Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗА СВАБОДНАЕ ВЕРАВЫЗНАННЕ": Назначение нового Митрополита Минского Павла вновь ставит вопросы о несовершенстве белорусского законодательства о религии


Новый Митрополит Минский и Патриарший Экзарх всея Беларуси был назначен Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря. Им стал Митрополит Павел (Пономорев), до этого являвшийся руководителем Рязанской епархии. Митрополит Павел пришел на смену управлявшему православной церковью в Беларуси с 1978 года Митрополиту Филарету (Вахромееву), однако приступить к своим обязанностям в качестве руководителя Минской епархии и всей Белорусской Православной Церкви он сможет полноценно только после получения белорусского гражданства, такое положение предусмотрено Законом "О свободе совести и религиозных организациях", статье 13: "Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь".

Статья 29 того же Закона предусматривает, что религиозной деятельностью в Республике Беларусь могут и иностранные граждане, однако при соблюдении условия их приглашения религиозным объединением, и в порядке, установленным Советом Министров. Закон также ограничивает срок такой деятельности одним годом. Более того, эта религиозная деятельность не может заключатся в исполнении обязанностей руководителя религиозной организации, поскольку противоречила бы указанной выше статье 13.

При этом, Положение о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью предусматривает необходимость согласования с Уполномоченным по делам религий и национальностей приглашение в Республику Беларусь иностранного гражданина, для получения которого необходимо соблюдать следующую процедуру: "религиозные объединения не менее чем за месяц до планируемого прибытия иностранца в Республику Беларусь направляют Уполномоченному письменный запрос в двух экземплярах, в котором указываются сведения об иностранце (согласно его паспорту – фамилия, собственное имя и отчество (если имеется), его гражданство, дата рождения, номер паспорта, дата выдачи и срок действия), цель, срок приглашения иностранца в Республику Беларусь и наименование религиозной организации, входящей в религиозное объединение, в которой он будет осуществлять религиозную деятельность, а также обосновывается необходимость его приглашения".

Таким образом, законодательство требует, чтобы запрос на согласование подавался за месячный срок (если он был подан - в чем тоже возникает проблема, см. далее - 26 декабря), то прибытие Митрополита Павла для осуществления служения может состояться не ранее 26 января. Целью такого служение, как уже отмечалось, не может быть исполнение функций руководителя - ни Минской епархии, ни Белорусской Православной Церкви, ни даже самого маленького прихода, монастыря или братства. Более того, требование указывать "наименование религиозной организации, входящей в религиозное объединение", предусматривает, что осуществлять свою религиозную деятельность Митрополит Павел сможет только на уровне епархии или общины, но не на уровне всего республиканского религиозного объединения.

Кроме того, "запрос оформляется на официальном бланке религиозного объединения с указанием обязательства религиозного объединения по соблюдению иностранцем требований законодательства Республики Беларусь, в том числе настоящего Положения, подписывается руководителем религиозного объединения или по его поручению его заместителем, а также скрепляется печатью религиозного объединения." Поскольку законодательство требует, чтобы запрос на согласование подписывал именно руководитель религиозного объединения, а фактически неясно кто на данный момент может рассматриваться в таком качестве (По Уставу - Митрополит Павел возглавляет Минскую епархию и Белорусскую Православную Церковь, по Закону до получения белорусского гражданства он таких фунций исполнять принципиально не может), то само приглашение его для служения в Минской епархии представляется невозможным. Единственным возможным способом приглашения его в Беларусь для занятия религиозной деятельностью в соответствии с законодательством является приглашение его одиним из епархиальных архиереев - руководителей религиозных объединений - для осуществления религиозной деятельности на территории одной из организаций, входящих в данное религиозное объединение, учитывая при этом, что "иностранец, приглашенный в Республику Беларусь для осуществления религиозной деятельности, не имеет права заниматься религиозной деятельностью в населенных пунктах, не входящих в территорию деятельности религиозной организации, в которой ему согласовано осуществление религиозной деятельности".

Единственным способом законодательно безупречного выхода из правовых коллизий может являться лишь получение Митрополитом Павлом гражданства Республики Беларусь в кратчайшие сроки. Для этого ему, как лицу, постоянно проживающему заграницей, необходимо - лично, через другое лицо или по почте - обратиться в "соответствующий орган дипломатической службы", который примет его заявление с просьбой о приеме в гражданство Республики Беларусь, и направит на рассмотрение Президента Республики Беларусь (см. стст. 32-33 Закона "О гражданстве"). Президент принимает решение и либо издает Указ о приеме в гражданство лица, либо распоряжение об отклонении заявления (см. стст. 28-29 Закона "О гражданстве"). Датой, с которой лицо является принятым в гражданство Республики Беларусь, является дата вступления в силу соответсвующего Указа Президента. Если Митрополит Павел будет признан лицом, идентифицирующем себя как белорус, либо лицом, "имеющим выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающим профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь" (см. ст. 14 Закона), тогда к нему может не применяться требования необходимость проживания "на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно".

Жесткие требования в отношении религиозных деятелей, являющихся иностранными гражданами, во-первых, ограничивают свободу вероисповедания самих иностранных граждан, во-вторых, ограничивают права религиозных организаций на самоопределение в кадровых вопросах, а также открывают широкое поле для манипуляций религиозными организациями са стороны государства. Не раз данные нормы препятствовали католическим священнослужителям и монахиням продолжать религиозную деятельность в Республике Беларусь (см. статью Н. Василевич "Визовый бан-лист для ксендзов"), например, борисовскому священнику Збигневу Грогорцевичу в 2008 году не продлили разрешение, и он вынужден был покинуть страну; и в случае протестантских деятелей даже заканчивались депортацией из Республики Беларусь - как это произошло в отношении известных белорусских протестантских проповедников - в 2007 году Ярослава Лукасика, жена и дети которого являются белорусскими гражданами и который много лет прожил в нашей стране, прекрасно владеет белорусским языком, и в 2008 году Вениамина Бруха, основателю и пастору с 1991 г. по 2002 г. минской полноевангельской общины "Церковь Иисуса Христа". Белорусские власти настолько пристально следят за исполнением всех предписаний белорусского законодательства, что в 2006 году они остследили, что польский (родом из Беларуси) священник Антоний Кочко, 78-летний настоятель одного католического прихода в Слуцком районе, имевший тогда разрешение на осуществление религиозной деятельности в Республике Беларусь, был задержан и привлечен судом к административной ответственности за нарушение территориального принципа - служения в населенном пункте, не входящем в территорию деятельности своего прихода, а всего-то, будучи проездом в Минске, служившего в костеле свв. Симеона и Елены.

Будет ли подобная жесткость следования букве закона проявлена белорусской властью в отношении Белорусской Православной Церкви? Либо соответствующие государственные органы пойдут на встречу самой многочисленной религиозной организации Республики Беларусь в отношении ее нового руководителя-иностранца? Или, может, Президент в ближайшие дни, несмотря на занятость последних предновогодних дней, рассмотрит в срочном порядке заявление Пономорева Григория Васильевича (Митрополита Павла) и издаст указ о приеме его в белорусское гражданство, чтобы к Рождеству новый руководитель Белорусской Православной Церкви, не нарушая белорусского законодательства, мог бы служить в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска свою первую рождественскую службу в качестве Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, руководителя республиканского религиозного объединения "Белорусская Православная Церковь" - как гражданин Республики Беларусь.

Наталья Василевич,

"ЗА СВАБОДНАЕ ВЕРАВЫЗНАННЕ", 27 декабря 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования