- Рафаиль Сибгатович, мы знаем Вас как сторонника джадидизма, которому многие противятся. И вот появился Ваш манифест евроислама. Так уж ли он нам необходим? - Мы живем в быстро меняющемся мире, хотим быть развитой нацией. Но мусульманский мир на сегодня представлен лишь отсталыми странами. Почему? И что будет с нами, с нашей нацией в будущем? Я пытался найти ответ. Конечно, роль ислама в сохранении татарского народа трудно переоценить. Ислам объединял татар в общины и создавал механизмы взаимной поддержки. Он консервировал традиции, и благодаря этому сохранялась этничность. Но на сегодняшний день перед нашим народом стоит иная задача: не выживать, а развиваться. Консервация не может решить этой проблемы, она становится тормозом, и джадидизм помог найти выход. Это происходит во многих странах, но мы ощущаем больше, т.к. у нас совсем другое экономическое положение. Например, Саудовская Аравия богата нефтью, местное население не работает, государство нанимает иностранцев. А мы должны делать вертолеты и автомобили, а затем их продавать для улучшения социально-экономической жизни. - А как же понятие иджтихада, которое позволяет учитывать эволюцию общества, предлагая современное толкование исламских норм, исходя из духа Корана? - Ислам завоевал полмира, на него равнялись, но в 10 веке состоялось явление, которое в мусульманском богословии называется закрытием врат иджтихада. Критическое, аналитическое мышление было запрещено. Считалось, что все, что нужно, уже было разработано богословами. С тех пор мусульмане придерживаются только норм, выраженных в мазхабах. Хотя ещё Абу Ханифа предупреждал, что не нужно жёстко придерживаться определенного мазхаба. Когда следуешь только мазхабу, вера приобретает лишь ритуальный характер. Два столетия назад известный богослов Г. Курсави заявил: Вы не истинные мусульмане. У Вас вместо ислама - ритуалы. Также возникает масса проблем в разрешении юридических вопросов. Пророк Мухаммед говорил: Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии. Видимо это означает, что толкование Корана должно соответствовать своему времени и конкретным условиям. Ислам - развивающееся мировозрение. В этом его сила. - Ваше отношение к так называемому явлению "русский ислам"? - Непонятная забава. Каждое слово несет смысл и должно быть обосновано. Поймите меня правильно, я не изобрел ничего нового. Я довожу до Вас слова известных философов и богословов, таких как Г.Буби, М. Бигиев, Г. Курсави, которые на голову выше нас и недосягаемы для современников. Сейчас многие напуганы исламом. В Европе его воспринимают как жесткое учение, которое противостоит Западу. В действительности же ислам может быть совместим с западной культурой и через понятие "евроислам" мы сможем найти общие ценности. У каждого свой путь, своё понимание и к духовному человек приходит по своей воле. - С каждым годом мусульман становится всё больше, но количество не перерастает в качество? - С самого начала перестройки я не перестаю повторять, что нужно получать образование. Кроме строительства мечетей есть же духовная пища, газеты, журналы. Но сегодня печатается множество примитивных книг и статей, которые нередко стыдно взять в руки. Качество бумаги, дизайн и содержание мусульманских книг оставляет желать лучшего. Нам нужны оригинальные авторы, имеющие аналитический склад ума и конечно же свои, татарстанские. Молодёжь сейчас очень современна, она требует, чтобы любая информация была логично обоснована и развивала интеллект. Ведь именно засчет молодежи развиваются наши конфессии. Хотя ислам в России всегда был второй религией, но за последние годы протестанские организации по численности обошли мусульманские. Объяснение такому явлению найти несложно, и у нас есть чему у них поучиться. Протестанты говорят не на церковнославянском или средневековом арабском языке, а на родном, понятном человеку с детства. Протестанты дают современное толкование Библии, которая перестает выглядеть архаичной книгой. Они помогают людям решать конкретные жизненные вопросы. Я закончил КГУ, физфак, т.е. изучал высокоточную науку, в которой были сделаны открытия международного плана. И мне предлагают примитивную литературу. Да я эти книги даже читать не буду. Или как человеку, имеющему высшее образование, общаться с представителями религии в большинстве своем не имеющих и не желающих приобретать высшее образование. Берите пример с протестантов, которые имеют по несколько высших образований. - Около 10-15 лет назад у всех на устах было слово джадиды, но с течением времени оно стало встречаться всё реже. В чем причина? - В этом есть и наша вина, мы ничего не издавали. Но сейчас в институте Истории мы готовим антологию джадидистов в 13-15 томах. Первые 3 тома уже готовы и они будут изданы на русском языке. В них показан смысл ислама - это сделать человека цивилизованным, передовым. Ислам обьемлет всю нашу жизнь, но от наших имамов я не разу не услышал предложения каких либо социальных проектов. Нужно работать, предлагать... Исполнение только религиозных ритуалов не научит нас строить самолеты, выпускать машины. Нужно честно признаться - исламский мир, в основном, торгует сырьем и покупает западные товары. Там не развиваются науки и технологии. Он оказался в стороне от магистральных путей развития человечества. Нельзя отсталость оправдать праведностью. Если мусульмане праведны, то почему они тогда отсталые? Назначение Корана было иное - сделать мусульман самыми передовыми на планете. Беседовал Ришат Хамидуллин 18 августа 2003 г. |