Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ": Батюшка в эфире.
Почему на телевидении так много программ на религиозную тематику? Кто за ними стоит? Кто приглашает на ТВ священников? Кто за все это платит?


Табу на религиозные телепередачи испарилось с началом перестройки. На центральном Первом канале в 1990 году появилась межконфессиональная передача "Ныне", в которой православная, иудейская, протестантская и буддийская рубрики были представлены в соответствии с их значимостью в России. Кандидат богословия, референт Патриарха Николай Державин возглавил тогда православный сегмент передачи. Чем дальше, тем больше на центральных каналах появлялось православие. 1997 год – пик присутствия религии на экране: тогда у каждого канала был свой религиозно-культурный проект.

Ведущими передач становились не только священники, но и богословы, выпускники семинарий, а также просто светские журналисты. Были среди них персонажи довольно неожиданные. Особенно хороши в качестве православных ведущих были два Ивана: Охлобыстин и Демидов. Оба в разное время вели программу "Канон" на "ТВ-6". С Охлобыстиным получилось молодежное ток-шоу со всеми его атрибутами, гостями в студии и зрителями, но религиозного содержания. Начинал он вести передачу в джинсах, закончил – в подряснике: стал служить алтарником. Другое дело – Демидов. Видеть экс-ведущего "Музобоза", пусть в костюме, но беседующим в храме с отцом Владимиром (Вигилянским) о венчании, крещении, тайне исповеди было, мягко говоря, странно. Идея передачи – "Все, что вы хотели просить у священника, но боялись" – себя не оправдала: каверзные темы быстро иссякли, и в эфир программа вышла всего пятнадцать раз. Да и Демидов был сомнительным православным ведущим: зевал в кадре, отворачивался, перебивал священника, задавал один вопрос по десять минут.

Тогдашним детям наверняка запомнился отец Артемий (Владимиров), который в один прекрасный день 1996 года появился на экране вместо Хрюши и Степашки в качестве ведущего передачи "Спокойно ночи, малыши!". На ночь детям он рассказывал про добрые поступки Маши и Володи, Пети и Даши, а также про житие какого-нибудь святого. Выходили православные "Спокойной ночи" вперемежку с "ночами" обыкновенными и успеха не имели. Рейтинги падали, дети хотели видеть перед сном привычных зверей и мультфильм, а родители на телевидение писали жалостливые письма. Духовно полезную, но экономически невыгодную передачу через год закрыли.

Сейчас раннее субботнее утро – самое православное время на телевидении. Митрополит Кирилл в своей авторской передаче "Слово пастыря" рассказывает о проблемах духовной жизни, о православных традициях, истории религии, о событиях в жизни как церковной, так и мирской.

– Цель религиозных передач – ознакомить людей с азами православия, – говорит Максим Клименко, редактор студии "Неофит" при Свято-Даниловском монастыре, главного на сегодняшний день производителя религиозных передач для российского телевидения – "Православной энциклопедии" на ТВЦ и "Библейского сюжета" на "Культуре".

"Православная энциклопедия" с Николаем Державиным в эфире уже два года. Это телевизионный альманах – своеобразное видеоприложение к двадцатитомной православной энциклопедии. Передача состоит из нескольких рубрик, самая замечательная – "Кухня батюшки Гермогена". Отец Гермоген выдает рецепты куличей, салатов, постной шарлотки и других блюд монастырской кухни, одновременно рассказывая о постах, трапезе, культуре еды и о празднике, к которому то или иное блюдо готовится. Получается такой православный "Смак".

На канале "Культура" выходит "Библейский сюжет" – передача о том, как Библия повлияла на мировую культуру. Она может быть посвящена, например, картине "Тайная вечеря" или религиозной тематике в творчестве Достоевского. Ведет программу Дмитрий Менделеев, в прошлом ведущий попсовой "Темы", а чуть позже – православного "Канона".

– Требования к языку религиозной передачи просты: хороший, понятный русский язык, – объясняет Клименко. – Православные программы ориентированы на широкую аудиторию, а не только на глубоко верующих людей, регулярно посещающих церковь. Создатели это учитывают и избегают языка религиозных текстов и специальных терминов.

Требования к ведущему тоже незамысловаты: к нему должны хорошо относиться в Патриархии. А требованиям жесткой церковной цензуры угодит не каждый. К тому же существует свод "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", в котором четко изложен взгляд церкви на армию, семью, инославие и т. д.. Поэтому если священник в эфире что-то неправильное ляпнул, то церковь от его слов этой брошюрой может откреститься: мол, оговорился он, а у нас тут все написано. На любое публичное выступление священнику нужно заручиться благословением настоятеля, а в некоторых случаях – и епископа. Церковная дисциплина в этом смысле сродни армейской: слова священника – не только его позиция, но и позиция церкви.

А священников сейчас любят звать на различные шоу, особенно зазывают отца Иоанна (Охлобыстина): его объемная биография может украсить любую передачу.

– Теперь я на все получаю разрешение: на участие в передачах, на интервью, – рассказывает отец Иоанн. – У Патриарха бумаги подписываю. Мне вот факсы шлют, на все эти ток-шоу зовут: "Принцип домино", "Большая стирка". А я за разрешением хожу. Всякий раз. Даже чтоб написать сценарий, прошу разрешения.

И все же напрашивается один главный вопрос: зачем церкви такое уж слишком массовое СМИ, как телевидение?

– Священник на экране – это нормально, это хорошо, – говорит Максим Клименко. – Ведь призвание священника – миссионерство. Цель церкви – доступная проповедь, и не важно, какими способами – будь то телевидение, Интернет, радио. Для нас это не зло, а лишь средство для проповеди. Финансирование православных передач происходит через дружественные церкви структуры. Это пожертвования. Непосредственно Патриархия и государство денег на передачи не дают.

Русская Православная Церковь между тем, как сообщили нам в пресс-службе Патриархии, уже давно мечтает о создании собственного канала. Вопрос, конечно, в деньгах.

Денис ЛОБКОВ

25-31 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования