Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РАДОНЕЖ": Парадокс национализма. Для христианина нация - русская или украинская - не может быть “понад усе”. Выше всего может быть только Бог, считает Сергей Худиев


На днях на известном ресурсе “Спутник и Погром” появился текст “Задачи русской интеллигенции”, разошедшийся по сети множеством ссылок. Текст представляет собой определенное программное заявление, тем и интересен. Программа эта националистическая; в наше время слово “национализм” (как и еще более многострадальное слово “либерализм”) может использоваться в разных значениях, и стоит оговорить, что в этой статье под “национализмом” понимается позиция, выраженная в тексте про задачи.

Парадокс такого национализма - в том, что люди, клянущиеся в любви и верности своей нации, становятся для нее источником лютых бед, как мы и видим на Украине. Украинская трагедия явилось результатом ряда факторов. Конечно, в событиях приняли живое участие, скажем так, наивные про-западники, которые сейчас горько удивляются, почему надежды на щедрую экономическую помощь Запада не оправдались. Но сами по себе они бы не причинили много вреда - ударной силой революции, как и причиной напряжения между востоком и западом страны, явились именно националисты. Люди, которые скандировали “Украина понад усе”, (Украина превыше всего), “Слава нации - смерть ворогам!” и тому подобное, и вообще всячески клявшиеся в верности нации. Именно они и явились, главным образом, и продолжают являться, источником нынешних бедствий. То, что бросается в глаза в национализме - это несомненная угроза, которую он представляет для тех самых интересов нации, которыми он клянется.

Почему так происходит? Текст, размещенный на сайте “Спутника и погрома” помогает это понять. Национализм, в данном случае, русский, но это не меняет ровным счетом ничего.

Текст помогает увидеть три проблемы с национализмом - во-первых, нация ставится “понад усе”, над законом, над моралью и над религией. Во-вторых, вопрос о том, кто полномочен определять “интересы нации” и говорить от ее имени, оказывается предан многозначительному умолчанию - предполагается, что это как-то итак всем ясно. В-третьих, национализм приобретает именно исключающий, разрушительный для национальной солидарности характер.

В реальности даже искренне благонамеренные люди, ищущие общего блага, могут сильно расходиться во мнениях о том, что сообразно национальным интересам, и как надо этого общего блага достигать.

Провозглашение “интересов русского народа” как чего-то уже четко определенного означает только то, что некие люди уже объявили, что определять эти интересы будут они. Примерно как с “Правым Сектором” на Украине - не слишком дисциплинированная группа энергичных личностей, которая объясняет всем остальным, в чем состоит их национальная идентичность, национальные интересы, и каковы по этому поводу их обязанности. А кто не скачет, тот нерусь. Или, в случае, с “правым сектором”, москаль.

Но в чем, согласно тексту “Спутника” состоят эти интересы? И тут начинается самое интересное.

Интуитивно можно было бы предположить, что в интересах народа (любого) иметь государство, функционирующее по закону. Армию, которая исполняет приказы командования, полицию, которая действует согласно должностным инструкциям, суды,  которые проводят судебные процессы в точном согласии с законами. Если человек, относящий себя к националистам, выступает на стороне государства и закона - например, добиваясь от властей расследования преступлений и наказания виновных - в этот момент он защищает интересы народа (и своего, и честных людей вообще) и поступает хорошо и правильно.

Но национализм “спутника и погрома” - о другом. Например, “Если русский народ поднимает вооруженное восстание, мы должны донести мотивы восставших до всего мира, сломить и разложить боевой дух правительственных частей (причем неважно какого правительства), обеспечив скорейшую победу восставших русских... Нам неважно, против кого поднимаются русские — против нерусских, против своего правительства, против чужого правительства, идет ли речь о боестолкновениях с применением бронетехники или же одиночном пикете против строительства мечети — мы всегда, везде и без малейших колебаний должны поддерживать русскую нацию в ее борьбе”

Это именно антигосударственный национализм, национализм смуты, направленный не на укрепление государственности, законности, и порядка, но именно на их ниспровержение. В Киеве мы видели ровно это - национально-сознательная интеллигенция силами, в большой степени, национально-сознательных селян, поднялась против своего правительства - и видим результаты этого для интересов украинского народа, от имени которого все это и затевалось.

Разговоры про “русскую нацию”, которая “поднимается” немедленно упираются в тот же вопрос - кто берется говорить от имени нации? Если мы имеем мятеж и бунт, в котором одна группа русских выступает против другой,  на каком основании мы должны объявить “нацией” именно силы мятежа, а не силы порядка? В Киеве национальная сознательность проявлялась в том, что одни украинцы увечили и убивали других, очевидно, от большой любви к своему народу - и нам предлагают то же самое?

Когда на обеих сторонах столкновения - русские люди, все что мы имеем в сухом остатке - это “русская интеллигенция обязана поддерживать мятеж и смуту”. В “интересах русского народа”. В чьих-чьих интересах? Довольно очевидно, что это - не интересы русского народа. Точно также, как “национальная революция” на Украине послужила продвижению интересов кого угодно - части местных олигархов, НАТО, МВФ, но уж кто точно остался в тяжелом проигрыше - так это украинцы.

Причиной напряженности - и возможного распада - Украины явилось то, что многие люди в юго-восточных областях находят для себя чужим западноукраинский националистический проект. Игнорирование того факта, что Украина после распада СССР была фактически двуязычным и двунациональным государством,  сыграло немалую - если не основную - роль в текущем кризисе.

“Спутник и погром” предлагает нам мощно наступить на те же грабли - игнорировать и презирать нерусских граждан нашей страны, уничижительно названных “тожероссиянами”, фактически вывести их из-под защиты и морали, и закона - в любом конфликте выступая против них, независимо от того, кто в данном случае прав и кто виноват.

Термин “многонациональная страна” был - и является - предметом злоупотреблений, и те, кто его используют, часто выступают не в защиту законных интересов других национальностей, а именно против русских. Но такая несчастная судьба термина не отменяет того факта, что Россия исторически включает в себя земли, где значительная часть населения принадлежит к другим национальностям. Объявлять своим лозунгом слова Розанова “Кроме русских, единственно и исключительно русских, мне вообще никто не нужен, не мил и не интересен”, значит производить в национальных республиках ровно то, что украинские националисты с несомненным успехом произвели на Юго-Восточной Украине  - желание отделиться от столицы.

Неясно, как дело обернется на Украине. Может оказаться, что мечта националистов - “Одна мова! Одна нация! Одна батькивщина! Це Украина!” - сбудется совершенно буквально. Вот только в совершенно других границах. Россия, которой не нужны нерусские, тоже возможна - той же ценой. В сильно других границах, и через период хаоса, который унесет еще непонятно сколько крови.

Но национализм означает не только раскол страны по этническому принципу, но и раскол внутриэтничеcкий. Еще раз обратим внимание, что “русскому интеллигенту” противопоставляются не только этнические нерусские, но и, во-первых, государство российское, бунты против которого предлагается поддерживать, и во-вторых, политически несогласные - люди, сколько угодно русские по языку, происхождению и культуре, но зачисленные в “нерусь” по чисто политическим причинам.

Что мы имеем в сухом остатке? Призывы к поощрению мятежа против властей своей страны, к пренебрежению законностью ради племенной солидарности, выдавливание из русской орбиты территорий со значительным нерусским населением - как это все соотносится с “национальными интересами русского народа”?

Не будем впадать в конспирологию - скорее всего автор текста не подкуплен врагами русского народа, и сам не является сознательным врагом - но предлагаемая им программа является крайне враждебной. Как мы видим на Украине, иногда вполне искренние недомыслие и безответственность работают ничуть не хуже, чем тщательно продуманные агентурные провокации. Так или иначе, люди, желающие добра русскому народу и пекущиеся о его интересах, могут эту программу только отвергнуть.

Но для православного христианина тут возникает еще один, и самый важный аспект - духовный. Для христианина нация (какая бы то ни было) не может быть “понад усе”. Выше всего может быть только Бог. Национализм объявляет нацию (русскую, украинскую, немецкую, хорватскую, какую угодно еще) не просто ценностью, а высшей ценностью. Как сказано в тексте, “Вся слава земная и слава небесная должны идти лишь после продвижения интересов нашего народа”

Для христианина немыслимо поставить что-либо над славой небесной - и уже тем более, требования тех или иных политических активистов, объявляющих себя глашатаями интересов народа.

Такой национализм является проявлением того же греха, что и идолослужение - нарушением иерархии ценностей. Хорошо и правильно с уважением относиться к правителю; нельзя его обожествлять. Разумно быть трудолюбивым и бережливым; безумно превращать свою жизнь в погоню за деньгами. Любые вещи хороши на своем месте - и это место ни в коем случае не должно быть первым. На первом месте может быть только Источник всякого смысла и всякой ценности, Бог.

Национальная культура и национальная идентичность - это ценность, это что-то, что следует беречь и сохранять. Но национальность не является главной ценностью. Если Вы любите что-то больше чем Бога, если Вы повинуетесь чему-то больше, чем заповедям Божиим, Вы это разрушите. Печальный пример Украины у всех перед глазами.

Сергей Худиев,

"РАДОНЕЖ", 28 апреля 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования