Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ЗАВТРА": Об абсурде диакона А.Шумского


Наконец, одолел длиннющую статью диакона А.Шумского об абсурде. Что сразу напрашивается? Вступить в полемику.

Но полемика - спор, на мой взгляд, не выяснение истины, а затемнение сознания, и пришло на ум другое: могущий вместить да вместит.

Что ж поделать, если диакон Шумский не может вместить... Чего вместить? А именно: как понять человека в замутнённой стихии нынешней перестройки. Ему непонятен Александр Проханов, тем более непонятен духовник его газеты. Непонятен Лимонов, да и непонятны такие писатели, как Василий Белов и Валентин Распутин. А духовник, отче диаконе, должен понять всех, разговаривать "с еллином, как еллин, с иудеем, как иудей" и это ещё не всё. А вот как разговаривать с соединёнными "еллином и иудеем"? Ещё труднее понять их. А понять надо! Понять так, чтобы прежде всего выделить в человеке не зло, а добро. Как бы ни был зол человек, а добро в нём всё-таки сильнее, потому что человек — образ и подобие Божие.

Вот, допустим, Шумский ехидно улыбается на мою канонизацию русских писателей: "Как, допустим, молиться канонизированному Розанову: преподобный отче Василие..." А как молятся преподобной Марии Египетской, великой блуднице? Тем более разбойнику, первым вошедшему в Царство Небесное: "святой великомученик разбойниче", так что ли? Всё здесь понятно?

Отбросив всякие кривотолки, я скажу, что я преследовал канонизацией русских писателей то, чтобы повернуть сознание современных писателей, смакующих разврат.
Никто ведь не станет отрицать, что русская классика — православная литература, и она много делала, чтобы привести людей к христианству. Но её забыла как бы и Церковь — остаётся безучастной к этой литературе.

Я не настаиваю, я предлагаю. А уж как будет — воля Божия...
Я знаю отчасти, да и все мы знаем отчасти, по выражению Апостола. Не надо только выставлять своё понимание как непреложную истину, этим самым мы становимся книжниками и фарисеями. Не лучше ли быть мытарями, которых хвалит Христос?

Теперь скажу вот ещё о чём: о канонизации Григория Распутина и царя Ивана Грозного. Почему-то обращают внимание на грехи этих людей, мнимые или действительные, а не обращают внимания на их образ и подобие в Боге. В чём, допустим, заметен образ и подобие у Григория Распутина — как его убили. Заманили, дали яд, — не подействовало, тогда несколько пуль выпустили в убегающего, бросили в воду, а он, "великий распутник", держал сложенные в крест пальцы; в крест, как непобедимое оружие.

На чьей же стороне у нас будут симпатии, если мы объективно честные? На стороне убийцы-аристократа Юсупова или мужика, пострадавшего от Юсупова?
Что, можете вместить, диаконе Шумский? Или просто пошумите?

О Грозном мне труднее говорить, тем более о Сталине... Ну и, конечно, о коммунистах, об их партийной морали. Нужно иметь большое внимательное сердце, чтоб сказать: святой Иоанне, моли Бога о нас, как он молился кровавыми слезами о своих врагах.
И в конце концов хочу воскликнуть: а если достигнут праведности Проханов и Лимонов, ведь всё может быть, ну что скажете, только посмеётесь? Но как сказать, не смеётся ли последним тот, которому всё безразлично. А мне, духовнику газеты "Завтра", не безразлично, что делается сейчас в стране. Скажу: всё не случайно — в России было всё, чтобы в конце концов создалась Святая Русь.

Было язычество — многобожие, чтоб мы знали Единого Бога. Было единобожие, один правитель православный, чтоб мы утвердились в Истине. Было безбожие -коммунизм, чтоб мы в испытаниях закалились для нашего времени. А для чего же наше время, надо бы подумать.

Как-то на своих беседах я своим слушателям поставил такой вопрос. И юноша-студент мне сказал, чтоб мы поняли свой грех и оттолкнулись от него. А мы, выходит, не на свой грех смотрим, а как бы заметить его у других и показать свою эрудицию (конечно, мнимую) в разоблачении. А каким судом судишь другого, посмотри — то есть в тебе.
В конце концов хочется и так воскликнуть: святый Иосифе праведный (имею в виду Сталина), моли Бога о нас.

Его властная рука и смиренная молитва нужнее всего нам сейчас. Примечание, как некое добавление и разъяснение.

Коммунисты — праведный укор некоторым верующим. Как они, отвергая Христа, считая себя атеистами, подняли знамя за народ: благо принадлежат всем, всех надо уважать! Конечно, должен оговориться, они не достигли того христианского понятия, что враги тоже люди, может быть, в силу своего навязанного безбожия. Мы же, не желая понять коммунистов в их добрых чувствах, критикуем их за жестокость, меж тем как их жестокость является и нашей. И правду сказать, у нас более бывает жестокости и кощунства над христианскими истинами.

Я смотрю на современных коммунистов, конечно, не приспособленцев, они, в самом деле, жалеют народ, являясь патриотами, и может быть, впоследствии станут не просто передовым отрядом, а передовым отрядом православных христиан.
Господь пришёл спасти всех.

К сожалению, мы на коммунистов валим все недостатки. Конечно, у них они есть, но им всё-таки многое можно простить, потому что они не были христианами, а вот как нам простить, если мы клянёмся в своём христианстве?!

За русских коммунистов надо особенно молиться Богу.

Грех — это не то, что характеризует человека. Грех — это недостаток, с которым мы должны бороться, и при суждении о человеке не на грех надо обращать внимание, а на то, как побороть его; побеждение греха — вот, что характеризует человека.

Снисхождение к человеку — это понимание греха в его сущности.

О.Дмитрий (ДУДКО)

6 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования