Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДЕНЬ": Возможно ли достичь единства украинского православия? Прогнозы Юрия Черноморца в связи с началом переговоров УПЦ МП и УПЦ КП


После победы революции достоинства первый шагом УПЦ КП стало предложение начать переговоры об объединении, направленное УПЦ МП. Интересно, что УПЦ просьбы о переговорах были переданы неофициально в то время, когда иерархи и священники УПЦ КП вместе со многими другими достойниками убеждали народ не штурмовать Лавру, поскольку это была чистая провокация (о якобы штурме говорили не только российские телеканалы, но и дипломаты на заседании Совета безопасности ООН). Через день, впервые в истории УПЦ, была сформирована официальная комиссия по переговорам с УПЦ КП (ранее были "переговорные группы", "комиссии по подготовке диалога"). Уже само формирование официальных комиссий — это шаг вперед, на языке церковной дипломатии он демонстрирует намерение реально договариваться — если не о немедленном объединении, то о пошаговом достижении единства.

ПОЧЕМУ МОЖНО С ОПТИМИЗМОМ СМОТРЕТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ БУДУЩИХ ПЕРЕГОВОРОВ?

Первое, о чем следует сказать, касается общей атмосферы отношений в религиозной среде Украины. Еще до Майдана были сформированы отношения братского взаимодействия между основными украинскими церквями. За несколько лет до Майдана, предчувствуя неотвратимость изменений, три церкви — УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ — сформировали свое христианское видение национальной идеи для всех в Украине сущих (воззвание к 20-летию референдума о независимости, 1.12.2011). Сама идея включала в себя три пункта — святыню прав человека, потому что каждый создан как образ Бога; святыню солидарности, потому что она — начало любви, которой спасаются и личности, и народы; святыню правового государства, потому что Закон, начертанный в сердцах, должен быть закреплен на бумаге и реализован во всех правовых отношениях. За несколько месяцев до Майдана был достигнут полный межрелигиозный мир, и уже было понятно, что каждый должен делать в случае мирных протестов — кто "будет с народом", кто будет давить на власть, кто будет апеллировать к международным факторам. Все это сработало и снизу и сверху. Не без проблем, но сработало. Если эту солидарность в религиозной сфере не смогли разорвать сотни провокаций во время трех месяцев протестов, было бы странно ее потерять сегодня.

Вторая причина моего оптимизма в том, что сегодня изменилось вселенское православие. Церковная Москва чувствует, что фундаментализм и идеология "крепости в осаде" являются неэффективными как в отношениях с другими православными церквями, так и с католиками. Попытка выйти из изоляции, в которой неформально уже 10 лет находится РПЦ, будет означать смягчение в вопросе Украины. Константинопольский патриархат давно согласен собрать де-факто высший орган современного православья —  Совещание Предстоятелей относительно украинской проблемы и даже готов провести его в Украине. Если единство достигается через механизм Совещания, который доказал свою высокую эффективность за последние 20 лет при преодолении расколов в Болгарии, в Иерусалимской церкви, то никто, кроме откровенных маргиналов, не протестует и не обвиняет церковное руководство в предательстве  геополитических интересов или церковных канонов. 5—9 марта 2014 года очередное Совещание состоится в Стамбуле, и возможно уже летом мы увидим всех церковных достойников в Киеве. Но это будет зависеть от того, будут ли иметь существенный прогресс в переговорах собственно УПЦ и УПЦ КП.

Третья причина оптимизма заключается в новом качестве церковного сознания в УПЦ и УПЦ КП. Когда-то, в 1998 году, Блаженнейший Владимир собрал нескольких верных людей из числа украинцев и четко сказал: "Все, Украина состоялась, мы здесь должны укорениться, должны быть всем для всех (1 Кор. 9: 22), а, следовательно, — украинцами для украинцев". Конечно, были отступления от этой позиции, но в целом УПЦ все-таки удалось проделать значительную эволюцию и стать уже не РПЦ в Украине, а действительно Украинской православной церковью. Во-первых — церковью, а значит — тем общественным камертоном, который обо всем судит с позиции Божьих заповедей. Во-вторых — православной, что значит начать возрождать дело Петра Могилы, с его открытостью ко всему в христианстве, что может быть полезным для киевской традиции. В-третьих — украинской, что на сегодняшний день скорее является все-таки в УПЦ определением гражданства, а не национальной ориентации. В свою очередь УПЦ КП за последнее десятилетие изменило собственное сознание в сторону большей церковности. Это — уже модерная церковь, которая существует как органическая часть гражданского общества, как сообщество сознательных христиан. Национализм исчезает, патриотизм приобретает здоровые формы. Церковь не эволюционирует в сторону музеефикации, а становится горизонтальным единством живых общин. Приобретают распространение современные формы благочестия, и часто УПЦ КП выглядит такой же прогрессивной, как и Православная Церковь в Америке. А, следовательно, УПЦ МП и УПЦ КП сегодня по своему внутреннему состоянию являются пазлами одной картинки украинского православия, и необходимо лишь грамотно их составить. Не нужно ни подгонять, ни обрезать под какие-то унифицированные стандарты. Не должна УПЦ МП стать такой же, как УПЦ КП, или наоборот. Не должны они и подтягиваться до какого-то идеала, предложенного извне (государством, экспертами, вселенским православием). Эти церкви нужны Украине такими, какими они есть — это наше богатство, это наше сокровище внутреннего многообразия. Нужно лишь все пазлы грамотно сложить, увидев в "острых углах" потенциал для более крепкого сцепления, а не преграды на пути к единству. Ведь единство в украинских условиях — это не унификация. Даже УПЦ КП — очень разнообразная, и есть общины, которые служат на церковнославянском, и даже полностью русскоязычные приходы. Многообразие — наше богатство, христианство — наш потенциал единства, украинскость же необходима как воздух именно в тех реалистических формах, которые возможны сегодня.

ЧТО МОЖЕТ РАЗРУШИТЬ ПЕРЕГОВОРЫ?

Первое, чего следует бояться — это провокации. От нас только и ждут телевизионных картинок с битвами за храмы и монастыри, ждут писем протеста от всяких меньшинств по селам, где большинство ушло в УПЦ КП на волне революционного подъема, а меньшинство осталось в УПЦ МП. Следует ясно понять: сегодня единство реально возможно. Лучше несколько месяцев потерпеть, молясь за образумливание церковной власти, чем разрушить общее единство маленькими местными победами. Все руководство УПЦ КП подписалось под такими словами: "Мы призываем епископат, духовенство и прихожан Киевского патриархата в это ответственное время быть мудрыми и уравновешенными. Не воспринимайте никаких призывов к погромам или захватам храмов УПЦ (МП) — преодолеть разделение можем лишь мирным путем, убеждая наших братьев и сестер из Московского патриархата объединиться в единую Церковь". УПЦ МП ценит такую позицию, и имеет надежду, что она будет соблюдена на весь период переговоров. И даже если бы не было переговоров — нам всем необходимо сегодня не разорвать Украину, а поэтому нужна двойная и тройная осторожность.

Также следует бояться перехода диалога в плоскость политическую. На самом деле выигрышным для всех полем являются каноны православной церкви. Одни из них "работают" в пользу УПЦ, а другие — в пользу УПЦ КП! И поэтому умелое использование канонов может обеспечить наработку моделей единства. Случай в Украине ничем особенно не уникальный, удалось объединиться в Болгарии при соблюдении канонов и поддержке Всеправославного Совещания Предстоятелей — удастся и нам. Сегодня мяч на поле УПЦ КП. Они предложили переговоры, они и должны предложить весь пакет предложений — от первого шага до последнего.

И последнее, однако, возможно, самое важное. УПЦ КП долго находилась в международной изоляции, и привыкла работать в своих документах, воззваниях (церковных или ВРЦиРО) на внутреннего потребителя. Отсюда специфический стиль их письма и пропаганды. Они, как польские гусары, не понимают, что вышли на международный уровень и бросаются на российские танки. За РПЦ и РФ — огромный опыт международной работы, и любая вспыльчивость в текстах и действиях может иметь катастрофические последствия не только для УПЦ или УПЦ КП, не только для всех членов ВРЦиРО, но и для Украины. Сегодня Украина может стать примером для всего мира как решать все проблемы в открытом диалоге, грамотно используя международные факторы и внутренний потенциал нашего религиозного богатства, а может стать второй Югославией. Кровь мучеников Небесной Сотни, среди которых, — и мои личные друзья, не должна пропасть напрасно. Мы отвечаем за сохранение этой страны и ее эволюционные перемены к лучшему. Пока что украинским церквям удается быть на высоте своей огромной ответственности и главное — не сорваться, не дать фальшь в нашем хоре, не навлечь беду.

Следовательно, сегодня есть уникальная ситуация, есть реальная перспектива действительно церковного диалога, который может быть признан во всех церковных столицах, в обществе, в церковном народе. Главное — не потерять то, что уже есть сегодня, и в любом случае оставаться братьями как по вере, так и по гражданской позиции. Время услышать слова Шевченко: "Обіймімося, браття!". И будем ли мы иметь завтра формальное единство или оно еще наступит через короткий исторический период — но всегда и во всем мы должны быть братьями. Именно это — главное сегодня как для нас, так и для Украины.

Юрий Черноморец,

"ДЕНЬ", 7 марта 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования