Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР": Епископ Обуховский Иона: Новый год — праздник смерти. О чём вспоминать в новогоднюю ночь?


«Можно ли христианину праздновать Новый год и, если можно, то как?» — каждый год этот вопрос задают многие верующие — неофиты и глубоко воцерковленные. Как правильно отметить Новый год, рассказывает председатель молодежного отдела Украинской Православной Церкви епископ Обуховский Иона.

Новый год vs Рождество Христово

Помню, когда я воцерковлялся, православные категорически не праздновали Новый год. В сознании воцерковленных людей четко сидело понимание: это празднование придумано советскими властями в противовес Рождеству Христову.

И действительно, Новый год стали отмечать не с первых лет советской власти, а только с 1930-х, когда большевики поняли, что люди все равно празднуют Рождество, и чтобы искоренить эту традицию, должна быть создана альтернатива зимним церковным праздникам. Вот тогда на вооружение и был взят Новый год. Раньше, до революции, он праздновался по старому стилю — после Рождества, в период Святок, когда можно было есть любую пищу и развлекаться.

Коммунисты воспользовались разницей в календарях и вместо Рождества всячески «пиарили» празднование светского праздника.

Сегодня Рождество — государственный праздник, выходной день, никто не мешает праздновать его, как положено. Рождество мы отмечаем в первую очередь богослужением — мы должны принести Господу наше поклонение, нашу молитву. А посиделки и застолье второстепенны.

Корпоратив или литургия?

Теперь Новый год стал просто семейным праздником, никакой альтернативы Рождеству в нем нет. Это лишний повод встретиться людям, которые сейчас очень сильно разобщены — в том числе и потому, что слишком «легко» осуществляется «общение» через электронные средства коммуникации, и потому, что они сильно загружены на работе или учебе. Им нужно просто посидеть и пообщаться.

Лично я отмечаю Новый год ночной литургией, которая начинается ровно в полночь. На нее приходит достаточно много людей. Но я не настаиваю на таком способе празднования. Каждому свое. Кто-то хочет помолиться, а потом уже посидеть с родными или просто пойти спать, а кому-то хочется провести вечер с близкими людьми.

А вот от традиционных новогодних корпоративов христианин, мне кажется, должен уклоняться. Корпоративы — это уже сложившийся жанр празднований, от идеалов поведения православного христианина далекий. Я не имею в виду приятные исключения — когда люди всей компанией едут покататься на лыжах или (такое бывает на серьезных предприятиях), в какой-нибудь европейский город на экскурсию. Обычно корпоратив — это разнузданное и глупое веселье.

Празднование без двоедушия

Я когда-то читал книгу греческого архимандрита Херувима, в юности жившего на Афоне, «Из удела Божией Матери». Он цитировал слова одного афонского старца: «Ты монах, и должен быть монахом везде! Ты должен ходить, разговаривать, молиться и молчать как монах». Христианин тоже должен быть христианином везде и всегда, а не только два часа в воскресный день.

Нельзя быть двоедушным и лукавым. Если какой-то человек называет себя христианином, но старается быть «как все» — в том смысле, чтобы никто не узнал о его вере — грош цена такому христианству.

Есть масса людей, позиционирующих себя на работе христианами. Коллеги относятся к этому с пониманием — своих верующих сотрудников зовут на праздники, но если они отказываются по причине поста — не настаивают.

Если в силу каких-то причин уклониться от корпоратива нельзя, то можно найти что-то более или менее постное в меню, и уж, конечно, недопустимо со всеми вместе упиваться и участвовать в пошлых увеселениях, предлагаемых массовиками-затейниками. Если не можешь уйти и вынужден оставаться на общем празднике — веди себя по-христиански.

Memento mori

В целом же христианам новый год праздновать можно и нужно. Для христианина Новый год — это повод вспомнить, что еще на год мы приблизились к Страшному суду, к вечности, к моменту, когда мы должны будем давать ответ Господу за то, как мы жили. А значит, это и повод вспомнить: как мы себя вели, какие у нас были проколы и пробелы, удалось ли нам справиться с какими-то страстями. Заодно вспомнить: для чего мы живем и как?

Я бы пожелал всем празднующим Новый год помнить о вечности и смерти. Memento mori. Новый год — это праздник смерти и смертной памяти. Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь (Сир. 7:39).

Записала Мария Сеньчукова,

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР", 31 декабря 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования