Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": «Изображать папу как супермена, некую звезду, на мой взгляд, обидно». Архиепископ Иван Юркович о первом годе Папы Римского Франциска


13 марта исполняется год понтификата папы Франциска, который сменил на папском престоле Бенедикта XVI, добровольно ушедшего на покой впервые за 600 лет. На нового понтифика католики возлагают большие надежды по реформированию административных структур Римско-католической церкви. О том, как прошел первый год папы Франциска, рассказал корреспонденту “Ъ” Павлу Коробову архиепископ Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации.

В представлении простых людей, папа — глава церкви, у которого жизнь проходит в рамках жесткого протокола, которых он должен придерживаться во всем. Папа Франциск сумел за год разрушить эти стереотипы. Почему папа отказался занимать папский дворец, где жили его предшественники, а остался жить и работать в гостинице Domus Santa Martha?

— Папство представляет собой один из самых солидных и долговечных институтов в человеческом обществе. Есть, конечно, и другие подобные институты с древнейшей историей, принадлежащие другим культурам и континентам, но они не столь публичны и привлекают меньше внимания со стороны общественности и средств массовой информации. Это объясняет, почему новшества, вводимые в рамках исполнения неординарной миссии римского понтифика, вызывают особый интерес.

Естественно, с избранием каждого папы детали протокола папского дома неизменно претерпевают изменения, чтобы лучше соответствовать стилю и личности нового понтифика. Достаточно вспомнить папу Иоанна Павла II, который сразу же после своего избрания принялся энергично путешествовать по миру, покидая Рим на продолжительное время — вещь исторически совершенно неслыханная. Или пример папы Павла VI, поцеловавшего туфлю патриарха Константинопольского Афинагора, что, разумеется, не было предписано никаким протоколом. Или простота папы Иоанна XXIII, поразившего мир своей открытостью. При папе Бенедикте XVI в протокол были возвращены некоторые традиционные элементы, и, может быть, на этом фоне личная манера папы Франциска в исполнении своего служения оказалась более заметной. Это касается и его решения жить в гостинице Святой Марты, что сделало понтифика доступным для множества людей, которым иначе встретиться с папой было бы практически невозможно. При этом надо подчеркнуть, что рабочим местом папы Франциска является Апостольский дворец, особенно когда речь идет об исполнении официальных функций. Размышляя о причинах такой апостольской простоты жизни папы, следует помнить о том, что он в свое время принес монашеские обеты, в том числе обет бедности. История его жизни свидетельствует о том, что он всегда просто и последовательно соблюдал данные Богу обеты независимо от того, являлся ли он на тот момент простым священником, кардиналом-архиепископом Буэнос-Айреса или римским папой. Строго говоря, если посмотреть жизнеописания пап-монахов (например, францисканцев Климента XIV и Сикста V), то мы обнаружим и другие подобные примеры соблюдения личного монашеского нестяжания.

— Как реагируют постояльцы гостиницы, когда в столовую, когда они, например, обедают, приходит понтифик, чтобы обедать?

— Могу рассказать о собственных впечатлениях. Когда в июне 2013 года примерно 110 нунциев были созваны в Рим для участия в ряде встреч с новым понтификом, я однажды без всякого предупреждения оказался за одним обеденным столом с папой. Конечно, я был поражен и практически утратил дар речи. Безусловно, такое поведение отличается беспрецедентной новизной, и я могу представить степень удивления тех обитателей «Святой Марты», которые на тот момент там оказались, в совершенно неофициальной обстановке. Со временем, впрочем, произошли некоторые изменения, и теперь, хотя папа продолжает обедать в общем зале, гости за его столом предварительно подобраны. Однако спонтанность и открытость остались при нем, и встретить папу можно, например, во время завтрака или столкнуться с ним в коридорах гостиницы. Очевидно, что подобные случайные встречи доставляют огромную радость постояльцам гостиницы.

— С чем связано решение папы передвигаться по Риму не в папамобиле, а на автомобиле экономкласса Ford Focus?

— Папа Франциск очень внимательно и чутко относится к социальным проблемам. Его служение в качестве кардинала-архиепископа Буэнос-Айреса всегда отличалось личным — и монашеским — выбором простого и строгого образа жизни. По прибытии в Рим он не захотел изменять своему жизненному выбору и через несколько недель исключил из протокола все, что не соответствовало этому его, подчеркиваю, глубоко личному выбору. Некоторые полагали, что такого рода нововведения долго не продержатся и рано или поздно будет восстановлена проверенная временем практика. Но уже теперь очевидно, что святой отец не только не повернул вспять, но и совершенно ясно сделал выбор в пользу абсолютной простоты и общедоступности.

— Как отнеслись в Ватикане, особенно в службе безопасности Святого престола, к тому, что понтифик в свой день рождения пригласил на обед в Ватикан бездомных? Это же противоречит системе безопасности.

— Подобные соображения высказывают многие люди. Безопасность понтифика — серьезный аргумент не только потому, что могут найтись люди с агрессивными намерениями. Излишнее рвение верующих и других людей, желающих приблизиться к папе, может легко поставить под угрозу неприкосновенность его личности, особенно учитывая возраст понтифика. В этой связи вспоминается известный инцидент, происшедший с папой Бенедиктом XVI. Но для папы Франциска важнее его желание сохранить прямой диалог с верующими, и службе безопасности приходится с этим считаться.

— Мне говорили люди, близкие к Ватикану, что папа встает в четыре утра и идет в город кормить пирожками бездомных. Это правда?

— Папа Франциск исключительно внимателен к людям обездоленным, отверженным, живущим на обочине человеческого общества. Но и до него существовала служба апостольской милостыни, посредством которой папы помогали нуждающимся как в Риме, так и по всему миру. Конечно, с избранием папы Франциска, с его открытым пастырским стилем деятельность этой службы стала привлекать больше общественного внимания, ибо до его понтификата о ней почти не говорилось, несмотря на довольно активную деятельность. Сегодня действительно можно услышать множество рассказов и историй о добрых делах святейшего отца. Многие из них скорее говорят об изобретательной фантазии авторов. Кстати, на такой же вопрос папа Франциск недавно ответил сам: «Мне нравится быть среди людей, с теми, кто страдает, ездить в приходы. Но мне не нравятся идеологические интерпретации, создание мифологии о папе Франциске. Например, когда говорят, что папа выходит по ночам из Ватикана, чтобы раздавать хлеб бездомным на виа Оттавиано. Мне это не приходило в голову. Если не ошибаюсь, Зигмунд Фрейд говорил, что во всякой идеализации сокрыта агрессия. Изображать папу как некоего супермена, некую звезду, на мой взгляд, обидно. Папа — человек, который смеется, плачет, спокойно спит и дружит, как все. Папа — нормальный человек».

— Папа завел себе Twitter-аккаунт, он часто общается с верующими при помощи социальных сетей, появлялись сообщения, что папа планирует отпускать грехи при помощи соцсетей, это правда?

— Папа стремится присутствовать в социальных сетях, несмотря на некоторые проблемы, связанные с этим видом общения. Что же касается второй части вопроса, то это скорее имеет отношение к городским легендам, к мифотворчеству, когда к действительным фактам примешивается немалая доля безосновательных фантазий. Одно дело — социальная коммуникация, и совсем другое — жизнь церкви, преподание таинств и другие формы священнодействия, которые совершаются только в личном взаимодействии с Господом в рамках литургического служения или молитвенного общения.

— Папа использует в своей работе интернет, который он назвал даром Божиим?

— Это на самом деле очень интересный вопрос, в том числе и потому, что папа в определенном роде не вполне принадлежит к цифровому поколению. Но он полностью осознает неимоверный размах культурного феномена, порожденного интернетом, что не исключает и понимания папой негативных последствий данного феномена, которые сказываются на формировании человеческой личности и ее всестороннем развитии. Не знаю, сколько у него остается свободного времени для личного пользования этим средством коммуникации, но важно то, что он с особым вниманием следит за прогрессом в этой сфере.

— Папа Франциск общается со своим предшественником, советуется ли по каким-нибудь вопросам?

— Папа Франциск воистину свободный человек, и для него присутствие папы на покое — совершенно новой фигуры в жизни церкви — не представляет никаких сложностей. Как раз несколько дней назад он так ответил на похожий вопрос: «Папа на покое не статуя в музее. По сути, это новый, непривычный для нас институт. Но 60 лет назад не существовало и фигуры епископа на покое. Они появились после Второго Ватиканского собора. А сейчас это явление стало нормой и создало отдельный институт. Так же должно произойти и с личностью папы на покое. Папа Бенедикт стал первым, но, возможно, появятся и другие. Мы этого не знаем. Он (папа Бенедикт.— “Ъ”) — человек замкнутый, смиренный, не желающий никого беспокоить. Мы с ним разговаривали и решили, что ему лучше продолжать встречаться с людьми, участвовать в жизни церкви. Он приходил сюда для благословения статуи Святого Михаила Архангела, потом на обед в гостиницу Святой Марты, а после Рождества я направил ему приглашение участвовать в работе Консистории, которое он принял. Его мудрость — это Божий дар. Кто-то хотел бы, чтобы он поселился в удаленном от Ватикана бенедиктинском аббатстве. Но я подумал о тех стариках, бабушках и дедушках, которые своей мудростью и советом придают семье новые силы и не заслуживают того, чтобы их отсылали влачить свои последние дни в доме престарелых». Такого рода отношение показывает большую свободу нового понтифика в этом новом, деликатном опыте в жизни церкви.

— В прошлом году папа Франциск создал Совет кардиналов — восемь прелатов, консультирующих папу римского при проведении реформы Римской курии. В чем смысл реформ, в чем они будут заключаться?

— Эта реформа пока еще в процессе разработки, и мы не знаем даже, в какой форме она будет осуществляться. На данный момент проведена модернизация экономической системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями современного мира и новой международной практики в финансовой сфере. Вскоре предполагается провести реорганизацию структуры Римской курии таким образом, чтобы сделать ее работу более эффективной и энергичной, способной более оперативно и оптимально реагировать на вызовы современного мира, следуя при этом критерию представительства различных наций и культур. Одновременно папа хочет, чтобы ему помогал более гибкий и, разумеется, высокопрофессиональный орган, который оставался бы при этом близким к конкретной жизни церкви и людей. Это, вне всякого сомнения, станет новым вызовом для всех нас, кто десятилетиями состоит на службе Святого престола, но, думаю, и придаст мощный стимул нашей миссии.

— Какой папа видит церковь в будущем, то есть что должно измениться в Римско-католической церкви?

— В течение всей священнической жизни папа Франциск был пастырем, неизменно пребывающим в прямом контакте с людьми, со своим очень личным стилем душепастырства. Весь его опыт был накоплен в латиноамериканской среде, где ему довелось столкнуться с множеством страданий, вызванных экономическими проблемами и социальной напряженностью. Ведь жизнь многих людей очень тяжела, и папа призывает церковь быть рядом с ними. Необходимо отметить, что церковь всегда с большим вниманием относилась к потребностям конкретных людей, и ее миссия по евангелизации всегда сопровождалась конкретными социальными действиями. Но папа Франциск желает, чтобы церковь делала еще больше, еще интенсивнее участвовала в жизни людей, стала бы в этом отношении более радикальной. Когда я гуляю по городу, то часто вижу людей, просящих милостыню. А папа очень внимателен к людским страданиям, он призывает не возвращаться домой, не подав милостыню хотя бы раз, особенно когда речь идет о пожилом или больном человеке, которому уже не приходится ожидать от жизни многого. Но когда я это делаю, мне всегда вспоминаются слова папы о том, что малая милостыня, которая, по сути, не затрагивает ни карман, ни сердце, обижает бедных. В такой момент я пересматриваю собственные намерения, стремясь стать более чутким. В этом году папа предложил нам поразмыслить о многих вещах, которые, не будучи чем-то новым, дают церкви возможность лучше выполнять — переживая и сопереживая! — собственную миссию. Подавая милостыню, мы должны не просто совершить единичный акт небольшой материальной помощи, но и задуматься о том, являемся ли мы как христиане действительно новым элементом в обществе, способным протянуть руку ближнему в нужде и тем самым хотя бы частично восстановить его человеческое достоинство. Может быть, этот пример что-то объясняет. Но папа Франциск желает, чтобы это новое видение отражалось и в других сторонах жизни церкви, чтобы она стала более чуткой к нуждам сегодняшнего мира, отвечая на конкретные потребности — как духовные, так и материальные — современного человечества.

— Для чего понтифик создал новое финансовое ведомство Ватикана — Секретариат по экономике — с функциями формирования экономической, административной политики, а также ежегодного бюджета? Это часть реформы Ватикана? Какова судьба Банка Ватикана, который часто обвиняют в махинациях?

— У Ватикана пока нет никакого банка, так что нельзя критиковать банк, которого не существует. Критику в основном вызвала та неподконтрольность, с которой некоторые ватиканские финансовые организации управляли своими средствами. Некоторые критические суждения были справедливыми, иные же были направлены против «роскоши» вообще, против вещей, ценность которых зачастую невозможно даже определить в денежном эквиваленте, поскольку они представляют собой колоссальное художественное наследие Ватикана. Будучи очень щепетильным в данном вопросе, папа решил реформировать существующую систему, несколько изменив конституцию Града Ватикана. Он создал новый финансовый институт, возглавляемый международной группой экспертов церковных личностей и мирян, который управляет наследием Святого престола так, как это происходит в обычных банках, следуя всем юридическим нормам, регулирующим этот сектор экономики. Это позволит впредь придерживаться всех норм, применяемых в данной сфере, и противостоять нападкам.

— В Московском патриархате в прошлом году заявили, что готовится встреча патриарха Московского и всея Руси с папой. Однако в РПЦ затрудняются сказать, когда именно произойдет эта встреча, так как надо решить ряд проблем. Насколько важна для папы эта встреча и когда она, по его мнению, могла бы состояться?

— Диалог между Святым престолом и Русской православной церковью достиг нового уровня взаимного уважения и доверия. Это констатация реального положения вещей; в настоящее время существуют различные проекты по будущему сотрудничеству и достижению лучшего взаимопонимания по некоторым вопросам, в том числе вопросам вероучения. Обе стороны хорошо понимают, что встречи на высоком уровне должны стать венцом прочного здания, заложенного на солидном фундаменте, для создания которого требуется время. Мы продолжаем верить и молиться, чтобы такая встреча была проведена рано или поздно, но она должна состояться в должное время и при таких обстоятельствах, чтобы принести добрые плоды не только для двух Церквей, но и для всего человечества.

— Какое, на ваш взгляд, главное событие произошло в жизни Церкви за год понтификата папы Франциска?

— Мне искренне хотелось бы ответить на этот вопрос, хотя это и несколько затруднительно. Вспоминается тот волнительный момент, когда папа избрал имя Франциска, нищего из Ассизи, показывая, что желает быть папой простого люда, бедных, обездоленных, или, как он сам говорит, людей, «живущих на обочине социальной жизни». И народ Божий, и другие участники общественной жизни сразу же это поняли и приняли всей душой, услышав в речах нового папы созидательный, заинтересованный голос поистине любящего сердца.

Павел Коробов,

"КОММЕРСАНТЪ", 13 марта 2014 г.

Фото: Reuters

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования