Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"УММА": Где наша Мекка? Интервью с политическим советником президента республики Татарстан Рафаилем Хакимовым


- Рафаиль Сибгатович, мы знаем Вас как сторонника джадидизма, которому многие противятся. И вот появился Ваш манифест евроислама. Так уж ли он нам необходим?

- Мы живем в быстро меняющемся мире, хотим быть развитой нацией. Но мусульманский мир на сегодня представлен лишь отсталыми странами. Почему? И что будет с нами, с нашей нацией в будущем? Я пытался найти ответ.  Конечно, роль ислама  в сохранении татарского народа трудно переоценить. Ислам объединял татар в общины и создавал механизмы  взаимной поддержки. Он консервировал традиции, и благодаря этому сохранялась этничность. Но на сегодняшний день перед нашим народом стоит иная задача: не выживать, а развиваться. Консервация не может решить этой проблемы, она становится тормозом, и джадидизм помог найти выход.

Это происходит во многих странах, но мы ощущаем  больше, т.к. у нас совсем другое  экономическое положение. Например, Саудовская Аравия богата нефтью, местное население не работает, государство нанимает иностранцев. А мы должны делать вертолеты и автомобили, а затем их продавать для улучшения социально-экономической жизни.

- А как же понятие иджтихада, которое позволяет учитывать эволюцию общества, предлагая современное толкование исламских норм, исходя из духа Корана?

- Ислам завоевал полмира, на него равнялись, но в 10 веке состоялось явление, которое в мусульманском богословии называется закрытием врат иджтихада. Критическое, аналитическое мышление было запрещено. Считалось, что все, что нужно, уже было разработано богословами. С тех пор мусульмане придерживаются только норм, выраженных в мазхабах. Хотя ещё Абу Ханифа предупреждал, что не нужно жёстко придерживаться определенного мазхаба. Когда следуешь только мазхабу, вера приобретает лишь ритуальный характер. Два столетия назад известный богослов Г. Курсави заявил: Вы не истинные мусульмане. У Вас вместо ислама - ритуалы. Также  возникает масса проблем в разрешении юридических вопросов. Пророк Мухаммед говорил: Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии. Видимо это означает, что толкование Корана должно соответствовать своему времени и конкретным условиям. Ислам - развивающееся мировозрение. В этом его сила.

- Ваше отношение к так называемому явлению "русский ислам"?

- Непонятная забава. Каждое слово несет смысл и должно быть обосновано. Поймите меня правильно, я не изобрел ничего нового. Я довожу до Вас слова известных философов и богословов, таких как Г.Буби, М. Бигиев, Г. Курсави, которые на голову выше нас и недосягаемы для современников. Сейчас многие напуганы исламом. В Европе его воспринимают как жесткое учение, которое противостоит Западу. В действительности же ислам может быть совместим с западной культурой  и через понятие "евроислам" мы сможем найти общие ценности. У каждого свой путь, своё понимание и к духовному человек приходит по своей воле.

- С каждым годом мусульман становится всё больше, но количество не перерастает в качество?

- С самого начала перестройки я не перестаю повторять, что нужно получать образование. Кроме строительства мечетей есть же духовная пища, газеты, журналы. Но сегодня печатается множество примитивных книг и статей, которые нередко стыдно взять в руки. Качество бумаги, дизайн и содержание мусульманских книг оставляет желать лучшего. Нам нужны оригинальные авторы, имеющие аналитический склад ума и конечно же свои, татарстанские. Молодёжь сейчас очень современна, она требует, чтобы любая информация была логично обоснована и развивала интеллект. Ведь именно засчет  молодежи развиваются наши конфессии. Хотя ислам в России всегда был второй религией, но за последние годы протестанские  организации по численности обошли мусульманские. Объяснение такому явлению найти несложно, и у нас есть чему у них поучиться. Протестанты говорят не на церковнославянском или
средневековом арабском языке, а на родном, понятном человеку с детства. Протестанты дают современное толкование Библии, которая перестает выглядеть архаичной книгой. Они помогают людям решать конкретные жизненные вопросы. Я закончил КГУ, физфак, т.е. изучал высокоточную науку, в которой были сделаны открытия международного плана. И мне предлагают примитивную литературу. Да я эти книги даже читать не буду. Или как человеку, имеющему высшее образование, общаться с представителями религии в большинстве своем не имеющих и не желающих приобретать высшее образование. Берите пример с протестантов, которые имеют по несколько высших образований.

- Около 10-15 лет назад у всех на устах было слово  джадиды, но с течением времени оно стало встречаться всё реже. В чем причина?

- В этом есть и наша вина, мы ничего не издавали. Но сейчас в институте Истории мы готовим антологию джадидистов в 13-15 томах. Первые 3 тома уже готовы и они будут изданы на русском языке. В них показан смысл ислама - это сделать человека цивилизованным, передовым. Ислам обьемлет всю нашу жизнь, но от наших имамов я не разу  не услышал предложения каких либо социальных проектов. Нужно работать, предлагать... Исполнение только религиозных ритуалов не научит нас строить самолеты, выпускать машины.

Нужно честно признаться - исламский мир, в основном, торгует сырьем и покупает западные товары. Там не развиваются науки и технологии. Он оказался в стороне от магистральных путей развития человечества. Нельзя отсталость оправдать праведностью. Если мусульмане праведны, то почему они тогда отсталые? Назначение Корана было иное - сделать мусульман самыми передовыми на планете.

Беседовал Ришат Хамидуллин

18 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования