Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИСУ: Украинские мусульмане и Майдан. Какие позиции занимали мусульманские организации Украины в этой непростой ситуации?


«Гомоніла Україна, довго гомоніла..» – эти слова великого украинского поэта Тараса Шевченко, сказанные в поэме «Гайдамаки», отражают ту ужасающую реальность, с которой сегодня столкнулся украинский народ. Украины, в которой «лад и спокій», Украины, которая относительно спокойно пережила развал СССР, на сегодняшний день уже нет. Мы видим, как страна становится другой – УРСР, от которой современная Украина унаследовала свою государственность, уступает место совершенно новому государству. Однако глубочайшая рана, нанесенная кровавыми событиями последних двух месяцев всему украинскому народу, все вновь и вновь заставляет нас задуматься о том, почему это случилось именно здесь, в просвещенном, духовном, культурном и, казалось бы, европейском государстве. Лживая и циничная картинка «молящейся» элиты, показываемая на религиозные праздники официальными каналами, сменилась ужасающим террором, оправданием убийства мирных протестующих и другими преступными деяниями, за которые несостоявшийся диктатор и его подельники непременно ответят – если не перед людьми, то перед Богом. Сегодня ситуацию усугубило и фактическое вторжение России в Украину, развертывание еще более кровавого сценария, возможные последствия которого заставляют цивилизованный мир содрогнуться.

Какие позиции занимали мусульманские организации Украины в этой непростой ситуации? Перед верующими всех конфессий этот вопрос возник еще в самом начале трагических событий, после разгона «студенческого майдана» в ночь на 30 ноября. Отметим, что среди современных мусульман нет единства в вопросе о допустимости участия в политической жизни государств, где они составляют меньшинство. Существует мнение, что такое участие недопустимо в принципе, а «выступление» (араб. хурудж) против власти является грехом. Иные религиозные авторитеты, в частности, после событий «арабской весны», допускают и даже поощряют участие мусульман в жизни «не-исламских» государств. Многие мусульманские лидеры ставят под сомнение определение мирных манифестаций как «выступления» против законной власти, тем более, если эта власть светская, а не религиозная, цитируя при этом хадис «наилучший джихад – это слово истины, сказанное в присутствии несправедливого правителя» (Ат-Тирмизи, Аль-Хаким). Существуют и другие мнения, имеющие различную аргументацию, весомость и восприятие религиозными авторитетами современной уммы.

Украинские мусульмане как неотъемлемая часть украинского общества с самого начала принимали участие в событиях, происходящих сегодня в стране. Многие мусульманские организации Украины (в первую очередь Ассоциация «Альраид» и Меджлис крымскотатарского народа) имеют давние и активные связи с единоверцами в странах Евросоюза, поэтому опыт европейских мусульман в решении своих проблем им близок и понятен. В частности, Ассоциация «Альраид» является членом Федерации исламских организаций Европы, неоднократно выступала соорганизатором и участником различных мероприятий, проводимых мусульманами Польши, Литвы и других государств Евросоюза. Поэтому идея евроинтеграции Украины, которая была первоначальным двигателем протестного движения, находила поддержку среди значительной части украинских мусульман. Меджлис крымскотатарского народа, в частности, неоднократно делал заявления, касающиеся необходимости восстановления культурных, религиозных и экономических прав депортированных в соответствии с принципами европейского права.

Поддержал евроинтеграционный курс Украины и Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, куда входят муфтий ДУМ Крыма Эмирали Аблаев и муфтий ДУМ Украины Ахмед Тамим. 30 сентября 2013 года Совет высказался за европейский выбор как исторически оправданный, призвав не противопоставлять новый внешнеполитический вектор Украины традиционным отношениям с Россией. На тот момент, когда руководство страны открыто декларировало свою приверженность курсу на подписание Ассоциации с Евросоюзом, этот жест мог быть расценен как своеобразная легализация действий правительства в глазах верующих.

После событий злополучной ночи с 30 нобяря на 1 декабря, когда студенческая демонстрация в поддержку евроинтеграции была разогнана силовиками, многие религиозные организации поспешили осудить как насилие, так и провокационные действия возле Администрации Президента (впрочем, сегодня это столкновение многие расценивают как стихийный бунт, а не попытку провокации). Сообщества украинских мусульман, выразив глубокое возмущения столь острой несправедливостью, не преминули публично высказать свое негодование. Уже 2-го декабря Духовное управление мусульман Украины «Умма» обнародовало заявление, в котором осудило применение силы против демонстрантов. 3-го декабря появилось и заявление лидера наиболее многичесленной и влиятельной организации украинских мусульман, муфтия мусульман Крыма Эмирали Аблаева. Муфтий высказал поддержку евроинтеграционному курсу Украины, а также призвал власти, оппозицию и всех участников массовых протестов по всей стране не отклоняться от демократических принципов, не поддаваться провокациям, не допускать кровопролития и «справедливым путем решить сложившуюся ситуацию в пользу интересов украинского народа».

Свою позицию муфтий Эмирали Аблаев подтвердил и на общекрымском митинге, приуроченном к Международному дню прав человека и состоявшемся 10 декабря. Кроме того, муфтий упомянул и о событиях середины октября, когда несколько мечетей пострадало от умышленных поджогов (виновные, как и в большинстве подобных случаев, так и не были найдены): «Наш – долг требовать восстановления своих нарушенных прав. Но мы должны помнить, что человечность – это основное качество, которое объединяет всех людей, несмотря на их национальность, вероисповедание, расу». Действия ДУМ Крыма полностью соотвествовали позиции Меджлиса крымскотатарского народа, с самого начала выступившего на стороне протестующих. В ходе того же общекрымского митинга председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров проинформировал общественность о том, что сразу после митинга часть его участников отправится на Евромайдан в Киев. По его словам, вплоть до 70-й годовщины депортации крымских татар – 18 мая 2014 года, Меджлис будет организовывать митинги и будет добиваться конкретных действий правительства. Практически в тот же день ДУМ Крыма поддержало обращение нескольких религиозных организаций, в котором призывали к диалогу и необходимости определенных уступок со стороны правительства. За последние два месяца ДУМ Крыма обнародовало еще целый ряд заявлений, призывающих действующую власть и оппозицию к мирному решению противоречей. Меджлис крымскотатарского народа, возглавляемый Рефатом Чубаровым, выступал с прямой поддержкой действий активистов Майдана.

Однако крымские мусульмане не огранились заявлениями. Акцию на Майдане Независимости в Киеве неоднократно посещал и народный депутат Мустафа Джемилев (выступая с трибуны в ночь с 18 на 19 февраля, когда ВВ и «Беркут» начали так называемую «Антитеррористическую операцию»), заместитель муфтия Айдер Исмаилов, глава Меджлиса Рефат Чубаров и многие другие представители крымскотатарского сообщества. Ни одно Народное вече, проводимое на Майдане Независимости, не обходилось без участия крымскотатарских активистов. Десятки, а в некоторые дни сотни крымских татар посещали Майдан Независимости в Киеве, принимали участие во всех гражданских акциях. Поддерживали протесты и многие «новые мусульмане», в частности, этнические русские и украинцы, доносящие в социальных сетях и другими способами позицию мусульман до своих соотечественников других вероисповеданий.

После фактического бегства Януковича и его ближайшего окружения из Украины и последующего обострения ситуации в Крыму, именно Меджлис крымскотатарского народа первым организовал пикет возле Верховного Совета АРК с требованием не допустить сепаратистских действий. Примечательно, что все мероприятия, координируемые Меджлисом, были принципиально мирными гражданскими протестами. Попытки дискредитации крымских татар, предпринимаемые некоторыми СМИ (заявления о неких «вооруженных боевиках», «вернувшихся из Сирии ваххабитах», «экстремистах» и др.), не нашли ни малейшего подтверждения. После вооруженного захвата зданий Совета Министров АРК и Верховного Совета АРК Рефат Чубаров призвал крымских татар разойтись по домам, а муфтий мусульман Крыма «не поддаваться на провокации со стороны неизвестных людей». В то же время глава Меджлиса крымскотатарского народа не признал «избранное под дулом автомата» правительство легитимным. На сегодняшний день именно выдержанная и уверенная позиция крымских татар является серьезной проблемой для всех тех, кто пытается разжечь межнациональную рознь в Крыму. Даже организации вроде «Хизб ат-Тахрир», действующие независимо от Меджлиса и Муфтията, заняли выжидательную позицию и не вмешивающиеся в процесс. Не следует забывать и о том факте, насколько глубоко крымские мусульмане восприняли трагедию массового убийства мирных протестующих на улице Институтской, Муфтий Эмирали Аблаев призвал похоронить героев прямо на Майдане Независимости в Киеве. Этот жест глубоко символичен и показывает солидарность украинских мусульман с христианами: в исламской традиции, напомним, павших на Господнем пути мучеников принято погребать именно на месте их подвига. Согласно последним новостям, крымские татары мирным протестом преграждают российским подразделениям вход в украинские военные части.

Свою позицию озвучило и Духовное управление мусульман Украины «Умма». На протяжении трех месяцев протестов ДУМУ «Умма» выступало с осуждением насильственных действий, призывало к необходимости диалога, примирения и посредничества международных организаций. Муфтий Саид Исмагилов выступал с лекциями об истории Ислама и мусульман в Украине в рамках деятельности «Открытого университета Майдана», а также в прямом эфире «ГромадськогоТВ», где призывал к миру и прекращению кровопролития.

Активно освещало события в Украине общественная Ассоциация «Альраид». Информационные ресурсы украинских мусульман, близкие к «Альраиду» («Укрпресс»), как и арабоязычный сайт Ассоциации, стали одним из наиболее достоверных источников о происходящем в Украине для средств массовой информации государств арабского мира. Представители Ассоциации «Альраид» (в частности, известный исламский ученый из Крыма Сейран Арифов) неоднократно давали развернутые комментарии арабоязычным телеканалам, высказывая взвешенные и объективные оценки происходящего.

Другие исламские организации Украины, в частности, ДУМ Украины и Духовный центр мусульман Крыма, избегали прямых комментариев по поводу гражданских протестов. После кровавых событий на Институтской улице Духовное управление мусульман Украины выразило глубокую скорбь обо всех погибших и пострадавших в результате силовых противостояний в Киеве, «призвав всех сплотиться, чтобы сохранить целостность нашего государства и не допустить его разделения». 28 февраля появилось и обращение главы ДЦМК Ридвана Велиева, в котором тот «призвал всех мусульман к сплоченности и выступил за сохранение мира и стабильности». Не обошлось, впрочем, и без курьезов: ДУМ Украины опровергло информации о принадлежности к своей организации Александра Кривоносова, несколько раз выступавшего на Майдане Независимости в Киеве. Входящий в члены Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций муфтий Ахмад Тамим присутствовал на встрече с и.о. Президента Украины Александром Турчиновым. Однако под обращением Совета от 2 марта, в котором целый ряд христианских и иудейских организаций Украины осудили агрессию России, подпись ДУМ Украины отсутствует.

Немало заявлений было сделано в последние дни и мусульманами других стран. Народные протесты в Украине нашли положительный отклик у мусульман Египта, Марокко и многих других стран, где существуют проблемы авторитаризма и ущемления прав человека. Египетская организация «Братья-мусульмане» в одном из своих официальных обращений прямо поддержала инициативы Евромайдана; в ходе фактического начала российской агрессии отдельные заявления звучали из Турции и других государств. Лидеры российских мусульман преимущественно ограничились заявлениями общего характера: например, в заявлении от 28 февраля муфтий Татарстана призвал к миру и осудил попытки «построить демократию на тирании толпы», что может быть неоднозначно истолковано. В то же время независимые от власти исламские организации (например, НОРМ) публиковали обращения с поддержкой демократических перемен в Украине.

Судя по всему, ситуация в стране будет оставаться напряженной еще длительное время, в первую очередь – вследствие агрессивных действий северного соседа. Но даже в это сложное время украинский народ осознает, что мусульмане – это часть общества, верно служащая делу строительство свободного и демократического государства. Хочется верить, что после мирного разрешения ситуации расширится представительство мусульман во Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, больше прав и возможностей получат крымские татары. Мусульмане Украины должны использовать все доступные права для собственного развития и того блага, которое они смогут принести всему обществу. В этом, как представляется, и есть следование пути Пророка (мир ему), о котором Всевышний в Священном Коране сказал: «Мы послали тебя только как милость для обитателей миров!» (Коран, 21:107).

Михаил Якубович,

РИСУ, 3 марта 2014 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования