Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": О паломниках и о материалистах. На Муромской дорожке стояли три сосны


Дело происходит на Преображение Господне, "шестого августа по-старому", как помним мы из Пастернака, в Муромском мужском монастыре - Спасо-Преображенском. В день этот, как говорят в народе, "плоды кропят". Окропляют святой водой и сам народ - такова традиция. Кстати, народное объяснение обряда довольно причудливо и восходит к соблазнению Евой Адама при помощи яблока. Мол, потому Христос и постановил святить этот плод. Чтобы, так сказать, неповадно было. Однако "кропят" и прочие овощи, и семена, и даже головки уже созревшего в августе подсолнуха.

В день этот, как говорят в народе, 'плоды кропят'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В храме с утра - не протолкнуться. Толпы бедно одетых прихожан, преимущественно немолодых женщин. Стайка девочек-послушниц, которых привезла строгая монахиня из соседнего женского монастыря: она - в очках и черной рясе, они - в рясах цвета морской волны. На ней - черный плат, на головах девочек праздничные белые платки. Мужчины редки, выглядят причудливо, один - с лукошком у локтя, в пиджаке, в зеленом с искрой галстуке и кроссовках. Яблочный дух мешается с запахом ладана. Народ говорит о своих плодах: "пусть обкадятся". Трогательное зрелище: бедные женщины в платках не черных, но в разводах, праздничных, с корзинками яблок, внимающие проповеди настоятеля монастыря отца Кирилла и все пытающиеся тихой сапой подобраться ближе к алтарю.

Перед монастырскими воротами кишат нищие. И требуют свое весьма бесцеремонно. Но люд выглядит бедно, подает медяки, из-за моей десятки двое убогих инвалидов, мужчина и весьма спитого вида дама, тут же и подрались. Праздник проходит с участием мэра, приехавшего на "Волге" с тонированными стеклами и тоже в зеленом галстуке. Многие прихожанки отряхивают подолы черных юбок от церковной пыли: эти молились коленопреклоненно.

Начался крестный ход. У часовенки игумен совершает поминальный молебен. В часовне выставлены человеческие кости и черепа. Эти останки откопаны монахами из битого кирпича и глины позади собора - там в 18-м году чекисты расстреляли всех до единого насельников и весь клир.

Но вот хоругви уже опять на крыльце. Градоначальник выступает перед паствой вслед за настоятелем с мирской речью. Суть в том, что надо бы помогать обители, как будто ему кто-то мешает помочь: разве что козни дьявола. Кроме мэра были еще и городские чиновники. Но те молчали. Был также полковник - командующий здешним гарнизоном: военные всегда монастырю кстати (я знаю случай, когда в одной подмосковной обители на колокольню поднимали колокол через лебедку на тросе, привязанном к бэтээру). Но полковник тоже промолчал...

Три других монастыря Мурома, хоть там и не было мэра, тоже не пустовали. В каждом из монастырей своя изюминка, приманка: мощи святых, чудотворная икона, святой источник. Без этого монастырям придется туго: пожертвования как прихожан, так и паломников - основа бюджета. Так что праздник Преображения - день монастырской жатвы не только в сугубо духовном смысле.

В честь преподобого Ильи Муромского, Киево-Печерского чудотворца, при въезде в город со стороны Арзамаса стоит броневик времен Гражданской войны, на котором и начертано имя святого. Помимо этого в городе, вообще отмеченном монументальной пропагандой советских времен, стоят по крайней мере два богатыря, но в обличье скорее милитаристском, никак не напоминающем о святости героя - с мечом, но не с крестом.

Мощи князя Петра и княгини Февронии, героев самого трогательного из русских житийных повествований, своего рода прославления брачных уз и супружеской верности, находятся в Свято-Троицком женском монастыре. Сюда один за другим приезжают дальние автобусы - со свечечкой за лобовым стеклом, с образочком. В автобусах - дамы в темных до глаз платках, с потупленными очами, с бледностью лиц, обусловленной соблюдением строгого поста. История запутанная: дьявол, враг человечества и противник морали, организовал козни так, что сопредельный с Петром князь Павел в образе летающего змея и дыша похотью, повадился в опочивальню княгини Февронии. Дальше идет в ход и меч-кладенец, и неуступчивость княгини, и мститель князь Петр, обрызгавшийся змеиной кровью, - короче, Дарья Донцова отдыхает....

При обилии былых праведников нынешние обитатели города не производят впечатления богомольцев. Никто мне не мог сказать, как пройти в тот монастырь, а как в этот. Не знали дороги и милиционеры, и торговцы, и таксисты, и даже редкие здесь стиляги в кожаных штанах с крестами поверх ярких рубах. И это при том, что городок небольшой, а монастыри не на окраинах, в центре.

Жители Мурома скорее повернулись к материализму. Вот плакат, изображающий этакого румяного Швейка, с подписью: "Сытый солдат - щит родины". Вещевой рынок бурлит. То же можно сказать и о рынке снеди: полная чаша. Правда, многочисленные рестораны пустоваты. Лишь в центральном трактире "Сирин" на улице Московской несколько обедающих пар.

Несколько оживили пейзаж два братка за столиком кафе-мороженое "У башни" - все в наколках, с умными лицами много посидевших на нарах молодых людей. С ними были и две подруги: модели да и только, если бы в речи у них было меньше обсценной лексики. Есть магазин "Антиквар" , и не взять в толк, кто в городе Муроме может заплатить четыре тысячи баксов за горку из ореха с березовыми вставками. В эти дни проходила выставка обоих Рерихов, реклама звучала трогательно: подлинники.

Вот только одна тема из областной газеты "Призыв": купание. Оказывается, прозрачнее, чем в реке Оке, вода в карьере Улыбышево, но "на дне утопленники с ногами в бетоне". В муромской газете "Все дела" предлагают "валенки с калошами на реб. 3-5 лет за 100 руб.", "сапоги резиновые 41 руб.". А также купить "помещение по ул. Коммунистическая рядом с кож. вен. диспансером под офис"... И веет тихой жутью, провинциальной нищетой и отсутствием воображения.

Николай Климонтович

26 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования