзию теперь не восстановить никак.

Во-вторых, в сериале, конечно, дана совершенно четкая социально-политическая картина современной российской действительности, чтобы мы четко знали, где у нас добро, где зло. Скажем, если вы раньше думали, что источником бед для Сочи и сочинцев является верховная российская власть, которая всем руководила, то вы сильно ошибались. Прилетевший из Москвы Ростислав Ростиславович только поначалу, пока не разобрался, принимает неверные решения, а потом от него начинает исходить только добро: он распоряжается построить староверам церковь и арестовать злостного коррупционера, который третировал местное население, угрожая отобрать хинкальную, а теперь упирается ножками и жалобно кричит: "За что?! За что?!". "Я вас ненавижу", — сурово, с ленинской прямотой, говорит ему Ростислав Ростиславович и рассказывает душераздирающую историю (для зрительниц), за что. Сам-то он так богат, что ему нет нужды воровать. Таким образом, нам недвусмысленно дали понять, что главным вселенским злом на территории Российской Федерации является мелкий местный взяточник, глава районной администрации, а из Москвы на регионы изливается только добро и свет. Например, приезжает ревизор и одобряет итоги строительства.

Раскрыта и тема протестов сочинского населения против сносов и переселений. На фоне принятых в последнее время законов и процессов по делу о беспорядках на Болотной видеть на Первом канале, как люди хватают, что под руку попалось, и бегут разгонять рубщиков бамбуковой рощи, — не то что странно, а удивительно. Это такая теперь художественная смелость? Ведь староверы с дрекольем добились соблюдения своих прав. Это указание, что за права надо бороться, или напротив – что такое можно, но не всем? Ведь, с другой стороны, Абик, который сначала спасал свою хинкальную через влиятельных родственников, а потом напился и решил все сжечь, тоже чего-то добился, потому что государство все видит.

Завершается сериал, естественно, хэппи-эндом. Особенно производит впечатление сцена, где староверы входят в свою новую деревню, как в рай, распахнув ворота (хоть убейте, почему-то было похоже на рай для саблезубой белки из "Ледникового периода"). Армен женился на Серафиме, батюшка Серафиму простил, а террорист Вован так сильно получил по голове, что все забыл и стал старообрядцем. Особенно повезло Элите. Я была уверена, что авторы поступят с ней по старинному обычаю отечественного кино, когда, какой бы хороший ни был жених-иностранец, девушку все равно заставляли сделать выбор в пользу нашего, как бы он ни был плох (вспомните хоть "Зимнюю вишню"). Тут ее пожалели и выдали-таки замуж за французского архитектора. И правильно – Франция же не отказалась продавать нам "Мистрали". А мы ей за это – нашу Элиту.

В общем, все будет хорошо, нас ждет светлое будущее.

И — мужайтесь, товарищи, – у нас еще Чемпионат мира по футболу впереди.

Татьяна Шоломова,

"РОСБАЛТ", 21 июня 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования