Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ": В пользу бедных


 

Bсякая ли помощь бедным заслуживает именоваться филантропией? Как ни странно, пожалуй, нет. Когда жадная римская чернь требует себе пресловутых "хлеба и зрелищ", а магнаты по прихоти кидают ей подачки; когда полис распределяет среди своих нищих граждан жетоны на бесплатное посещение театра или бани, почему-то не хочется называть это филантропией. Дело в том, что благотворительность можно считать сложившимся институтом лишь тогда, когда "милость к падшим" становится религиозным долгом, то есть с победой христианства.

Одной из привлекательных сторон молодой религии, благодаря которой ей удалось победить в борьбе с другими восточными культами позднеримской эпохи, было то, что она изначально уделяла серьезное внимание благотворительным учреждениям. Как только у христиан появились средства, они начали тратить их на богоугодные дела. Василий Великий (IV в.) в год тяжкого голода побудил богатых поделиться припасами с беднотой. Иоанн Златоуст, став священником в своей родной Антиохии, взял на себя попечение о тысячах вдов, сирот, стариков, калек, странников и узников. По переезде в столицу уже в сане архиепископа Иоанн обнаружил, что в Константинополе нуждаются в призрении около пятидесяти тысяч мужчин и женщин, и с невиданным размахом организовал социальную помощь нуждающимся. Но чтобы получить ее, бедняк должен был перестать требовать "хлеба и зрелищ" – и начать просить милостыню.

Христианская концепция милостыни состояла в том, что богатый дает не ради бедняка, а ради Бога, который, пожелай Он, с легкостью и Сам мог бы накормить всех голодных, но уступает богатым счастливую возможность сделать это за Него. Недаром христианская молитва именует Бога "филантропом", то есть "человеколюбцем", и лишь метафорически это наименование переносится на императора или иерарха. Филантропия становилась религиозным оправданием имущественного неравенства. Христианские властители считали своим долгом возводить больницы, приюты и бесплатные столовые; бедняки, приезжавшие в Константинополь по судебным делам, могли остановиться в даровой гостинице. В Византии "орфанотроф", то есть "сиротопитатель", был важным государственным чиновником, а "архиатрос", то есть "главный врач", имел право прямого доклада императору. Больница Святого Самсона, построенная в столице в VI в., располагалась прямо возле храма Святой Софии, а величественные развалины больницы Пантократора, возведенной в конце ХI столетия, до сих пор можно видеть в Стамбуле возле мечети Зейрек-джами. Благотворительность ценилась в царях наравне с военными победами. Так, в славословии императору Роману Первому сказано, что тот "внес квартирную плату за всех горожан, раздавал заключенным по три монеты, построил странноприимный дом и соорудил приюты, учредил помещения для выдачи провианта". Со светскими властями соперничали церковные. Так, патриарх Александрии Иоанн Милостивый организовал в начале VII в. помощь для семи тысяч нуждающихся. Благотворительностью активно занимались также монастыри и частные лица. Среди византийских богачей было принято завещать свои богатства на раздачу беднякам.

Если в Византии система государственной филантропии образовалась уже к IV в., то западное Средневековье стало усваивать идеи благотворительности много позже, начиная с XII века. Вплоть до этого времени тамошнее общество в целом было гораздо беднее византийского. Но именно на Западе, уже в Новое время, возникла концепция "социального обеспечения", которая, генетически восходя к монаршей благотворительности, строится, однако, уже не на религиозных, а на совершенно светских, рационалистических основаниях. Современная же индивидуальная филантропия, лишившись христианской подпорки, неизбежно приобрела оттенок социального высокомерия. Как остроумно заметил Оскар Уайльд, "отличительная черта филантропа состоит в утрате всякого человеческого чувства".

Сергей Иванов

26 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования