Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Стереть пыль с икон. Андрей Десницкий о том, почему празднующих православных в России в разы больше постящихся


Согласно опросу Левада-центра, полностью соблюдали этот Великий пост 2–3% наших сограждан (величина, не превышающая статистической погрешности). Еще 10% постились последнюю неделю, а около 15% ограничили себя на это время, но до полных требований устава не дотянули. Более 70% опрошенных режим питания во время поста не меняли.

Еще одна важная деталь: за последние 15 лет — на фоне всех разговоров о «духовном возрождении», «втором Крещении Руси», репортажей об открытии храмов и прочего — это соотношение существенно не менялось. При том что требования постного устава на каждый день напоминают нам теперь и в интернете, и чуть ли не во всех СМИ.

Сразу стоит отметить, что соцопрос не опись продуктов из холодильника, а личная самооценка. Православные могут спорить до хрипоты, можно ли в пост есть «черепокожих» креветок или, скажем, лобстеров, и вообще почему это лобстер оказался постнее кефира, и не вернее ли будет отказаться от любых дорогих и вкусных блюд, нежели дотошно выискивать скоромные компоненты в простецких закусках. Но тут меру своего поста каждый определял для себя сам, так что опрос говорит не о содержимом желудков, а об устроении умов: какая доля населения считает для себя эти требования обязательными, какая к ним отчасти прислушивается, а какая полностью игнорирует.

Зато Пасху, разумеется, празднует подавляющее большинство — каждый на свой лад. Правда, полицейская статистика из года в год сообщает, что в храмах в пасхальную ночь бывают те же считаные проценты от общего населения. Зато городские власти в пасхальные дни организуют дополнительные рейсы городского транспорта на кладбища — вопреки неустанным напоминаниям, что в эти дни празднуется воскресение Христа, а для поминовения умерших в церковном календаре есть другие даты.

Тут можно долго и подробно рассуждать о том, что люди по природе своей упрямы, что они куда больше любят праздновать, чем поститься, и все это будет правильно и убедительно. Можно даже добавить, что за 70 лет советской власти русский народ обо всем забыл, но теперь этот аргумент уже совершенно не работает. Если кто и не вспомнил, то лишь потому, что не захотел.

Можно рассуждать и о том, что формы православного благочестия сложились в средневековой Византии и потому бывают непонятны современному человеку, и даже поспорить о том, надо ли подражать католикам, «осовременившим» свою религиозную жизнь в революционные 1960-е. Что касается того же поста, они резко смягчили гастрономические требования к верующим, почти отказались от них, чтобы сосредоточиться на духовных практиках и делах милосердия.

Но это все предмет для отдельного разговора, а сейчас отметим:

православие в жизни большинства наших соотечественников занимает почетное и высокое место, как икона в углу комнаты, как Библия на самой верхней полке книжного шкафа. Но перед этой иконой редко молятся, эта Библия покрылась толстым слоем пыли.

Для повседневной жизни есть другие ориентиры: чтобы всерьез отказаться от котлет, надо понимать зачем. На посту бдителен только тот часовой, который понимает ценность охраняемого.

В канун Пасхи к нации обратился ее лидер, рассказал об особенностях русского человека. Для него, в отличие от человека западного, всегда есть нечто высшее, более значительное, чем материальные блага, для него «на миру и смерть красна», он готов пожертвовать собой ради этих высших целей. Благородная, древняя духовность… Dulce et decorum est pro patria mori — это еще Гораций сказал («сладка и прекрасна смерть за Отчизну»). До Христа и помимо Христа говорились подобные слова во множестве самых разных наций, империй, культур.

Наш лидер, по сути, повторил высказывания, постоянно звучавшие из уст наиболее заметных церковных представителей, в несколько смягченном виде, потому что там еще много говорилось о каре для грешников, а однажды даже прозвучало, что ради высших ценностей можно жертвовать не только своей, но и чужой жизнью.

И при этом практически ничего не говорится о Христе. Оно и хорошо: значит, Евангелие не будет использоваться как база для новой идеологии Высших Нематериальных Ценностей. Да и в самом деле, если ради него даже от котлет отказываются считаные проценты, кто пожертвует жизнью? Кто умрет за Отчизну?

Ведь для христианина Христос умер и воскрес не за родину, партию, нацию или что-нибудь подобное, а ради спасения каждого человека.

Правда, многие тогда в Иудее считали, что «лучше одному человеку умереть за народ», — собственно, потому Его и отправили на крест. Он не устраивал ни высокодуховных фарисеев, ни пламенных патриотов, ни стабильнолюбивую партию царя Ирода, и даже просвещенным римским оккупантам ни к чему была вся эта странная возня вокруг бродячего проповедника. В результате очень разные люди ради защиты своих духовных и политических ценностей и повели Его на Голгофу. Но историю нашего мира в конечном итоге изменил именно Он, а не все эти прекрасные и благонамеренные люди.

В советское время был такой анекдот: идет по коридору ЦК КПСС Л.И. Брежнев, а навстречу ему другие члены политбюро. И вот они его приветствуют: «Христос воскресе, дорогой Леонид Ильич!» А он отвечает: «Знаю, уже докладывали». Но знать и принимать не одно и то же, а тем более — знать и жить изо дня в день реальностью воскресения.

Но если попробовать ею жить, отсюда многое вытекает — в частности, уважение к любой человеческой личности и ее жизни, стремление облегчить ее страдания ставятся выше общественных побед. Этого не знала героическая языческая античность: те самые 300 спартанцев, остановившие персидские полчища при Фермопилах, избавлялись от слабых и больных новорожденных, бросая их со скалы. Это была достаточно распространенная в древнем мире практика контроля рождаемости, и с древней Спартой нашу страну роднит не только слава воинских подвигов, но и высокий уровень абортов на душу населения.

Среди благородных мужей и великих полководцев античности принято было бросаться на собственный меч, когда жизнь утрачивала внятную цель и высший смысл. И когда адмирал Апанасенко, не получив доступа к обезболивающим на последней стадии рака, застрелился из наградного пистолета, услышали именно его выстрел, а вовсе не многолетние призывы врачей, наблюдавших за страданиями больных.

Теперь правила смягчаются — но что делать тем страждущим, кто не может совершить благородного публичного самоубийства в духе древних римлян? Как им добиться понимания и сострадания в стране, где православным себя называет большинство населения? Статистическое большинство вдруг оборачивается множеством случайных и бездеятельных статистов на исторической сцене.

Это не значит, что где-то там, в Европе или США, явлен образец христианской жизни, к которому нам надлежит присоединиться, — там хватает своих проблем. Христианство вообще на редкость непрактичная и неудобная идея, полностью следовать ей в общенациональном масштабе ни у кого не получается. И уж совсем точно это не означает, что надо срочно создавать какие-то новые, истинно христианские конфессии и юрисдикции или массово переходить в уже существующие, их ведь и без нас создали немало — все свои проблемы человек в таких случаях обычно уносит с собой.

Но в стране, которая называет себя православной, среди пышных юбилеев и громогласной риторики, среди возрожденных храмов и защищенных святынь ощущается острая нехватка подлинно христианских смыслов для всего этого.

Причем именно с Евангелием и предстоит в первую очередь знакомиться — а не с перечнем постных блюд. И очень хорошо, что нам, похоже, будет оставлена полная свобода делать это не под государевым оком.

А если не получится… Что ж, были в древнем мире четыре великих патриархата: Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и Константинопольский. В разное время и по разным сценариям они оказались под властью пришельцев с Востока, и нынешние жители их канонических территорий обсуждают в основном проблемы соблюдения Рамадана. Кстати, ислам — куда более простая и конкретная религия, она куда лучше совместима с идеями земного величия, чем парадоксальное и вечно неудобное христианство.

Андрей Десницкий,

"ГАЗЕТА.RU", 21 апреля 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования