Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Ради вас хоть потоп. Актер Рассел Кроу в библейской притче "Ной"


"Ной" (Noah) — один из самых амбициозных по эпическому размаху голливудских проектов — использует библейский сюжет, до сих пор на удивление мало и робко освещенный кинематографом. Вероятно, в том числе и потому, что не находилось людей настолько смелых, как режиссер Даррен Аронофски, для которого героическая миссия Ноя стала поводом высказать собственные мысли, не совсем ортодоксально-христианские, но в общем близкие ЛИДИИ Ъ-МАСЛОВОЙ.

Даррен Аронофски совсем не очевидный выбор для высокобюджетной продукции, к тому же связанной со скользкой религиозной тематикой. Вероятно, на выбор продюсеров могло повлиять то, что Даррен Аронофски — режиссер философствующий, мыслитель от кинорежиссуры, не просто рассказывающий интересные истории и показывающий веселые картинки, а разгадывающий "тайны бытия", ищущий к ним ключи и отмычки. Еще в своем дебюте "Пи" он пытался приспособить популярную математическую константу к упорядочиванию хаоса, в том числе на финансовых рынках, и настаивал на том, что повсюду в природе существуют системы, во всем должна быть логика, закономерность, универсальный принцип, какая-то все объясняющая формула. В случае с Ноем ключевую формулировку разглядеть нетрудно — это общеизвестный принцип "каждой твари по паре", и как только он нарушается, назревает дисфункция. Так, по крайней мере, получается в сценарии Даррена Аронофски и его давнего соавтора Ари Хэндела, закрутивших конфликт очень простым способом — создав дефицит женщин в Ноевом окружении. По библейской легенде, каждому из троих сыновей Ноя была выделена жена для дальнейшего размножения, но такой удобный и гармоничный расклад сделал бы апокалиптический круиз по мировому океану чересчур безмятежным и скучным. А так средний сын Хам (Логан Лерман) терзается завистью к старшему Симу (Дуглас Бут), который успешно ухаживает за приемной дочкой Ноя (Эмма Уотсон), и все больше предъявляет претензий разочаровавшемуся в человечестве отцу (Рассел Кроу).

Но главная беда не в том, что Хаму не с кем "стать мужчиной" — в конечном итоге он становится им, в более серьезном смысле, с главным антагонистом, предводителем гнусного каинового племени Тувалкаином (Рей Уинстон), ставящего мальчика перед мучительным выбором между отцом-фанатиком и приятным осознанием себя венцом творения, которому принадлежит весь мир (в лишенной иллюзий интерпретации Даррена Аронофски человеческое превосходство сводится к возможности жрать своих соседей по планете). Проблема отцов и детей в "Ное" раскрывается глобально, поскольку речь идет об Отце небесном, общение с которым — череда дискомфортных, мягко говоря, выборов, выворачивающих душу наизнанку. Бог не Тимошка, не любит простых задач с однозначными решениями, и главное, совсем не старается четко сформулировать условия задачи — богобоязненный праведник вроде Ноя, старающийся угодить Создателю, вынужден долго глядеть в затянутое тучами небо, догадываясь, чего же от него на самом деле хотят, и часто догадывается неправильно, а если даже и угадал, то Бог, у которого поменялось настроение и концепция, легко может все переиграть и дать понять, что он совсем не это имел в виду, а готовил своему рабу хитрое испытание.

Вслед за старым брюзгой Тувалкаином, жалующимся, что Бог сам создал человека по своему образу и подобию, а теперь и разговаривать с ним не хочет, можно потребовать от того Бога, который управляет происходящим в "Ное", большей предсказуемости и логичности. Например, если Всевышнему захотелось заново переделать неполучившееся человечество, но было жалко уничтожать ни в чем не повинных зверей (или лень создавать всю фауну заново, "под ключ"), то можно было бы найти праведника, не обремененного семьей с сыновьями такого возраста, когда хочешь не хочешь, а займешься размножением, сколько бы папа ни втолковывал, что такому порочному существу, как человек, вообще не место в новом Эдеме, каким должна стать после очистительного потопа Земля. Однако если б поведение Бога было более объяснимо и прямолинейно, куда скучнее жилось бы и зрителям, и Ною, приятно сочетающему в себе черты бесстрашного бойца-гладиатора в дизайнерских лохмотьях (вот кого первым делом хочется номинировать на "Оскар", так это художников по костюмам с их элегантной рваниной) и энвайронменталиста, который учит сыновей не рвать цветы без надобности и предает огненному погребению животное, раненное проголодавшимися людишками, но умершее на руках у Ноя, легко раскидывающего троих охотников.

"Ной", безусловно, радость мизантропа, и лейтмотивом первого получаса становится адресованный домочадцам крик героя: "Люди! Прячьтесь!" Последний порядочный человек на Земле старается свести к минимуму контакты с двуногими прямоходящими, также называемыми каиновым племенем. Сам-то Ной происходит от другой ветви потомков первого человека Адама — праведного праотца Сифа, но в эти допотопные генеалогические тонкости фильм не слишком вникает, как и в теологические и философские нюансы. Кажется, Даррена Аронофски по-прежнему больше всего интересует состояние паранойи, которое он так или иначе исследует почти во всех своих фильмах, и на "Ное" тоже лежит тень предапокалиптической паранойи, с которой герой находит порок во всех своих близких, даже в младшеньком Яфете — обвинение в его адрес ("он живет для того, чтобы всем угождать") выглядит особенно высосанным из пальца. Гораздо легче вычитать из "Ноя" если не обвинение, то бессильный упрек в адрес Бога (если автор такого фильма вообще в него верит), предстающего жестоким, хоть и не лишенным мрачного юмора, эксцентричным шарманщиком, Карабасом-Барабасом, который, утопив в канализации старых испорченных кукол, втыкает на их место новых и заново заводит навязшую в зубах мелодию.

Лидия Маслова,

"КОММЕРСАНТЪ", 28 марта 2014 г.

Фото: filmz.ru

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования