Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": В спортивном теле – православный дух. Гражданская активность верующих порой превращается в апологию физической силы


Прошедший на днях Русский марш вызвал нешуточные переживания у отдельных представителей Русской православной церкви, озабоченных тем, что толпы русской молодежи шагают по улицам отнюдь не под православными хоругвями, а под языческими знаменами с коловратом. "Меня как православного священника это не может не беспокоить. Мы – православные священнослужители – во многом виноваты в этом", – заявил на прошедшей после Дня народного единства пресс-конференции председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, есть пробел именно в плане миссионерской деятельности. "Нужно больше говорить сегодня этим людям о том, что… христианин должен быть воином Христовым, в том числе… в сфере устроения жизни своей страны, – призвал Чаплин. – Христианство – это не религия узкой прослойки интеллигентов, которые зачитываются Льюисом и Честертоном. Это – вера, которая предполагает активную гражданскую позицию, в том числе тех людей, которые сегодня составляют уличную стихию". Он упомянул, что на прошедшем 31 октября Всемирном русском народном Соборе подобную точку зрения высказали "представители спортсменов и спортивных болельщиков".

Надо сказать, что уличная активность православных верующих активизировалась в последние месяцы, и едва ли не ключевую роль здесь играют именно спортсмены. В разных районах Москвы прошли акции, организованные новым православным движением "Сорок сороков", лидеры которого – Андрей Кормухин, в прошлом борец, и чемпион России по боксу 2000 года Владимир Носов. Первой акцией движения стал фестиваль "Православие и спорт", предварявшийся "пробежкой от храма к храму", явно ориентированной на привычный у национал-патриотической молодежи формат "русских пробежек". Агитматериалы были проиллюстрированы портретом единоборца Федора Емельяненко. За следующую массовую акцию движения – молитвенное стояние 7 октября на Ходынском поле – агитировал популяризатор карате Андрей Кочергин, представленный "Сорока сороками" как "воин Христов".

18 октября в Даниловом монастыре Москвы, где находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси, прошел учредительный съезд еще одного движения – Союза православных единоборцев, чьим лидером стал руководитель Федерации сёриндзирю каратэдо Сергей Федоткин. Ранее Союз православных единоборцев участвовал в акциях "Сорока сороков", а лидеры последних, как сообщается в группе союза в соцсетях, присутствовали на учредительном съезде православных спортсменов, как и Кочергин. Среди участников съезда упомянут и Владимир Сергеев – лидер федерации "Боевое самбо православных граждан", действующей в столице уже три года, являющийся также членом Центрального совета православного движения "Народный собор". Среди организаций, вошедших в новоявленный союз, упомянуты Люберецкая федерация бокса, Союз боевого карате "Кои Но Такинобори Рю", центр восточных единоборств "Арнис Кали-Силат и Джит Кун" и другие.

Прицел православной общественности на спортивную молодежь очевиден. В этой связи можно вспомнить недавнее заявление главы Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонаха Димитрия (Першина) о том, что поражение боксера Александра Поветкина в бою с Виталием Кличко объяснялось тем, что Поветкин "в начале своего спортивного пути говорил о своем православии, затем стал адептом неоязычества".

Соперничество православия с язычеством за молодежь в последние годы приобрело характер некоего соревнования за то, "кто круче". Группы православных движений заполнены фотографиями атлетов с крестами, которые, очевидно, должны убедить, что "православие – религия сильных". "Существует миф, активно тиражируемый атеистами и различными неоязыческими группировками, что православие – это религия для слабых", – таким предисловием представителями миссионерского центра "Ставрос" предваряется интервью, взятое ими у каратиста Кочергина, заявившего: "Для меня православие – это война… Православные – воины Христовы".

Однако апология силы, нагнетания атмосферы противостояния с некими врагами закономерно приводит к дальнейшей радикализации уличной стихии. И вот уже в октябре с.г. "воин Христов" Кочергин в футболке "Православие или смерть" вместе с казаками, ранее принуждавшими жителей Гагаринского района к постройке храма (см. "НГ-религии" от 17.04.13), едет в Петербург на акцию против сексменьшинств. А несколькими днями позже в московском районе Коньково, как сообщается в группе "Сорока сороков" в соцсетях, "два наших брата общим весом 230 кг… оттеснили в сторону недовольных" строительством храма жителей. Неделю спустя недостроенный храм был подожжен. Применение силы с одной стороны неизбежно порождает противодействие с другой, и "крестовый поход" православных активистов против "бесноватых храмоборцев", как они именуют противящихся строительству храмов жителей, лишь усиливает раздражение по отношению к РПЦ. И снова все идет по порочному кругу.

Владислав Мальцев,

"НГ-РЕЛИГИИ", 8 ноября 2013 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования